4. Положения веры современных зороастрийцев, анджомана:
Мы верим в Единого Бога Творца, которому нет равного и подобного. Его имя Ахура (Податель и владыка бытия) и Мазда (Мудрый). Эти два атрибута, владычество и мудрость, едины и неотделимы друг от друга. Его сущность свет и благо, Он желает только блага и творит только благо. Он Всеблаг, Всеведущ и Всемогущ.
Мы верим в пророчество Праведного Заратуштры, первого и единственного пророка, обретшего откровение от Бога и избранного на пророческую стезю Ахура Маздой. Заратуштра отверг безнравственные верования и провозгласил Благую Веру (Бех Дин). Он указал людям путь к богопознанию и совершенствованию, утвердил религиозные законы и учредил Анджоман мобедов, сохраняющий преемственность и чистоту веры по сию пору. Суть нашей веры -- Гаты Праведного Заратуштры, наша священная книга -- Авеста.
Мы верим в существование двух миров: вечного духовного (мину) и материального, земного (гити). Дух человека принадлежит вечному миру, поэтому телесная смерть не означает небытия. В духовном мире человек получает справедливое воздаяние: Наилучшую судьбу обретает добродетельная душа, наихудшую душа злодея.
Мы верим в Ашу -- Праведность, Истину, Порядок -- закон, устраивающий, упорядочивающий бытие и ведущий его к процветанию и счастью. Используя разум, человек способен познать этот закон и сообразуя с ним свою жизнь, обрести счастье и благополучие. Человек воплощает Ашу, следуя трём великим заповедям: хумата (благие мысли), хухта (благие слова), хваршта (благие дела).
Мы верим в то, что каждый человек обладает даэной и ману. Даэна -- это внутренний взор, совесть и вера человека. Ману -- его сознание и разум. У каждого человека есть его духовный хранитель и помощник -- бессмертная фраваши, избравшая служение благу и противостояние злу в мире. Благодаря этому каждый человек способен отличать добро от зла, и по доброй воле выбирать праведность и отвергать зло.
Мы верим в семь Амешаспентов (Бессмертных Святых): Ахура Мазду и шесть божественных лучей, исходящих от него, которые суть Вохуман (доброжелательность и благоразумие), Ардвахишт (истина, честность, праведность), Шахривар (власть, порядок, самообладание), Сепандармазд (благочестие, скромность, щедрость), Хордад (целостность, совершенство, знание) и Амордад (бессмертие, вечность). Развивая эти свойства в себе и воплощая их вокруг себя, человек совершенствуется и обретает живую связь с Ахура Маздой.
Мы верим в необходимость прекращения войн и установления мира и признаём достойным счастья того, кто способствует счастью окружающих. Каждый человек должен оказывать посильную помощь другим людям, быть щедрым и великодушным. В наших обычаях Ашудад (милостыня) и щедрость празденств (Гаханбаров и Джашнов), согласие и взаимовыручка.
Мы верим в святость и необходимость поддержания чистоты огня, воды, воздуха и земли, в необходимость беречь окружающую среду и предохранять эти творения от загрязнения, в необходимость заботы о животных и растениях. Огонь для нас -- символ Ахура Мазды на земле, вода, воздух и земля -- его высочайшие дары, животные и растения -- наши живые помощники и друзья.
Мы верим в конечное свершение Ахура Маздой и всеми силами добра Фрашкарда -- Обновления Мира, при котором навсегда и навеки водворится благо, зло будет окончательно уничтожено, мёртвые воскреснут и обретут вечное благое бытие. Участвуя благими мыслями, благими словами и благими делами в совершенствовании и обустройстве мира, мы все вместе содействуем Ахура Мазде и приближаем Фрашкард.
Традиция –- это способ сохранения и выражения в смертном мире бессмертной истины. Началом традиции является единственное и неповторимое событие, качественно изменившее мир. Творцом этого акта является Бог. Мазда Ясна (Зороастризм) является традицией, в основе которой лежит откровение пророка Ашо Заратуштры, полученное им от Ахура Мазды и переданное всем добрым людям.
Помимо Авесты традиция включает в себя следующие элементы:
религиозная преемственность и священническая иерархия; религиозная практика; религиозное право; письменное и устное предание; моральные, социальные нормы.
Религиозная преемственность -– это особая форма передачи Божественных знаний от человека к человеку. Передача осуществляется в ходе обряда, ритуала, который может быть проведён над человеком, прошедшим подготовку и обладающим необходимыми качествами. Главным обрядом в Благой Вере является обряд принятия веры сэдрэ-пуши, в ходе которого новообращённый надевает священную рубаху сэдрэ, повязывает пояс кушти и провозглашает символ заратуштрийской веры. Инициация осуществляется людьми, обладающими Божественной силой, знаниями и необходимой квалификацией. Такими людьми являются заратуштрийские священнослужители -– мобеды.
Центральной частью религиозной практики заратуштрийца являются почитание Язатов, соблюдение чистоты души, тела и окружающего мира, творчество и созидание, борьба со злом, скверной, ложью и несправедливостью. Язатами именуются Бог Ахура Мазда, шесть бессмертных святых Амеша Спента, благие духовные творения Ахура Мазды такие как Митра, Сраоша, Рашн, Анахита, покровительствующие различным явлениям мира, а также небесные защитники фраваши. Почитание осуществляется через молитву (мантра) и добрые дела.
В число религиозных обязанностей заратуштрийца входит ношение священной одежды (сэдрэ и кушти), пятикратная молитва, празднование основных религиозных праздников заратуштрийского календаря -– гахамбаров и джашнов, следование в жизни принципу благих мыслей, благих слов и благих дел.
Как уже было сказано, заратуштриец должен блюсти чистоту души и тела. В случае осквернения нужно принести покаяние и пройти обряд очищения. Скверной, грехом считаются не только злые дела, но и отчаяние, страх, страдание, депрессия. К общим духовно-нравстеннным нормам относятся честность, трудолюбие, доброта, благородство.
Важными обязанностями всех без исключения заратуштрийцев являются брак, рождение детей и поминовение предков. Брак воспевается самим пророком, как священный союз, от которого в ужасе воют дэвы. Через детей мы преодолеваем смерть в земном мире. Наши дети умножают божье воинство и несут искру жизни сквозь время к дню последней битвы. Души предков участвуют в земных делах и ведут невидимое сражение со злыми духами, защищая своих потомков.
Заратуштрийцу не разрешается курить, употреблять наркотики, увечить своё тело (пирсинг, татуировки и пр.). Ему предписывается следить за своим физическим и умственным здоровьем, не рисковать своей жизнью напрасно, быть готовым к самозащите, защите близких и единоверцев.
Этические предписания и религиозные знания передавались благодаря произведениям, раскрывающим смысл и значение тех или иных сторон Благой Веры, созданным в разное время последователями Заратуштры и пользующимся уважением у многих поколений верующих. Традиционные тексты являются неотъемлемой частью Благой Веры. По языку и исторической эпохе их можно разделить на пехлевийские и новоперсидские.
Тексты, написанные на языке пехлеви, отражают наследие эпохи правления Сасанидов (III-VII вв.) -– времени второго расцвета Благой Веры. Множество оригинальных религиозных произведений было уничтожено при нашествии арабов, монголов, тюрок. Большинство из того, что мы имеем ныне, -– это творения дастуров и мобедов, величайших авторитетов Веры VIII–X вв., которые, оправившись после колоссального удара по Ирану и Благой Вере, стремились на среднеперсидском языке письменно зафиксировать свои обширные религиозные знания, а также выступать с апологией Благой Веры. Однако сохранились и некоторые произведения самой Сасанидской эпохи.
Значение пехлевийской традиции сложно переоценить. В среднеперсидских источниках мы находим не только пересказ содержания Авесты, в том числе и утраченных ее частей, но и величайшее по духу продолжение традиции Благой Веры.
Заратуштрийские тексты, написанные на новоперсидском языке, представляют собой новую эпоху традиции -– после XI в. Расцвет богословской мысли, являвший собой форму интеллектуального сопротивления насильственной арабизации и исламизации Ирана, наблюдавшийся в VIII–X вв. завершился. Под гнётом арабов для Благой Веры началась эпоха бедствий и утрат. Пехлевийская традиция перестала развиваться, хотя образованные заратуштрийцы могли читать эти тексты. Письменным языком стал утвердившийся к тому времени во всей неарабской азиатской части исламского мира персидский язык.
Новоперсидские заратуштрийские тексты представляют собой прежде всего предписания дастуров и мобедов, стремившихся в неблагоприятных условиях сберечь традиции и утвердить стойкость заратуштрийских общин. Сохранилась переписка между разрозненными общинами, т. н. риваяты (разъяснения), в которых авторитетные богословы отвечают на самые (насущные) вопросы, связанные с верой и повседневной жизни заратуштрийцев.
В настоящее время хранителями традиции являются священнослужители –- дастуры, мобеды и хирбады, состоящие в Анджомане мобедов Ирана (АМИ).