6. Серые стихиали
6.2. Синантропные серые стихиали
6.2.3. Стихиали городов
Краткая характеристика
Кроме видоизменившихся в каменных джунглях домовых, в наших городах обитает много других стихиалей. В то же время стихиальный «портрет» урбанизированных территорий сильно отличается от расположенных за городской чертой местностей. Меняется не только состав присутствующих стихиалей, но и характер их присутствия.
Наблюдения
Города заметно беднее стихиалями, чем даже подвергнутая сильному человеческому воздействию природная среда. Самые же бесплодные в этом смысле районы, с которыми довелось столкнуться автору, – это административные и деловые кварталы в центре Москвы и Санкт-Петербурга. Туда почти не долетают даже вездесущие стихиали Вайиты. Методически, пусть и неосознанно, устранены стихиали из крупных гипермаркетов и аквапарков.
Весь спектр обитающих в городах стихиалей смещён в тёмно-серую сторону: заметно меньше присутствие светлых стихиалей при раздолье серых и демонических. Серые процветают в канализации и трубопроводах (в виде чуть изменившихся стихиалей Ганникса), в подвалах и на чердаках (здесь к ним добавляются «мутировавшие» элаи), а кое-где – и во дворах (в виде «одичавших» домовых и элаев). Городские свалки населяют весьма агрессивные представители Ганникса. Но особое распространение в городах получили существа, которых можно с определённой натяжкой назвать демоническими стихиалями («натяжка» касается, согласно мнению автора, идентификации этих существ как стихиалей). К сожалению, именно мы, люди, вольно или невольно способствовали их распространению и процветанию. Речь об этих существах пойдёт в следующей главе.
Уникальным городским феноменом, отсутствующим в дикой природе, является метро. Оно полностью лишено светлых стихиалей, а все присутствующие существа относятся к серым и демоническим.
Будучи проложено под землёй, метро населено серыми стихиалями пещер (их мир Даниил Андреев называл Каттарамом), которые вытеснены в тоннели. Иногда встречаются неподвижные «духи мест». Присутствуют и напоминающие домовых существа, соотносящиеся с ними примерно так же, как дикие коты с домашними кошками. В метро они заметно более агрессивны.
Можно наблюдать вязкие и удушающие стихиали, похожие на Ганникс, а также «аморфные эгрегоры». Последние представляют собой слагающиеся в своеобразное болото ментальные выделения тысяч людей.
И, наконец, самое странное. В метро автор иногда ощущал сквожение «Лабиринта». Так он назвал не имеющий отношения к стихиалям слой из бесконечного переплетения подземных ходов-коридоров – бесконечного вширь и имеющего множество ярусов вглубь, уводящих в тёмную бездну. Обилие людей сглаживает его сквожение, но если оказаться в одиночестве в ночном метро, «Лабиринт» оскалится тебе прямо в лицо. Вообще, большое количество людей всегда заметно укрепляет барьеры вокруг Энрофа3, делая их непроницаемыми.
«Лабиринт» оставляет очень гнетущее ощущение исходящей отовсюду угрозы. Там темно и в то же время откуда-то словно льётся тусклый мертвенный свет. Однажды автор встретил там демона. Ростом выше человека, серокожий, с двумя руками и ногами, он имел на спине два отростка, похожих на обрубки крыльев (либо это была аберрация восприятия), а по бокам головы – два выроста, напоминающих большие уши. Это был хищник с ясным холодным разумом, окружённый полем ужаса, будто искривляющим само пространство и время.
Демоны не являются обитателями этого мира, заходя лишь иногда, чтобы поохотиться или отловить кого-то. Однако местные жители – множество мелких странных существ – не менее хищны, хотя и не столь опасны. Сам «Лабиринт» показался автору преддверием некоего страдалища. Выбраться из него крайне сложно.
Однажды автор увидел то, что за «Лабиринтом». Дымный, мрачный мир с огромными зданиями, населённый теми самыми серыми демонами, наподобие описанного.
В завершении описания метро приведём воспоминания Алексея.
Несколько лет назад я работал два с половиной года в московском метрополитене: ходил несколько ночей в неделю по тоннелям и обслуживал светофоры и всё, что с ними связано.
На ночных, пустых станциях всё равно чувствуется движение народа, какой-то шелест шагов толпы, далёкий, неясный, озабоченный гул. Причём чем тише на станции, тем сильнее это чувство. Если же на станции ночью идут работы, какая-то суета, то этого нет.
В тоннеле ощущения в разных местах разные. Где-то ничего особенного не чувствуешь, а где-то чувствуется тревога. Это, как я понял, зависит от двух причин. Первая – это длина тоннеля, то есть расстояние от станции до станции. Чем длиннее и извилистее, тем ощущение тревоги явственнее. Вторая причина, более важная – время постройки тоннеля: чем он старше, тем тревожнее.
Мне и моему напарнику, тоже студенту, всегда было интересно исследовать все доступные нам закоулки. Однажды где-то в районе Октябрьской «рыжей» линии мы попытались зайти на перегоне в, так сказать, «резервный» туалет. Это небольшой проход в стену тоннеля в середине перегона – там расположены санузлы и вода на случай войны. Всё это не освещается, и, по-моему, там годами никто не бывает.
Как только мы туда зашли, на меня навалилось ощущение сильного необъяснимого страха и ужаса. Я шёл первый, светил фонарём, и было ощущение, что ещё чуть-чуть и увижу что-то непередаваемо страшное. Так всё и не осветив, я сказал: «Пойдём отсюда», – и мы буквально выбежали обратно . Схожие ощущения испытал и мой напарник. Больше мы туда и не думали заходить.
А в другой раз, исследуя тупики «Битцевского парка», мы ничего кроме интереса и мальчишеского азарта не испытали. Хотя там очень «достойные» катакомбы.
Ещё, по-моему, можно ощутить глубину тоннеля. Ощущения на ВДНХ и на Новых Черёмушках немного разные. ВДНХ глубже почти на сто метров, и как-то начинаешь чувствовать эту толщу над собой. На станциях неглубокого залегания мне почему-то было спокойнее. Хотя, казалось бы, какая разница.
Автору также довелось побывать на территории крупнейшего в Европе газоперер абатывающего завода, который вместе со смежными Оренбургским гелиевым заводом и Каргалинской ТЭЦ занимает территорию, равную небольшому городу.
Несмотря на особую ядовитость среды, стихиали отсюда никуда не ушли, изменился лишь их состав: стали преобладать тёмно-серые стихиали, чуждые органической жизни. Видимо, схожую картину можно наблюдать в местах выхода на поверхность подземных ядовитых газов, хотя ни в одном из таких мест автор не был. Имевшего несчастье поселиться здесь человека и животное ожидают физические болезни, отупение и нескончаемая борьба за существование. Этот мир не сказать, что злой, – скорее, беспощадный и чуждый.
В городе же самые светлые места – это открытые небу, ветру, дождю и снегу крыши, а также парки и дворы некоторых церквей. В остальных местах проявления светлых стихиалей редки и эпизодичны, как правило. То налетят стихиали Вайиты, то попадётся на задворках какой-нибудь укромный уголок, в котором теплится кусочек Фальторы и Страны Эльфов, – в такие места часто тянет поиграть детей. В ничем не примечательных кустах у тротуара может проглядывать Мурохамма. Или, например, стоит дерево, а в его кроне в нескольких метрах над землёй постоянно просвечивает Арашамф. Потом дерево спиливают – и сразу становится пусто... Или вдруг налетит гроза, напоминая о существовании Ирудраны, омоет сердце и душу дождь Зунгуфа, а зимой проступят в морозном небе или падающих снежинках стихиали Ахаша и Нивенны.
Современной России свойственна запущенность, которая имеет и положительные стороны. Сплошь и рядом, даже в центре большого города, можно встретить возникшие благодаря безалаберности и равнодушию пустыри, живущие собственной жизнью. Такие пятачки следовало бы даже создавать специально, огораживая участки земли и запрещая вход на них домашним животным. Чтобы земля дышала свободно, а мы могли посидеть или постоять рядом, отдыхая сердцем. В то же время в Германии можно столкнуться с другой крайностью: каждый участок как-нибудь используется либо как минимум подстрижен. Душно.
**