На днях возникло желание разложить по полочкам давно копившиеся мысли. Результат ниже. Воспринимаю как нечто вроде введения в тему для начинающих.
1. Каждая религия возникает как попытка понять какого-либо мистика. В процессе этого его поступки и сообщения подвергаются рационализации и социализации.
2. Таким образом, те, кого принято называть основателями религий, ими не являются.
3. По внешнему проявлению мистики были скорее поэтами и каламбуристами, чем жрецами, или теологами, или даже философами, или даже мифотворцами.
4. Утверждения, согласно которым все мистики, по большому счёту, учили одному и тому же, почти так же поверхностны, как противоположные.
5. Концепции, принадлежащие даже одной религии, находятся в куда менее жесткой взаимосвязи, чем это преподносится её ортодоксами. Например, можно верить в вечную жизнь и не верить в Бога - и наоборот. Можно верить в жизнь после смерти и не верить, что эта жизнь будет вечной. И так далее.
6. Нет слова, конвенция о значении которого была бы более призрачной, чем слово “Бог”.
7. Есть божественное или нет - менее фундаментальная проблема, чем вопрос о том, что достойно таковым называться. Сообщения мистиков - в основном утверждения насчёт последнего.
8. Существование мистиков было самым сложным и необыкновенным на всём поле известного опыта. Если рассматривать человеческую историю как процесс усложнения экзистенциальных модальностей, то их вклад был наиболее значительным.
9. В их откровениях намного больше дискуссионного, многозначного и загадочного, чем вполне понятного и очевидного. То или иное понимание мистика не имеет ничего общего с общеобязательностью и доказательностью.
10. По отношению к сообщениям мистиков можно выделить четыре группы людей:
а) те, кто на них спекулирует, искажает или извращает ради богатства, власти или того, что считает общим благом;
b) те, кто поверил, что спекулирующие действительно транслируют первоисточник и вовлёкся в созданные ими закрытые ментальные и социальные структуры;
c) те, кто поверил, что спекулирующие действительно транслируют первоисточник и отверг созданные ими структуры;
d) те, кто не поверил в транслируемое спекулирующими, отверг их структуры и приобщился к первоисточнику.
11. Есть и другие группы. Но существование первых трёх, его причины и следствия - одна из величайших драм человеческой истории, существование четвёртой - одно из её величайших благ.
12. Каждый из нас отчасти принадлежит к каждой группе.