Гэл, ты меня разжалобил настолько, что я бросил работу (подготовку телесюжета про День города) и взялся по мере сил помочь тебе.
Первым делом полез в Википедию и вот что я там нарыл:
"Еще русские панслависты (М.П. Погодин, Н.Я. Данилевский), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), почвенники и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) отрицательно относясь к внешнему влиянию на российскую жизнь, часто называли его «тлетворным»."
Но в принципе в википедии на мой взгляд тема совершенно не раскрыта.
о потреблядстве уже сказано Раосом не плохо другие может ещё скажут , я бы вставил такое слово гедонизм - культ наслаждения и удовольствий.
В рамках западного мировоззрения человек мерило всех вещей и его наслаждения и есть высшая ценность.
Пошло это с эпохи Возрождения (гуманизм).
До этой эпохи присутствоала идея Долга Служения Чести.
Сервантес в "Дон Кихоте" показал как уже при его жизни люди с такими установками выглядели смешно на фоне рвачей прагматиков шкурников и в их глазах.
У Дюма подобный персонаж, который руководствуется идеями Долга и этикой благородного служения монарху - Атос, который всю дорогу ставит своих друзей на место, напоминая им, что надо делать не то что выгодно, а то что достойно дворянина.
Огромную роль в изменении ментальности западного человека в этом направлении сделал Кальвин. В наши дни человек может не быть кальвинистом, вообще может быть агностиком или даже атеистом.
Но вот эти кальвинистские установки очень прочно вошли в западную жизнь. Особенно в большинстве Северных стран Европы (католическая Ирландия исключение) и в США.
Да, это именно идеологическое и религиозное оправдание того, о чём выше сказал Гаврик.
Кальвин так трактует Библию. В ней есть слова о Книге Жизне, в которую люди зписаны одни к спасению другие к гибели ещё до своего рождения. то есть Бог о нас знает всё. В его глазах каждый из нас уже либо спасён либо погиб. (Андреевской идеи о том, что ад это не навсегда у протестантов как правило нет)
Отсюда одна из главных идей протестантизма - человек спасается не своими делами. Если в земных делах ему везёт, то это серьёзный признак того, что он в Книге Жизни записан к спасению, если невезёт, он неудачник, лузер. То значит вероятно записан в Книге Жизни к погибели.
Такой протестантизм плохо относится к бедным. Тут отражаются массовые представления о том, что бедные часто сами виноваты потому что бездельники.
В России так тоже многие рассуждали из крепких крестьян. Мой прадед тоже всех бедняков считал лодырями. Но у нас в православии идея, что богатому трудно попасть в царство Божие, в народе поговорки типа "трудами праведными не наживёшь палат каменных" плюс катастрофа раскулачивания, когда массово покарали самых работящих и предприимчивых именно за их зажиточность. Нередко бывало что эти раскулаченные воевали в Красной армии или учатсовали в погромах помещечьих хозяйств в обе русские революции и в 1905 и в 1917. Но это им никак не засчитывалось если к 1929 они создавали рабочие места для батраков.
На Западе же было полно волн с обратным знаком похожих на наше раскулачивание но именно по отношению к бедным и бездомным.
То есть протестантизм это идеология буржуазии. Протетсантизм так трансформировал христианство, что стал оправдывать стремление к богатству.
И ни в одном другом регионе мира не было такой идеологии, которая так целенаправленно обсдлуживала бы буржуазию.
И в этом смысле понятия западный и буржуазный во многом стали синонимами. И восточную Японию мы теперь относим к Западу, а в католической Латинской Америке эти западные тенденции развиты и проявлены в меньшей степени. По крайней мере Латинскую Америку не причисляют к "золотому миллиарду".
О протестантской этике как об идеологии буржуазии и первопричине перехода от феодализма к капитализму почитайте Макса Вебера, современника Маркса.
Как говорил по другому поводу Емеля, ссылаясь на какой то авторитет (забыл фамилию) раса торговцев победила расу Героев.
Потом после гуманизма после Реформации в эпоху Просвещения появились уже более радикальные идеологемы, в том числе и откровенно антицерковные и антихристианские.
а в Конституции США было записано право на стремление к счастью. Та сама америкен дрим.
Вроде бы что может быть прекраснее стремления к счастью? Но тут парадокс, когда вы слишком зацикливаетесь на погоне за счастьем, вам становится труднее его достичь.
Рискуешь задушить синию птицу счастья, если слишком крепко за неё держишься.
И по опросам общественного мнения жители Индии к примеру чуствуют себя счастливее чем к примеру жители Германии.
В этом духе ещё много чего можно было бы сказать, но либо другие за меня продолжат либо я попозже.
А пока ещё одна такая важнейшая вещь.
Общепризнанный авторитетный исследователь разных цивилизаций англичанин Арнольд Тойнби. которого я изучал плотно, мы с Чудотворцевым как то давно даже реферат написали об аналогиях в идях Тойнби и Андреева.
Я его здесь скоро опубликую. Не помешает.
Так вот Тойнби не видел такой уж принципиальной особости России от Западной цивилизации. Она конечно не Запад, но вполне в орбите западного влияния. Россию Тойнби сравнивал с Израилем эпохи пришествия Спасителя. Российских почвенников-антизападников - с зелотами а, российских западников, начиная с Петра I с тем умонастроением, которым руководствовались царь Ирод и ему подобные.
И оба этих российских ответа на вызов Запада Тойнби считал стратегически проигрышными для России.
А единственной цивилизацией способной не подчиниться влиянию Запада Тойнби считал Китай. И писал это задолго до китайских реформ. Ещё при жизни Мао.
А главным отличием западной цивилизации от других, именно тем отличиенм, которое во многом и предопределило такой быстрый прогресс Запада и его цивилизационные преимущества Тойнби называл западную финансово-банковскую систему. Идею ссудного процента. Практичекси во всех других культурах и религиях ростовщичество заклеймено как зло и порок.
И Тойнби говорит, что в этом сила Запада, но это же может его в перспективе и погубить.