РУСЬ КРЫМСКАЯ.
Вот уже прошло три года с момента восстановления статуса Крыма, как составной части России. Можно долго спорить о международной легитимности этого события, особенно с нашими украинскими друзьями, но есть и другая сторона этого вопроса, это его историческая справедливость.
В любой истории, как и истории Крыма в части его русской истории есть первооснова, предыстория, начало начал, то есть то, что предопределило развитие всех исторических событий, вплоть до сегодняшних дней. Поэтому, в этом опусе, я обращаюсь к истории 9-х – 13-х веков, как к фактам, так и гипотезам, подходя к их осмыслению с позиции дилетанта и пытаясь размышлять о тех или иных событий с использованием своей, довольно скромной, логики.
Прежде всего, на мой взгляд, важным является составление своего отношения к самому главному первоисточнику, описывающему историю древней Руси – «Повести временных лет» (ПВЛ). На мой взгляд, это более художественное произведение, чем историческая хроника, особенно, что касается до владимирской Руси, да и владимирской в большей степени. Например, рассказ о Рюрике и его родных братьев: Синеуса и Трувора. Никто из летописцев ПВЛ даже и предположить не мог, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Только поэтому пришлось им по-быстрому их умертвить, что бы ни мешали. Дело в том, что в те времена наследование осуществлялось по Лествичному праву (родовой принцип наследования), согласно которому титул Великого князя наследовал старший из оставшихся братьев усопшего, а не его сын. Мне кажется, что именно поэтому на Руси было принято, приходя к власти, умертвлять своих родных братьев.
Что же касаемо хельги – хельг – ольг - Олег, Ольга, то попытаться понять происхождение имен, а также их соответствие персонажам, описанным в ПВЛ, на мой взгляд, не представляется возможным. Дело в том, что после прихода варягов на будущую Русь в славянский эпос плотно вплелся и эпос пришельцев. Поэтому, уже ко времени написания ПВЛ, разделить эти эпосы не представлялось возможным. По моему мнению, Хелги – Ольг – Олег – собирательный образ неких варяжских князей, родственных Рюрику. Хотя мне нравится гипотеза о том, что Хелги (Олег) был волхвом и наставником Ингвара (Игоря) – сына Рюрика, а Ольга (Прекраса) его дочерью, получившая свое имя в наследство от отца, а вместе с ним и волхование. Не зря в ПВЛ он именуется не иначе, как вещий, не смотря на эпическую сказку о его смерти от укуса в ногу обыкновенной гадюки.
Много непонятного в связке таких исторических персонажах, как Игорь, Ольга и Святослав. Ни как не стыкуется утверждение о том, что Святослав был сыном Игоря. Да, согласно летописи Иллариона, написанной по заказу Ярослава Мудрого, Владимир был сыном Святослава и внуком Игоря, но при этом, автор скромно умалчивает о степени родства Святослава с Игорем. Что бы считать его сыном Ольги, то придется очень сильно натянуть дату ее рождения. Скорее всего, Святослав был их племянником. Тогда более менее все встает на свои места, и можно говорить о неком триумвирате, правящем на Руси того времени. В эту гипотезу вполне вписывается и официальный визит Ольги в Константинополь с большой свитой, в которую входил некий таинственный наследник. А сама Ольга именуется не иначе, как архонтесса Руси.
Прежде чем перейти к непосредственному изложению моего видения истории крымской Руси, следует сказать о городах средневековой Руси. Сразу отмечу, что разговор о городах, а не о поселениях. Город, по определению, имеет свои характерные признаки. К ним, в первую очередь, относятся:
- сформировавшийся торгово-ремесленный центр;
- культовый центр;
- защитные крепости;
- княжеская резиденция;
- наличие городской знати и холопов.
Признаки города достаточно точно определяются по результатам археологических исследований. При этом, достаточно точно определяется и датировка его возникновения. На сегодняшний день, период появления первых городов на Руси определен достаточно точно – конец 10-го, начало 11-го века. Конечно же, речь идет о городах, а не поселениях, коих всегда было множество. Поэтому все эти сказки ПВЛ списаны с описания городов 13-го века.
Сказки придумывали не только в 13-ом века, но и много позже. Не так уж и давно первому секретарю КПУ Щербицкому очень захотелось отметить круглую дату основания города Киев. Не мало, не много, а 1500 лет! Вот тогда и была партией поставлена задача: придумать сказку, а ученым чего-нибудь «раскопать».
(продолжение следует)