Итак, го состоит из двух простейших правил:
1. Окруженные камни и группы камней исчезают с доски
2. Задачей игры является окружение как можно большей территории
При этом вытекающие из этих простых правил приемы стратегии оказываются довольно глубокими, и моделируют реальность!
Рассмотрим принцип атаки и защиты в го.
Он гласит: "атакуй издалека, защищайся вблизи".
На первый взгляд - это правило противоречит интуиции. Когда на нас нападает сильный противник - мы стремимся убежать. И наоборот - если мы преследуем жертву - то мы приближаемся к ней. Аналогично атака и защита происходят в шахматах - где атакующие фигуры стремятся к тесному контакту с противником, а при защите они наоборот - избегают прямого контакта. Однако это приемы тактики, а не стратегии!
Тогда как го является стратегической игрой. И оказывается что в реальной жизни нам уже известен аналогичный принцип защиты и нападения, на примере... блицкрига.
При блицкриге, когда атакующая сторона прорывает фронт противника, она по возможности избегает прямого контакта с противником. Весь смысл в том, чтобы как можно быстрее просочиться сквозь линию фронта, и сомкнуть глубоко в тылу кольцо окружения. Ввязывание в локальные бои лишь отвлекает наступающих от этой задачи.
Самый идеальный блицкриг - это тот который происходит без единого выстрела!
Задача обороняющейся стороны противоположна. Она пытается войти в боевой контакт с идущими на прорыв частями противника, чтобы втянуть их в бои, и отвлечь их от главной задачи - замыкания кольца окружения.
Та же самая логика работает и в го. Когда мы атакуем слабую группу - наша цель окружить ее. Однако окружение вплотную - непродуктивно. Вступая в прямой контакт с камнями противника - мы подвергаем угрозе собственные камни. И пока мы пытаемся их защитить - противник получает время создать в своей группе два глаза. Попытка преследовать две цели одновременно (защита своих камней и предотвращение создания глаз противником) очень часто заканчивается неудачей. Отсюда и следует принцип "атакуй издалека". Он направлен на то чтобы предотвратить создание противником глаз, при этом атакующая сторона ставит свои камни на некотором удалении от камней противника - что гарантирует их безопасность.
В го цель зачастую не в том чтобы напрямую уничтожить группу противника, а в том чтобы лишить ее возможности создать два глаза.
В духовной интерпретации го прекрасно иллюстрирует следующую мудрость:
"И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Матфей 10:28)"
Поскольку блокированная группа, не имеющая глаз - мертва. Ее физическое исчезновение, в отрыве от духа - вопрос времени.
На верхней вложенной диаграмме позиция из моей партии, где я играю черными.
Видно что в правой части доски черные обрисовывают контуры большого участка территории - процесс стяжания духа находится в самом разгаре.
Однако противник вероломно вторгся тремя белыми камнями чтобы иссушить духовный источник.
Черные в ответ не стремятся к немедленному уничтожению вторгшихся камней (что было бы ошибкой).
Вместо этого черные обкладывают их своими камнями на некотором удалении, сконцентрировавшись на задаче лишения группы белых камней глаз.
На нижней диаграмме изображена финальная позиция. Вторгшаяся белая группа в итоге не создала ни одного глаза - она обречена.