• * Пользователи
  • * Регистрация
  • * Вход
  • Список форумов
Список форумов ‹ Основной форум ‹ Трансфизика и метаистория

Уже не совсем "физика", и совсем не "история"
Ответить
Сообщений: 18 • Страница 1 из 1

Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Ахтырский » 21 окт 2011, 05:38

Безусловно, глубоким смыслом наполнена поговорка "Если у вас паранойя - это не значит, что вас никто не преследует". Во многом галантерейщик Бонасье был прав - он столкнулся с заговором против него и Франции. на бытовом уровне человек то и дело сталкивается с заговорами - сам интригует против кого-то и предполагает, что интриги плетутся и против него.

В человеке сталкиваются две его веры - вера в мировой п....ц и вера в то, что реальность трансформируется в нечто благое, всеобщее и индивидуальное. Убежденность в существовании тотального мирового заговора и вера в благое провидение. В своем пределе вера в мировой заговор абсурдна, поскольку частью заговора оказывается и сам размышляющий, в частности, сама его вера в наличие такого заговора. Поскольку даже в своем солипсическом варианте, когда человек, закрывая глаза, чувствует, что весь мир пошел на него войной, из заговора есть выход, заговор не тотален - и можно предположить, что прорвавшись сквозь тенета, он обнаружит себя в запредельной по отношению к миру заговора реальности.

Таковы предельные случаи, хотя следует помнить, что за любой конспирологической паранойей локального масштаба просвечивает этот архетип - в его первичной солипсической абсурдности. Точно так же за любым импульсом жажды власти стоит желание поставить под свой полный контроль всю реальность, которая должна стать марионеточной - и этому желанию нельзя дать поработить себя.

Вероятно все. Нельзя скидывать со счетов возможность, что это все придумал Черчилль в восемнадцатом году - или же оказавшийся в Париже Котовский. Самая невероятная версия может оказаться через некоторый промежуток времени вполне мейнстримной - коперниканская революция тому пример.

Таким образом, параноидальной конспирологии противостоит конспирология шизоидная, которой, возможно и следует уравновешивать первую. Неуравновешенная параноидальная конспирология страдает патологической ограниченностью - она считает, что один из вариантов интерпретации каузального потока является на порядок более вероятным, чем весь оставшийся легион. Очарованный такого рода конспирологией человек забывает, что реальность практически невероятна, преувеличивает свои когнитивные возможности - хотя видит лишь ничтожно малое число струек в потоках океана причинности.

Параноидальная конспирология тяготеет к детерминистским теориям - она зиждется на уверенности, что реальность скорее контролируема, чем свободна, и что контроль этот неблагой. Хотя у меня есть серьезные сомнения, что контроль может быть благим - моя интуиция говорит мне, что божественное провидение не имеет отношения к реальности, скрывающейся за семантическим полем слова "контроль", что Бог есть в том числе и Свобода.

Любое состояние реальности и отдельных ее систем параноидальный конспиролог рассматривает как запрограммированную умными, хорошо осведомленными и могущественными недоброжелателями. Любое изменение он трактует как запланированное и негативное.

Но реальность представляет собой равнодействующую разнонаправленных воль. Мало того, субъекты процесса (во всяком случае, это точно касается мира людей) имеют сразу несколько волевых установок в одном действии (и конституции, и севрюжины с хреном и кого-нибудь ободрать). Поэтому контролеры для параноидального конспиролога оказываются в итоге существами, фактически совершенными, за "небольшим" исключением - их воля не является доброй.

Таким образом, возвращаюсь к одному из исходных положений - параноидальная конспирология оказывается верой в мировой п....ц, в неблагого демиурга. Вере абсурдной, поскольку сам конспиролог в пространстве своего мировоззрения размещает себя за пределами заговора и мнит себя ему противостоящим. Но если этот конспиролог выйдет за пределы собственного солипсизма, он должен будет сделать вывод, что и другие существа по своей сути к заговору непричастны. И следовательно, поток событий может пойти не по плану контролеров, неизбежны "точки бифуркации", переходные нестабильные состояния, просчитать которые не представляется возможным. ЛСД исследовалось спецслужбами на предмет усиления контроля, но на деле привело к ослаблению оного.

Крайне важно, оценивая вероятности версий, обращать внимания на собственные предустановки, направляющие внимание на одни варианты и оставляющие без внимания другие. Предельные установки недоказуемы - и мне лично предпочтительна вера во всеобщее освобождение.
Аватар пользователя
Ахтырский

 
Сообщений: 2913
Зарегистрирован: 14 окт 2011, 03:38
Благодарил (а): 20 раз.
Поблагодарили: 55 раз.
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Тихий Don Diego » 21 окт 2011, 06:33

"В своем пределе вера в мировой заговор абсурдна, поскольку частью заговора оказывается и сам размышляющий, в частности, сама его вера в наличие такого заговора".


Логически неверное утверждение. Моя вера в существование поликлиники еще не означает, что я являюсь ее частью. Если только это не ПОЛИКЛИНИКА.


"параноидальной конспирологии противостоит конспирология шизоидная"


Параноидальной психологии может противостоять и не конспирология вовсе.
Тихий Don Diego

 
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Ахтырский » 21 окт 2011, 06:37

Имелся в виду именно тотальный мировой заговор, то есть именно ПОЛИКЛИНИКА. Как говорила одна девочка о том, как она поняла фильм "Приключения Электроника" - "злые украли Поликлиника".
Аватар пользователя
Ахтырский

 
Сообщений: 2913
Зарегистрирован: 14 окт 2011, 03:38
Благодарил (а): 20 раз.
Поблагодарили: 55 раз.
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Тихий Don Diego » 21 окт 2011, 06:37

Ахтырский писал(а):Таким образом, возвращаюсь к одному из исходных положений - параноидальная конспирология оказывается верой в мировой п....ц, в неблагого демиурга.
Совсем не обязательно. Вера в мировой... финал и вера в неблагого демиурга могут быть связаны, но из одного положения совсем не следует с необходимостью другое.
Тихий Don Diego

 
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Тихий Don Diego » 21 окт 2011, 06:41

Ахтырский писал(а):Имелся в виду именно тотальный мировой заговор, то есть именно ПОЛИКЛИНИКА. Как говорила одна девочка о том, как она поняла фильм "Приключения Электроника" - "злые украли Поликлиника".
Большинство конспирологов не занимаются вопросом о тотальном заговоре. Речь, как правило, идет о том, что какая-то инициативная группа, обладающая каким-либо огромными ресурсами, манипулирует мировым сообществом и направляет мировой процесс. При этом в таком варианте конспирологической теории эта группа по определению не обладает абсолютной властью - иначе ей незачем таиться от поверхности социально-политических процессов.
Тихий Don Diego

 
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Ахтырский » 21 окт 2011, 06:42

Под верой я имел в виду не веру как доверие, а веру как уверенность в существовании. Альтернативой демиургу для уверенного в мировом негативном финале может быть только энтропия - а это безличный вариант такого финала. Своего рода дух мировой псевдоанархии, а не тирании.
Аватар пользователя
Ахтырский

 
Сообщений: 2913
Зарегистрирован: 14 окт 2011, 03:38
Благодарил (а): 20 раз.
Поблагодарили: 55 раз.
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Legatus » 21 окт 2011, 09:10

Митя, раз ты взял альтернативу из области психологии (точнее, одного из видов психотипологии), противопоставив шизоидный тип паранойяльному, то как раз тут вопрос идёт о вере-доверии. ;)

Так как паранойяльный тип одной из непосредственных характеристик имеет недоверие к окружающему миру (есть даже психологические теории, которые считают, что если ребёнок получает мало ласки в период до 1 года он имеет склонность во взрослом возрасте развить именно паранойяльную акцентуацию), грубо говоря: параноитимик не ждёт ничего хорошего от мира, зато пакостей - всегда (при этом сам параноитимик может искренне желать других и облагодельствовать).

Второй момент отличающий шизотимика от параноитимика является различение по полярности в рамках привязанности к собсвтенной персоне, к своему я. Шизотимик склонен к деперсонализмации (например, познавая что-то он растворяется в процессе познания, что роднит шизотимность с соционическим понятием "белой логики"), параноитимик напротив, как и истеротимики - склонен к яркой гиперперсонализации (то есть в процессе познания для него характерно неотвлечение от себя как личности - шизоидного и циклоидного растворения и парения в... он просто не понимает, и во-вторых, персонификация, как минимум подсознательная объектов познания). Второе интересно: первобытный шаман (часто параноитимик) или ребёнок в возрасте от 3 до 7 (период гиперперсонализации и формирования Эго), например, может говорить с куклой как с живой, или в серьёз палкой бить камень, как живого и обладающего "Эго", наказывая его за то, что сам до этого об него споткнулся. /Классика жанра из истории Древнего мира, параноитимный царь Ксеркс, наказывающий плетьми... пролив Босфор за бурю, повредившую его флот./

Если говорить о способах познания, то безусловно шизоидной его формой является мистика. созерцание, а безусловно паранойяльной - магия. Магия - в самом широком смысле, включая науку модерна, так как знаменитое мичуринское: "мы не станем ждать милостей от природы - взять их у неё наша задача" - классическая формула мышления паранойяльного. На заметку к конспирологии, если присмотримся к смыслу процитированной фразы, увидим, что учёный-материалист представляет себе Природу - 1) живым и обладающим рассудком существом, у которого можно "брать" или "ждать милости", будто оно, как существо, способно к милосердию как таковому; во-вторых, ему приписывается скупость, нежелание дать человеку то, что ему нужно - а это уже практически, просто неосознанная, на подсознательном уровне сформулированная, гностическая или люциферианская теория "злого демиурга" в готовом виде.

Ну, и последний шаг к теории заговора, это следствие из синтеза упомянутых выше двух пунктов паранояльного восприятия. Если человек 1) ждёт от мира скорее пакости, чем хорошего; 2) воспринимает всё персонализировано, следовательно, он рано или поздно должен предположить существование персонализированной организованной структуры делателей гадостей. Не обязательно в виде "мирового заговора" - эта форма скорее не акцентуационна, а психопатична уже. Но вот, тот же параноид Сталин, к примеру, считал, что на заводах СССР никакие неприятности или аварии не могут происходить стихийно; у него напрочь отсутствовала сама категория стихийности, как ты, Митя, пишешь:
Ахтырский писал(а):человек забывает, что реальность практически невероятна, преувеличивает свои когнитивные возможности - хотя видит лишь ничтожно малое число струек в потоках океана причинности.

- и потому, видя на практике, скажем, нарушения плана или аварию он считал, что за этим стоит заговор враждебно настроенных по отношению к нему лично или к его делу, каковым он считал СССР, лиц.

Если в дальнейшем это будет интересно, отдельно о дихотимии шизотимия/паранояльность и их следствиях от восприятия реальности и принимаемых картин мира, и до способов поведения в мире можно отдельно обсудить в разделе "психология".
Legatus

 
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Яник » 21 окт 2011, 14:21

Тихий Don Diego писал(а):
"параноидальной конспирологии противостоит конспирология шизоидная"


Параноидальной психологии может противостоять и не конспирология вовсе.

Очень глубокое замечание. Логически безупречное и железно вытекающее из приведенной цитаты.
Я еще добавлю, что
Параноидальной электротехнике может противостоять и не конспирология вовсе.
И ещё
Параноидальной арифметике может противостоять и не конспирология вовсе.
Попробуйте опровергнуть.

А кем Вы, тёзка, были на WS?
Да здравствует 75 лет Победы над Японией!
Спасибо деду за Победу!
Можем повторить!
Аватар пользователя
Яник

 
Сообщений: 9830
Зарегистрирован: 14 окт 2011, 04:39
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 185 раз.
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Яник » 21 окт 2011, 17:11

На покойном WS была могучая ветка про конспирологию
Да здравствует 75 лет Победы над Японией!
Спасибо деду за Победу!
Можем повторить!
Аватар пользователя
Яник

 
Сообщений: 9830
Зарегистрирован: 14 окт 2011, 04:39
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 185 раз.
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение homoludens73 » 24 окт 2011, 14:35

Используя индуктивный метод, меня лично более убеждает всеобщий детерминизм. Если рассматривать какой-либо факт/феномен, всегда есть причина их возникновения, даже если в данный отрезок времени причина не видна. "Точки бифуркации", горячо любимые Митей, являются столкновениями воли, которые тоже предусмотрены в "большой игре". Всегда можно встретить, как минимум две, противоборствующие группы, которые будут заняты "в заговоре друг против друга". К конспирологии параноидальный подходит дедуктивно, шизоидный - индуктивно. Wars never end, они переходят в другое качество.
homoludens73

 
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Legatus » 24 окт 2011, 16:23

Используя индуктивный метод, меня лично более убеждает всеобщий детерминизм.

Я бы возразил тут тем, что свободная воля как факт существует.
Но тут же Вы правы на счёт причинно следственной связи, и получается, что свободная воля существует, но праявляется лишь в виде выбора из возможного, ограниченно возможного и невозможного, и таким образом, свобода воли превращается всего лишь в свободу выбора, посредством ограничения в силе - потенции влияния - выбирающего субъекта
Legatus

 
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение homoludens73 » 24 окт 2011, 17:41

Совершенно верно. И свободы тем больше, чем "больше" субьект воли.
homoludens73

 
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Legatus » 24 окт 2011, 17:51

Совершенно верно. И свободы тем больше, чем "больше" субьект воли

И именно по этому меньший субъект стремиться стать большим.
И потому же он недолюбливает и опасается большего, так как знает, что ему нечего противопоставить тому в защите себя и близких.
Legatus

 
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение homoludens73 » 24 окт 2011, 18:00

Да. И перед каждым субьектом встает выбор пути: подавлять и поглощать других, становясь больше или ... (я думаю как красивее и правильно выразить мысль)))
homoludens73

 
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение homoludens73 » 24 окт 2011, 18:05

...или добровольная сублимация с более высшим и благим субьектом, без ощутимой потери собственной воли.
homoludens73

 
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Ахтырский » 24 окт 2011, 18:21

Понятие "большего" и "меньшего" весьма относительно. Параметр физической силы - не единственный в этой оценке. "Физическая сила" - условное понятие. Часто это колосс на глиняных ногах. Свобода и любовь и творческий импульс парадоксальным образом, сильны абсолютно, хотя в своей чистоте ненасильственны. Просто их ничто не может отменить и без них ничто не может существовать.
Аватар пользователя
Ахтырский

 
Сообщений: 2913
Зарегистрирован: 14 окт 2011, 03:38
Благодарил (а): 20 раз.
Поблагодарили: 55 раз.
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение homoludens73 » 24 окт 2011, 18:31

А где я сказал о физической силе? Многие криминальные авторитеты физической силой не обладают, также и с другой стороны - Махатма Ганди, например. Сила заключается в "привлечении" других субьектов воли. Энергия, если хочешь.
homoludens73

 
Вернуться наверх

Re: Методологические проблемы конспирологии

Сообщение Legatus » 24 окт 2011, 18:40

Параметр физической силы - не единственный в этой оценке

Почему только физической?

Сила - это нечто изменяющее объективную реальность, как внутреннюю так и внешнюю.
Быть физической (то есть ограничиваться одним слоем мира) - это означает для неё сугубое ограничение.
Legatus

 
Вернуться наверх


Ответить
Сообщений: 18 • Страница 1 из 1

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

  • Изменить размер шрифта
  • Для печати
  • Объявления
«Eсли ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Eсли ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя.» © Августин Аврелий
Powered by phpBB © 2014 phpBB Group
Роза Мира Даниила Андреева на RozaMira.Us