В гештальттерапии есть такое важное понятие - граница контакта. Такая граница всегда существует между индивидуумами, семьями, слоями общества, кликами, кланами, нациями. Определяется эта граница дихотомией "идентификация/отчуждение" или, иначе говоря, "самость/другость". (Другость - не от слова "друг", а от "другой"). По одну сторону границы находится то, что идентифицируется как свое, как "я"; по другую сторону - чужое, "не-я". Сплошь и рядом контакт сопровождается явлением, известным в психоанализе как "перенос",- перенесением в сферу другости тех качеств, кои самость подсознательно ненавидит в себе.
Полное удаление границы означало бы "принять в себя весь мир" (вселенское сознание). Как следует из "Розы Мира", такое кое-кому удавалось; но в массовом масштабе речь идет о более скромной задаче - принятии в себя не "всей вселенной", а лишь всего человечества, установлении общечеловеческого братства путем воспитания человека облагороженного образа. Это станет возможным только с приходом к власти Розы Мира.
А до тех пор максимум, что можно делать - это сдвигать границу контакта в сторону другости, отождествляя частицу бывшего чужого с собою, "усваивая" его. Этот процесс называется интроекцией. Сдвиг расовой границы, разделяющей черных и белых людей, означает "влезание в шкуру негра", отождествление (хотя бы частичное) себя с ним. Примеры других дихотомий: борцы за свободу и за антисвободу; союзники и нацисты во 2-й мировой войне; та и эта сторона "железного занавеса" после войны; "соответствующие" (те, кто поддерживают в финансовом смысле сами себя) и "несоответствующие" (асоциальные, преступники, хиппи, больные, сумасшедшие, наркоманы, толстые, бедные, безработные, жители гетто etc).
Интересно отметить, что феномен границы контакта был замечен теми, что не знал ничего о гештальтерапии. Вот из стихотворения А. Вознесенского:
Годы чужие. Жены чужие.
Вам наплевать — вы о них не тужили!
В более жёстком народном варианте:
Умер Максим - ну и *** с ним.
Положили его в гроб - ну и мать его **.