Раздел II -- Инструменты человека, его способности
4. Чувства (Эмоциональная сфера)
ОР 10. Смыслы-практик в рассуждениях, исповеданиях, молитвах (См/пр в РИМ):
.............. Чувства 1 (См/пр в РИМ) ...........
Наша Чувственная сфера состоит из двух частей, эмоций и желаний.
Что бы мы ни переживали внутри -- это либо одно, либо другое, деятельность души эмоций или души желаний.
Также чувства могут "исходить" из разумной Сферы, душевной и телесной, то есть определяться мыслью, чувством самим по себе, как оно есть, или телом.
Например, переживания во время прочтения книги -- это мысле-чувства, симпатия к живым существам -- душа как есть, а чувство голода -- тело-чувство.
Мы привыкли к тому, что всегда что-то эмоционируем или желаем, но эта способность в нас потому,
что у человека есть группа органов как генерирующих переживания, так и воспринимающих их.
На уровне физического тела -- это деятельность мозга и нервной системы, на уровне тонких тел основную нагрузку здесь несёт астрал, проецируя во плоти свою жизненную силу.
И так мы эмоционируем и желаем чувственный мир!
На более высоком плане эта наша Сфера, сердечная энергетическая система организма, определяется Деятельностью Души Мира,
мы просто сосуды, воспринимающие импульсы Сердца и Любви Вселенной, конечно, при Служении Высших Иерархий, через монаду.
Если кратко подытожить, то чувство-знание, чувства души и тела в эмоциях и желаниях есть содержание нашей Психо-энергетической сферы.
.............. Чувства 2 (См/пр в РИМ) ...........
Нет чувств самих по себе, отдельно существующих, вне других инструментариев человека, хотя они и могут быть автономны через безличностные структуры,
но в реальном бытии эта сфера нашего микрокосма всегда живёт во взаимосвязи с другими элементами антропологического устройства, прежде всего с разумной и образной Сферой.
Это и открывает возможности в практическом ключе воздействовать на наши эмоции и желания.
Иерархически всегда превалирует Единое, потом разум и далее -- чувственное...
Взаимосвязи наших эмоций с более Высокими Объектами или просто с душеполезными вещами внешнего и внутреннего мира и будут использоваться в упражнениях, чтобы позитивно влиять на нашу психику.
.............. Чувства 3 (См/пр в РИМ) ...........
Пространство вовсе не пустое, в нём незримо Присутствуют Силы Божьи,
Которые только и могут помочь нам овладеть нашей, столь страстной, Чувственной сферой.
Эти Силы открываются в молчании человека, в Едином Духе -- Они в Пространстве тишины,
невидимы, но есть в Своей Триипостасности, и Истина и Жизнь и Образ.
Божество Жизни, Душа Мира, как раз и есть Источник всякого нашего духовного чувства во Христе!
Она поможет по Своей Любви и Милости привести нашу психо-эмоциональную сферу в норму, в Союзе с Другими Ипостасями:
аффектированные состояния преобразовать, а в Божественных чувствах возрастать.
"Молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве." Флп 1:9
.............. Чувства 4 (См/пр в РИМ) ...........
То, что любовь, радость, мир -- чувства от Бога, не вызывает ни у кого сомнения.
Но есть и другие эмоции, которые также от Бога, не столь однозначно считающиеся возвышенными и святыми.
Например, чувство уверенности, когда в нас берётся неизвестно откуда твёрдое знание, что именно так правильно и надо делать определённым образом, и идти туда, куда подсказывает логически недоказуемая вера,
или интерес к чему-либо, когда нас необъяснимо захватывает какое-либо дело: творчество, чтение, музыка или ещё что-то,
(Также у каждой эмоции есть свои противоположности, которые являются ориентирами от обратного, знаки, подсказывающие нам держаться от этого подальше.)
И многое многое другое... Количество оттенков наших переживаний бесконечное множество, я сформулировал только некоторые.
Тут главное научиться с ними работать в духоподъёмном практическом ключе и не потеряться в различных переживаниях.
Эти чувства могут быть свидетельствами, маркерами Жизни Божьего Духа в нашей эмоциональной сфере и Ориентирами в следовании за Ним.
С их помощью можно получить навык, как двигаться в Провиденциальном, определять для самого себя -- на правильном ли ты пути в океане жизни.
То что поможет нам выбирать Божьи дороги и отвергать пустые или опасные и деструктивные.
.............. Чувства 5 (См/пр в РИМ) ...........
Шлоки, которые относятся к Сфере чувственного, в своей практической части, в первую очередь обращаются к познанию Женского Начала Бога, Второй Ипостаси,
Которая не просто покровитель этой Сферы, но Сама является Персонифицированным Чувством, Первоединым Космическим Психе и Жизнью во всех Её формах и Переживаниями с Нею связанных.
И наши разнообразные желания и весь спектр эмоций находятся в Её непосредственном ведении; и если человек этого хочет, чтоб его энергетическое тело пришло в норму и развивалось эволюционно и поступательно, то как раз к Душе Мира можно и обращать свои молитвы и просьбы по этому поводу.
Если кратко выразить, одним предложением, смысл духовного делания в этой области, то это будет:
Чувствований Души Мира достигать, в них пребывать и возрастать.
.............. Чувства 6 (См/пр в РИМ) ...........
Должно что-то сильно желаться, гореть звездой,
путеводные звёзды сердца -- это мотивационный мотор Жизни,
то, что интересно, когда происходит "духовный захват", --
по совести, по праведности, по миру Господнему и радости просто люблю это делать, переживать, эмоционировать, пребывать в том, даже думать об этом и предвкушать!
В чём твоя отдушина, "сок жизни", "магнит" -- то к чему тянет и притягивает?! нерв жизнеспособности? когда взыграл твой младенец? Лк 1:41
радость в себе, которую не отнимешь, которая сквозь обстоятельства,
что делаешь без принуждения, по зову души и расположению, наитию, бесплатно, ради самого дела,
где твоё сердце, твоё сокровище? видимое предпочтение перед всем остальным?
Сердце не обманешь! особенно в длительной перспективе, на больших временных промежутках, лицемерить какой-то срок, наверно, можно и притворяться, что тебе это нравится,
но в конце концов руки опустятся, момент истины придёт, и человек понимает, что это не его, а желает он совсем другого!
Твоя судьба, колея, твой Крест, твоя душа сына Божьего во Христе.
.............. Чувства 7 (См/пр в РИМ) ...........
Совесть
Совесть относится к чувственной сфере; независимо от наших знаний, на эмоциональном уровне она подаёт нам сигналы о добром и злом в поступках нашей жизни, относительно Вселенского Кармического Закона.
Находится она в астральном теле, душе, и проецирует на физическом уровне своё действие, маркеры распознавания того, что мы сеем своими делами.
Естественно, "эйцехоре" пытается исказить эти сигналы, и у человека, который не прислушивается к голосу этического в себе, постепенно совесть как бы "сгорает" в грехах, перестаёт отличать доброе от злого (канал доступа засоряется), и до него доходят только звуки аберраций, и он думает, что делает доброе, а творит злое, или наоборот, думает, что делает злое, а делает доброе, как пьяный уже становится бесчувствен к тому, что такое хорошо, а что такое плохо.
Но рано или позно прозрение наступает, совесть "прогрызает" дыру в сознании человека, небесные окна открываются, и он вдруг понимает, что чувствовал неправильно.
Почему и практики, связанные с этим составом нашей души, связаны, в первую очередь, с очищением, праведностью и святостью, или содержанием себя в чистоте, импульсного канала и восприятия совести на физическом плане, потом, учиться слышать и прислушиваться в своих решениях к голосу этого помощника на пути наших Странствий по мирам и мирам.
В индуизме её зовут точка "вивека", в христианстве -- совестью, голосом Бога в человеке.
.............. Чувства 8 (См/пр в РИМ) ...........
Плоть своих позиций так просто сдавать не будет, она привыкла генерировать эмоциональное болото, и человеку даже кажется, что лучше оставаться в этом застоявшемся водоёме.
Поэтому придётся побороться, чтоб приобрести Чувствования Новой Жизни, поискать Высоких Эмоций, Небесных,
в христианстве это называется -- Чувствований Христовых: Блаженств Следования за Спасителем, Переживаний Милосердной и Жертвенной Любви, Твёрдой Преданности и Верности, Кротости и Смирения,
через отождествлении со Спасителем и Церковью, ибо Жизнь Явилась и Пребывает между нами, Невеста Его, Любовь и Блаженство Его, во Святом Духе.
Раздел II -- Инструменты человека, его способности
4. Чувства (Эмоциональная сфера)
ОР 15. Упражнения:
Упр 1:
Плюсы
Всегда есть плюсы, в любой ситуации есть польза.
Посмотри на ситуацию в позитивном ключе, найди эти плюсы в твоей ситуации и поэмоционируй на положительном.
Упр 2:
Огни
Бог даёт нам огни надежды, то, что реально нас "греет" сейчас, даёт силу жить, -- чувственные огни духа, путеводные звёзды вдохновения; нужно просто их найти в себе.
Вспомни "звёзды", поищи огни духа -- и сформулируй их для себя.
Упр 3:
Маркеры-ориентиры
Есть Высокие Чувства, которые говорят о Жизни Духа в нас, в эмоциональной Сфере.
Попробуй принимать решения с учётом таких маркеров-ориентиров:
любви, мира, спокойствия, радости, веры, надежды, вдохновения, оптимизма, позитива, святости и праведности, совести, интереса, единства, справедливости и милости, интуиции, удовлетворения, счастья.
Упр 4:
Боль
Нам в жизни иногда приходится переживать боль, физическую или эмоциональную.
Никто не ждёт её, но если уж она пришла, то можно превратить это в упражнение:
1) подумай, чему хочет научить тебя судьба через это страдание? опыт познания чего можно извлечь в твоих мытарствах?
2) постарайся преодолеть её в терпении так, чтоб она не диктовала тебе своих условий, не управляла твоими поступками на эмоциях, и ты не жил так, как хочет боль, просто хладнокровно, учитывая, что она есть, с корректировками немощи в данное время, иди своим путём.
Раздел II -- Инструменты человека, его способности
Ⅱ.5. Концентрация внимания (Образная сфера)
ОР 10. Смыслы-практик в рассуждениях, исповеданиях, молитвах (См/пр в РИМ):
........ Концентрация внимания 1 (См/пр в РИМ) ...........
Образная сфера человека состоит из трёх частей: способности видеть, представлять и концентрироваться.
То есть рассматриваемая здесь шлока, "Концентрация внимания", относится к этой нашей сфере.
Можно сказать, что способность видеть -- это базовая её часть, единство с которой составляют остальные две.
Понятно, что мы говорим как о внутреннем, так и о внешнем, проявления в которых этих инструментов имеют свои особенности.
Поскольку речь здесь идёт о Видении (синонимичном Сфере Образов понятии), то всё что касается концентрации внимания, в более широком смысле, можно отнести к Богу Третьей Ипостаси, Богу Формы и Образов.
........ Концентрация внимания 2 (См/пр в РИМ) ...........
Концентрация внимания -- только одна сторона нашей способности владеть своим зрением;
если брать шире инструмент, о котором здесь идёт речь, то нужно говорить и о рассеянном взгляде, ни на чём, и о периферийном зрении, и о взгляде как бы целиком, когда мы смотрим, например, на картину в общем обзоре, панорамно, и о владении нами направлением внимания, умении снять сосредоточенность, "расконцентрироваться", и отдать её другому объекту или не отдать ничему.
Всё это в совокупности и есть Дар Внимания, без других его сторон -- он бы просто не смог служить нам и приносить пользу;
нас бы просто или "заклинило" на чём то одном, или наоборот -- рассредоточило на всё, и мы бы не смогли полноценно осуществлять свою жизнедеятельность, если б вообще смогли.
То есть более полно этот состав нашего организма можно назвать: дар концентрации на одном, обзорного, панорамного взгляда, рассеянного внимания и периферийного восприятия,
или способность владения своим зрением во всех диапазонах его действия.
........ Концентрация внимания 3 (См/пр в РИМ) ...........
Включение основных органов восприятия в жизненный процесс, "окон" для мира, у нас связано с концентрацией,
то есть слышу, вижу, чувствую то, на что обращаю внимание.
Всем знакомы, наверно, случаи, когда они проходили мимо "слона" -- и не замечали его или сидели в лекционном зале -- и совершенно не слышали преподавателя.
Потому что сконцентрированы внутренне были на другом, и линейка внешних потоков жизни просто проходила мимо, не оставляя никакой рефлексии.
И даже на периферии восприятия тоже никаких следов перцепции может не оставаться.
Тут зависит от степени погружённости в то, что вам интересно (или неинтересно, но просто необходимо сделать) на данный момент.
В данном случае можно говорить о притуплённом и обострённом восприятии.
Чем выше дхьяна, степень вовлечённости в познаваемый объект, тем ярче краски, зеленее трава и красивее поют птицы, -- в прямой прогрессии,
а на периферии ориентированности наоборот -- угасание восприятия, вплоть до исчезновения каких-либо следов об объектах материального и нематериального мира, -- в обратной прогрессии.
Надо сказать, что и то и другое нам необходимо для полноценной жизни, и обострённый и приглушённый режим "снятия показаний" с наших органов чувств,
иначе бы мы всё воспринимали очень близко к сердцу или "не догоняли" о чём идёт речь.
То есть в идеале нужно научиться открываться или закрываться от поступающей к нам внешней и внутренней информации, когда это бывает необходимо.
Например, на природе -- можно "включиться" в общение со светлыми стихиалями, и отодвинуть на второй план малозначимые для этого вещи, а при встрече с подозрительным человеком -- быть на чеку.
........ Концентрация внимания 4 (См/пр в РИМ) ...........
Эффективность сосредоточенности в духовном делании зависит не только от умения погружаться в познаваемый объект и степени этой погружённости, но и от правильного выбора объекта.
Что толку просто смотреть в точку, если на этом нет благословения Учителя и Его водительства? знака свыше, благодати?
Вообще, осознанности того, что ты делаешь и зачем?
Ты просто будешь сидеть... и смотреть в точку, но результатов в высоких целях вряд ли достигнешь.
Почему прежде чем использовать этот инструмент, хорошо сначала попытаться понять для себя, что необходимо тебе сейчас в работе над собой,
общее направление движения на пути к поставленным задачам, в чём твоё сотрудничество с Силами Неба?
Раздел II -- Инструменты человека, его способности
Ⅱ.5. Концентрация внимания (Образная сфера)
ОР 15. Упражнения:
Упр 1:
Осознание инструмента
Способность к концентрации -- часть Сферы видения человека.
В тренинге 1 нужно отделить эту способность от других, пробуя управлять ей: направлять и снимать однонаправленность внимания, чтобы осознать, что такое есть, концентрация.
То есть почувствовать, как ты видишь и сосредотачиваешь внимание на том, что видишь, потом снимешь концентрацию, переводя её на что-то другое.
В этом, трудно уловимом ощущении управления своей ориентированностью на чём-то, -- и есть инструмент внимания.
Смысл упражнения не в степени погружённости в дхьяну, а в осознании, что такое есть эта наша способность.
Упр 2:
Опустошение
Концентрируюсь на бездействии, на доверии Богу -- Он делает всё;
не вмешиваюсь ни мыслью в процесс духовного делания, ни пожеланием, ни образами внешнего мира, в созерцании моего опустошения, отсутствия, неведения, бесстрастия, чистого ока.
Полностью отпускаю внешнюю действительность в руки Провидения, не цепляясь ни за что.
Пусть всё будет так, как есть сейчас, в моей концентрации на моём неучастии; что Бог наливает в сосуд человека -- того и достаточно!
Упр 3:
"Пройтись" по шлокам, по предметам познания периодизаций, концентрируясь на них последовательно, например:
на энергетических центрах Сфер разума, чувств и видения,
на внутреннем шуме, звучании энергетических тел, нада, дхананджая,
на произношении Языка, на Его истолковании, "вычитывании", на Мантре,
на том, что помнишь из Слова, -- воспоминание, на Присутствии Бога в разуме,
на присутствии Бога в чувствах, плодах духа,
на созерцании, я вижу, на визуализации Слова (и Языка, и Мантры),
на дыхании: процессе, видении, звуке,
на биении сердца, на расслабление тела, вертикальности позвоночника,
на внешней оболочке.
Упр 4:
Ромашка
Концентрируясь на выбранном объекте, внимание через некоторое время как бы уплывает от него, от объекта концентрации,
поэтому стараюсь во время медитации вернуть своё внимание на благоприятный объект, на место концентрации,
по схеме, которую можно нарисовать, как абрис ромашки, где лепестки -- возвратные стрелочки к центру.
Упр 5:
Сконцентрировавшись на чём-то локально-небольшом, например, на мелкой детали какой-то картины, потом посмотри на более крупный элемент произведения и посозерцай его,
затем обозри её в целом, панорамно, как картина выглядит вообще;
завершает упражнение -- рассеивание взгляда, ни на чём, полная расконцентрация, то есть экаграта на безобъектной пустоте.
Мы прошли по стадиям владения инструментом этой шлоки, от концентрации на маленьком предмете до рассеивания внимания.