Я побывала недавно в Донском монастыре, и имела возможность полюбоваться горельефами которые были сняты с Храма Христа Спасителя. Каждый раз, когда их вижу охватывает скорбь от ужасной судьбы Храма Спасителя, и печаль, от того минувшего времени террора. Времени, когда разрушение сокровищ культуры считалось делом похвальным и правильным. После разрушения храма, горельефы уцелели чудом.
Издали, с высоты храма, горельефы кажутся маленькими, но это не так: фигуры в два раза больше человеческого роста. Огромный размер скульптур хорошо был виден с высоты Храма Христа Спасителя.
Эти потрясающие памятники скульптуры не должны находится на открытом воздухе. При уличной влажности, смоге, и перепадах температуры они могут постепенно разрушаться.
Их необходимо перенести в музей и качественно отреставрировать. Если приглядится вблизи к скульптурам, видно, что они местами отколоты, или отреставрированы грубо, эта незатейливая реконструкция бросается в глаза.
Я написала письмо в интернет-приёмную администрации Президента, и мне пришло письмо-ответ, оно во вложении.
Кому не безразлична судьба подлинных горельефов со стен Храма Христа Спасителя, напишите письмо в интернет-приёмную администрации Президента.
В ответе на моё письмо, написано, что для музеефикации, горельефов необходимо рассмотрение и обсуждение этого вопроса на Научно-методическом совете при Мосгорнаследии. Как добится рассмотрения музеефикации горельефов, на Научно-методическом совете при Мосгорнаследии я не знаю...
Возможно, если привлечь всеобщее внимание, горельефы со временем перенесут в музей. Можно было бы, перенести их в Исторический музей, или в какое-нибудь закрытое от атмосферных осадков помещение Донского монастыря.
Необходимо сохранить горельефы для будущих поколений. Они являются символом самопожертвования людей, которые на народные пожертвования построили, потрясающий своим величием, Храм.
Из интернета, про горельефы:
"У Восточной стены Донского кладбища находятся подлинные горельефы, снятые с Храма Христа Спасителя, сохраненные от разрушения при строительстве Дворца Советов.
Наверняка все, кто бывал в некрополе Донского монастыря, видели горельефы Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. Точнее, не все горильефы, а то, что от них осталось после разрушения храма. Вначале я не могла понять логики: если можно было спасти от разрушения архитектурный декор храма, то почему горельефов только 6? Где остальные? И почему на кладбище, на открытом воздухе, ведь им место в музее? Почему они отличаются от того, что можно видеть на фронтонах восстановленного новодела?
Большая часть горельефов была создана русским скульптором Александром Васильевичем Логановским. Они были высечены из протопоповского мрамора - подмосковного известняка - с потрясающе точной композицией и мельчайшей детализацией. Работы шли на протяжении 20 (!) лет. Материал оказался непрочным и уже после революции скульптуры нуждались в бережной и внимательной защите."
http://www.aif.ru/realty/44077
http://smorodina.com/objects/podlinnye- ... spasitelya