Итак, изначально у нас есть два взгляда на происхождение человека. Во-первых, вульгарный эволюционизм. Все формы жизни, включая человека, произошли в результате случайных генетических мутаций и последующего естественного отбора. Во-вторых, вульгарный креационизм. В авраамической редакции: Бог слепил мужчину из глины, потом из его ребра сотворил женщину. Примерно так же появились и остальные существа. Никакой эволюции не было, всё произошло мгновенно. В XX веке (насколько я понимаю) появляется третий, синтетический концепт - направленная эволюция. Здесь признаётся постепенный процесс, каким его видят естественные науки, но причины этого процесса не случайны - он направляется Богом.
Сама эта идея не имеет отношения к андреевскому сообщению, она возникла независимо от него. При этом очевидно, что "Роза" стоит на той же точке зрения - с одной поправкой. В Шаданакаре Бог, так сказать, действует косвенно. Бог творит монады. Творение же космических сообществ осуществляется богами, демонами, стихиалями и т.д. Причём важно следующее: по Андрееву, всегда и на всех уровнях творят диады. Изначальная диада - Бог-Отец и Богиня-Приснодева-Мать. И далее, если панорамно обозреть его модель, то становится понятно, что слова "Истекая во вселенную, божественность сохраняет эту присущую ей полярность; ею пронизана вся духовность и вся материальность вселенной" (РМ VI 3) - это не просто какой-то обобщающий абстрактный образ. Действительно, повсюду обнаруживается сотворчество мужского и женского начал. Стихиаль Земли и Стихиаль Солнца. Демиург метакультуры и одна из Соборных душ. Уицраор и каросса. Гагтунгр и Фокерма. Планетарный Логос и Лилит: "Некогда, в глубочайшей древности, эта стихиаль стала супругою Первоангела – того величайшего Духа, что сделался Логосом Шаданакара" (РМ V 2).
Прямого утверждения о том, что "человечество было создано Планетарным Логосом и Лилит" в "Розе" нет (во всяком случае, я сейчас не нашёл). Такое утверждение есть об ангелах: "Начало первому человечеству – ангельскому – было положено Самим Планетарным Логосом и Лилит, существо которой было ещё свободно тогда от демонического эйцехоре" (РМ VI 2). Однако, вывод напрашивается. Я думаю, Андреев не озвучивает его сам, потому что для него он был чем-то само собой разумеющимся. (Я также думаю, что он само собой разумеется и для его читателей, и мне интересно прочитать отзывы на этот счёт в комментариях.)
Во-первых, у Андреева есть такая категория, как "человечества" (понять содержание этой категории, на мой взгляд, можно только через наследие Ауробиндо Гхоша, но сейчас это неважно). "Человечеств" было четыре: ангелы (названы "первым человечеством" в РМ V 2), титаны, селениты и мы, человечество Энрофа (см. РМ VI 2). Начало каждому человечеству было положено Планетарным Логосом и Его силами (см. там же). При этом известно, что "Лилит стала праматерью ... первого человечества" (РМ V 2). Вопрос: если она не была ею и по отношению ко всем остальным человечествам, то кто?
Во-вторых, в этом же направлении заставляет мыслить и легенда об Адаме и Еве. По Андрееву, "в ней до того перепутаны все слои, эры и иерархии, что лучше совсем не трогать этого предания" (РМ VI 2). Я думаю, под спутанностью Андреев имеет в виду, что А) вселенский масштаб (творчество Бога) сужается до планетарного (сотворение человека); Б) Адам и Ева - не первые люди, а Планетарный Логос и Лилит. "Распутанная" версия заключается в том, что Планетаный Логос-Адам и Лилит-Ева действительно творятся Богом. Затем нисходят в Шаданакар. Здесь Лилит-Ева соблазняется Гагтунгром-Змеем. После чего Лилит-Ева и Планетарный Логос-Адам дают начало человечеству. Но не в том смысле, что они - первые люди, потомками которых мы являемся.
Заключение, которое я делаю, сводится к тому, что андреевская Лилит по отношению к человечеству не просто выполняет дифференцированную функцию "ваятельницы плоти" и "формирования цепи рода" (РМ V 2), но имеет некое тотальное, определяющее значение наравне с Планетарным Логосом. Эту идею можно перефразировать и так: функция "ваяния плоти" и "формирования цепи рода" выходит за пределы, которые очерчивает для неё поверхностное понимание. Пол тотален. Секс тотален. Лилит тотальна.
Честно говоря, всё это - длинное предисловие к основной идее, ради которой я начал писать пост. Просто в процессе я счёл необходимым прояснить генеральную схему Андреева. Во всяком творении участвует множество иерархий. Но начало кладёт и определяющее значение имеет диада. В случае человечества эта диада - Планетарный Логос и Лилит.
Основная же идея в том, что необходимо переосмыслить понятие "творения" применительно к человечеству и всем остальным сообществам. Что это означает - "Планетарный Логос и Лилит дают начало"? Что мы имеем в виду, когда говорим, что боги творят ангелов, титанов, людей? Что означает это "творение"? Если мы признаём эволюцию, мы не можем мыслить его как единовременный акт. Если мы признаём метаисторию, мы не можем мыслить его как акт, направленный только на физический слой. Души должны эволюционировать вместе с телами - на всём пути во всех мирах. В андреевской парадигме творение - это протяжный, миллионы лет звучащий зов. Это зов, который боги обращают к душам, и влекут их к новому бытию. Сотворить человечество прежде всего означает привести становящиеся души к новому бытию, которое они впоследствии назовут человеческим. Примерно так же, как личность ребёнка годами формируется в общении со взрослыми (ближайшая аналогия), так и бытие души эонами формируется в общении с богами. Сотворить космическое сообщество - значит организовать новую экзистенцию. Это не волшебство, оживляющее глину (хотя и в этом есть свой символ), это общение и посвящение. А поскольку это общение никогда не прекращается, не прекращается и творение.