Разбор полетов написанный по следам общения со Свидетелями Иеговы.
Проблемы с версией о тождестве Христа Архангелу Михаилу
1. В послании Евреям Павел адресует эту тему (является ли Иисус ангелом). Он пишет о том что Иисус - не ангел, и что он гораздо выше ангелов:
---
Кому из ангелов Бог когда-нибудь говорил: «Ты — мой сын, сегодня я стал твоим отцом»? И ещё: «Я стану ему отцом, а он мне сыном»? А о времени, когда он снова приведёт своего Первенца на землю, он говорит: «Да поклонятся ему все ангелы Бога». Также об ангелах он говорит: «Он делает своих ангелов могущественными духами и своих служителей — пылающим огнём». О Сыне же он говорит: «Бог — твой престол навеки, и твой царский скипетр — скипетр справедливости. Ты любишь праведность и ненавидишь беззаконие. Поэтому Бог, твой Бог, помазал тебя маслом ликования больше, чем других царей». Также сказано: «Вначале ты, Господь, заложил основание земли, и небо — творение твоих рук. Они исчезнут, а ты останешься. Они износятся, как одежда, и ты свернёшь их, как накидку, сменишь их, как одежду. Но ты тот же, и твоим годам не будет конца». О ком из ангелов он когда-нибудь говорил: «Сиди по правую руку от меня, пока я не положу твоих врагов тебе под ноги»?
---
2. В ряде мест писания Иисус называется Богом. Бог гораздо выше ангелов:
---
Он - отражение славы Бога и точное подобие его сущности (Евреям 1-3)
О Сыне же он говорит: «Бог - твой престол навеки» (Евреям 1-8)
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1)
Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом (Фил 2:6)
Фома ответил ему: «Мой Господь и мой Бог!» Иисус сказал ему: «Ты поверил потому, что увидел меня? Счастливы те, кто не видели и всё же верят». (Ин 20-28)
А о времени, когда он снова приведёт своего Первенца на землю, он говорит: «Да поклонятся ему все ангелы Бога». (Евреям 1-6)
---
В последней цитате ангелам заповедано поклоняться Христу, но поклоняться можно только Богу:
«Поклоняйтесь вашему Богу Иегове и служите только ему» (Матфея 4:10)
Отсюда следует что Иисус – Бог с большой буквы.
3. Архангел Михаил упоминается в Писании всего 5 раз – 3 раза у пророка Даниила, 1 раз у апостола Иуды, и 1 раз у Иоанна. Поскольку речь идет о второй фигуре в мироздании по важности (Христе), отождествление его с маргинальным (по числу упоминаний) персонажем выглядит очень странно.
4. В Писании нигде не сказано прямо что Иисус – это Архангел Михаил.
Пример прямого, четкого утверждения: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Архангел Михаил».
Подобных утверждений о тождественности Христа архангелу Михаилу в Писании нет. Поскольку речь идет о второй фигуре в мироздании по важности (Христе) – мы вправе ожидать четкости в этом вопросе, а не косвенных намеков и интерпретаций.
5. Аргументы в пользу версии «архангела Михаила» очень натянуты:
1) «Ведь сам Господь сойдёт с неба с Божьей трубой в руках. Раздастся его громкий призыв — призыв архангела» (1 Фессалоникийцам 4:16, перевод Нового Мира)
В вышеприведенном переводе Нового Мира иначе переведен греческий предлог en, имеющий значения присутствия: в, на, по, посреди, между, у, при.
Переводчик Нового Мира истолковывает его в значении "вместе с...": "потому что сам Господь сойдёт с неба с призывом, с голосом архангела и с трубой Божьей".
Но в данном контексте, безусловно, предлог en имеет значение сопровождения и обстоятельства: "голос архангела" только сопровождает Господа, и этот "голос" принадлежит лишь "архангелу", но никак не Господу.
Посмотрим на общепринятые, стандартные переводы этого отрывка:
«потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фессалоникийцам 4:16, Синодальный перевод)
«For the Lord himself shall descend from heaven with a shout, with the voice of the archangel, and with the trump of God» (Thessalonians 4:16 — King James Bible Version)
Основное значение “with” - accompanied by (another person or thing).
Т.е в стандартной англоязычной библии говорится о том что Иисус прийдет «под аккомпанемент» возвещения, гласа Архангела, и трубы Божьей.
Итак, смысл у стандартных переводов Библии и перевода Нового Мира совершенно разный.
Все это выглядит как манипуляция с текстом писания со стороны переводчика Нового Мира!
Также посмотрим на контекст. В Откровении Иоанна ангелы неоднократно трубят в трубу, например:
--------
Затрубил пятый ангел (Откровение 9:1)
Затрубил шестой ангел (Откровение 9:13)
Затрубил седьмой ангел (Откровение11:15)
--------
Видно что ангелы создают звуковой фон сопровождающий очередное действие, событие. Неудивительно что схождение Христа с неба также будет сопровождаться трубой ангела.
Но трубит при этом не Иисус!
2) «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»». (Иуд. 1:9).
Христос – не посмел? У него нет права вынести суда?
3) «На небе началась война. Михаил и его ангелы сражались с драконом, а дракон и его ангелы сражались с ними» (Откр. 12:7)
Отсюда не следует тождество Христа и Михаила.
Логика говорит о том что раз сатана – падший ангел, то воевать с ним отправили другого ангела - Михаила. Т.е. был выбран инструмент соразмерно стоявшей задаче.
4) «Однако мне 21 день противостоял князь Персидского царства. Но ко мне на помощь пришёл Михаил, один из главных князей» (Даниил 10:13)
Этот отрывок понятен, если Михаил – один из ангелов/архангелов. Последних много, поэтому «один из…»
И этот отрывок совершенно непонятен, если предположить что речь в нем идет о Христе, который уникален, и который является второй фигурой в мироздании (после Иеговы)!
В Библии Иисус называется не «одним из главных князей», а «Царем царей» и «Господином господ» (Откровение 17:14 и 19:16)
Резюмируя, в вопросе «архангела Михаила» не истина устанавливается исходя из Писания, а наоборот, Писание подгоняется под заранее заготовленный ответ, все противоречия Писанию (особенно послание Павла Евреям) просто игнорируются.