• * Пользователи
  • * Регистрация
  • * Вход
  • Список форумов
Список форумов ‹ Личное ‹ Персональные подфорумы ‹ В ожидании Вечной Женственности

Модератор: Улисс

Ответить
Сообщений: 2 • Страница 1 из 1

Учение о Двоице (цитаты и вольные интерпретации)

Сообщение Улисс » 29 авг 2025, 06:40

Содержание:

Раздел II: Богословие (теоретическая часть, цитаты и вольные интерпретации из мирового культурного наследия)




1. Н. Бердяев Дух и реальность (Основы богочеловеческой духовности)

Глава I. Реальность духа. Дух и бытие


2. Герметизм.

3. Святитель Николай Сербский "Молитвы на озере"

**
Улисс

 
Сообщений: 2296
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 15:29
Благодарил (а): 232 раз.
Поблагодарили: 352 раз.
Вернуться наверх

Re: Учение о Двоице (цитаты и вольные интерпретации)

Сообщение Улисс » 29 авг 2025, 12:29

Глава I. Реальность духа. Дух и бытие

1


Мир склоняется к отрицанию реальности Духа.
Он не сомневается лишь в реальности видимых вещей,
принуждающих себя признать.
Но Дух не есть видимая вещь,
Он совсем не есть вещь среди вещей.

Философская мысль часто натурализировала Дух
и вводила Его, как высшую ступень,
в иерархию объективного мира.
Дух понимался как один из объектов,
хотя и Объект высшего порядка.
Этим приписывалась Духу реальность,
подобная реальности объектов объективного мира.
Но можно ли обрести реальность Духа,
показать Его реальность, как объекта в мире?
В этом вся острота стоящей перед нами проблемы.

Философская мысль, склонная к объективизации
и к гипостазированию мысли,
отождествляет реальность с объективностью.
Показать реальность Духа –-
значит показать Его объективность.

Противники реальности духа говорят,
что Дух есть лишь
субъективное душевное состояние людей.
Явления духа отождествляются с явлениями душевными,
психическими, которые определяются как субъективные.
Поэтому защитники Духа хотят доказать,
что явления Духа объективны, а не субъективны.

Спиритуалистическая онтология утверждает,
что подлинное бытие, сущность бытия есть Дух,
и Дух есть бытие, объективное бытие.
Но что такое бытие?

Проблема, к которой мы приходим, следующая.
Применима ли выработанная
рациональной мыслью категория бытия к Духу,
применима ли она к Богу?

Апофатическая мистическая теология
отрицает применимость к Богу категории бытия,
она признает Бога Сверхбытием и даже Небытием.
По-другому это должно быть сделано
и для философского познания Духа.

Дух не только не есть объективная реальность,
но не есть бытие как рациональная категория.
Духа нигде нет, как реального предмета, и никогда нет.
Философия Духа должна быть не философией бытия,
не онтологией, а философией существования.

Дух есть реальность не только иная,
чем реальность природного духа,
чем реальность объектов,
но есть реальность совсем в другом смысле.

Реальность Духа есть реальность свободы,
а не реальность природы.

Дух никогда не есть объект,
и реальность Духа не есть реальность объекта.

В так называемом объективном мире
нет такой природы, такой вещи,
такой объективной реальности,
которую мы могли бы назвать Духом.

И потому-то так легко отрицать реальность Духа.
Бог есть Дух и потому не есть объект.

Бог есть Субъект. С этим многие согласятся.
Но это нужно сказать и про Дух.
Дух раскрывается в субъекте, а не в объекте.
В объекте можно найти только лишь объективизацию Духа.

Но в объекте нет Духа, Он лишь в субъекте.
Лишь субъект экзистенциален,
имеет свое существование.

Объект есть продукт субъекта, т. е. объективации.
Субъект же есть творение Божье,
и потому ему дано первородное существование.

Субъект есть продукт мысли
лишь в своей противоположности объекту,
который мыслится коррелятивно,
а не в своем внутреннем существовании.

Но чистая Духовность находится вне мысленного
противоположения субъекта и объекта.
Поэтому, хотя Дух лишь в субъекте, а не в объекте,
но Он совсем не субъективен.

Реальность Духа не объективная, не вещная,
а реальность иная, и несоизмеримо большая реальность,
более первичная реальность.

Дух есть иное, высшее качество существования,
чем существование душевное и телесное.

Но реальность Духа имеет иной генезис,
это реальность не от объекта, а от Бога,
Который есть субъект.

Дух есть сфера, на которую не распространяется
различение и противоположение мышления и бытия
и в которой нет объективации
и гипостазирования продуктов мысли.

Дух есть Истина Души, Её вечная ценность.
В этом смысле Дух имеет аксиологический характер,
Он связан с оценкой.

Духовность есть высшее качество, ценность,
высшее достижение в человеке.

Дух дает смысл действительности,
а не есть другая действительность.

Дух есть как бы дуновение Божье,
проникающее в существо человека
и сообщающее ему высшее достоинство,
высшее качество его существования,
внутреннюю независимость и единство.

В действительности духовные состояния
ничему не соответствуют, они есть,
они и есть первореальность,
они более экзистенциальны,
чем всё, что отражает объективный мир.

Дух и есть реальность, раскрывающаяся
в экзистенциальном субъекте и через него,
реальность, идущая изнутри,
а не извне, не от объективированного мира.

Дух есть то, что преодолевает падшесть и разобщенность.
Реализм Духа не есть реализм объекта.

В действительности верно определить Дух
как противоположный общему,
объективированному и безличному.

Есть познание, которое не есть познание
объектов через понятия на основе универсальных начал,
которое есть проникновение в существование,
в конкретную действительность,
которое есть соучастие в бытии, просветление жизни.
И только на этих путях возможно познание Духа,
Который всегда конкретен.

Дух находится по ту сторону
того противоположения общего, родового
и частного, индивидуального,
которое делалось в спорах номиналистов и реалистов.
Знание о Духе отличается от знания
об объективной природе, Оно иного качества.

Дух и духовность находятся
вне того противоположения субъективного и объективного,
общего и частного, родового и индивидуального,
которое есть уже продукт объективации.
Нельзя переносить на Дух признаков,
извлеченных из познания объективированной природы.
Так происходит натурализация Духа.

Дух совсем не есть идеальная, универсальная основа мира.
Дух –- Конкретен, Личен, "Субъективен",
Он раскрывается в Личном существовании,
в личном существовании раскрывается
и конкретно-универсальное в Духе.

Дух нужно понимать прежде всего Персоналистически.

Дух есть свобода. Именно в Духе человек свободен,
не чувствует зависимости
не только от детерминации природной и социальной,

но и от детерминации логического универсализма,
т. е. от детерминации природного,
социального и логического, родового бытия.

Гегель знал, что свобода значит "быть у себя",
а Дух есть вечное возвращение к себе.

Дух означает выход человека из замкнутости
к конкретно-универсальному.

Дух Личен и раскрывается в личности,
но Он наполняет личность сверхличным содержанием.

Дух субъективен и раскрывается в субъекте,
но Он спасает от дурной "субъективности",
от неспособности различать реальности
и соединяться с реальностями.
Реальность Духа есть также обращенность к реальностям.

Дух зряч и видит реальности,
видит и реальности мира духовного,
и реальности мира объективированного,
природного, душевного, исторического, социального.

Царство Духа есть Царство свободы и любви.

Дух наиреальнейшая реальность,
потому что субъективно-личное реальнее
объективного, объектного.

Истина не реальна, как природа, как объективная вещь,
но реальна, как Дух,
как духовность в человеческом существовании.

Дух есть Субъект,
потому что субъект противоположен вещи.
Дух утверждает свою реальность через человека.
Человек есть манифестация Духа.
Сознание и самосознание связаны с Духом.
Дух есть действие сверхсознания в сознании.
Духу принадлежит примат над бытием.

Христианство вносит существенно
новые черты в понимание Духа.

В Евангелии все происходит от Духа и через Дух.

Это не нус философии, а пневма религиозного откровения. В Новом Завете пневма есть не сознание
или мысль человека, а духовное состояние,
определяемое божественным вдохновением.

Дух есть Дух Святой,
и Он относится к душе, как кровь относится к телу.

Дух всегда -– защитник,
помощник, утешитель, вдохновитель.

Замечательнее всего, что только грех
против Духа не может быть прощён,
грех против Сына, против Христа может быть прощён.

Этим уже определяется центральное положение Духа.

Евангелие полно обещанием, что Дух будет дан.
Всё делает Дух, а не человек,
т. е. все делает человек через Духа,
получая Дух: Царство Божье приходит в духе и силе.

Наитием Духа объясняется всякий сильный аффект
и необычайное событие.

Божественное вдохновение
как бы уничтожает человеческое «я».

Дух всегда отождествляется с силой.
Этой силы не имеет нус философов.

В апостольской церкви Дух был не догматом и учением,
а центральным фактом религиозной жизни.

С Духом связана харизматичность первохристианства,
харизматичность реальная, а не символическая.

Необходимо различение духов, но это различение
происходит через Дух.

Противоположение "духа" и "плоти"
у Апостола Павла основное.

Это противоположение совсем не есть
философское противопоставление
духовного и материального,
оно носит чисто религиозный характер.

Для Апостола Павла Дух не имеет существования,
отдельного от Бога и Христа:
Дух и делает людей христианами.


**
Улисс

 
Сообщений: 2296
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 15:29
Благодарил (а): 232 раз.
Поблагодарили: 352 раз.
Вернуться наверх


Ответить
Сообщений: 2 • Страница 1 из 1

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

  • Изменить размер шрифта
  • Для печати
  • Объявления
«Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить.» © Зигмунд Фрейд
Powered by phpBB © 2014 phpBB Group
Роза Мира Даниила Андреева на RozaMira.Us