Валерия Колненская
Рюрик и Олег
Рюрик и Олег
Славяне, как и все молодые европейские народы, письменности поначалу не имели. Описание их внешнего вида, образа жизни, нравов и верований сделаны византийскими и арабскими писателями и путешественниками. Все они сходятся на том, что это были высокие, крепкие люди явно северного типа - светловолосые и светлоглазые. Воинственные, бесстрашные и выносливые. «И я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны и красны.», - пишет один из арабских путешественников. «Славяне - народ настолько могучий и страшный - добавляет другой, - что не будь они разделены на множество родов, никто в мире не мог бы им противостоять.» С этой характеристикой арабских писателей совпадают и отзывы византийцев.
Восточные славяне - предки русских, украинцев и белоруссов, обитали на обширной лесной территории от Балтийского побережья до среднего Приднепровья. Северные соседи - варяги, южные - степняки, кочующие в Причерноморье. Славяне жили оседло, племенами, пахали землю и разводили домашний скот, охотились и собирали дикий мед, умели обрабатывать железо и ковать отменные мечи. Носили льняные, кожаные и меховые одежды. Жилища имели убогие - полуземлянки, полушалаши; в случае внезапного нападения их можно было спалить без сожаления, спрятав предварительно продукты и ценные вещи. Торговали пушниной, медом, воском; денежной единицей была шкурка черной куницы. Любили войну и умели воевать: византийские императоры с удовольствием брали их на военную службу, где некоторые славяне достигали командных должностей. Например, Доброгаст - начальник византийской черноморской эскадры.
Славянские боги олицетворяли силы природы и содейстовали в труде и ратных делах. Их изображали в виде деревянных столбов-идолов и каменных фигур. Кости умерших после сжигания на кострах хоронили в кошевах, подвешенных к деревьям в лесной чаще или в родовых курганах. Воина в могилу сопровождали любимый конь, жена (или одна из жен) и рабы, если имелись.
Шло время и убогие жилища сменились бревенчатыми избами, поселения окружили крепкие стены; на берегах рек и озер, естественных водных путях, выросли города. На Днепре славянский князь Кий построил город Киев. На севере легендарный князь Гостомысл поставил легендарный же Славянск. Племена объединяются, образуются военно-племенная верхушка, следующая историческая ступень - создание государства.
Три сына князя Гостомысла погибли в сражениях; умирая, Гостомысл завещал пригласить на княжение его внука Рюрика, сына варяжского вождя, женатого на одной из дочерей Гостомысла. После смерти князя началась жестокая борьба за престол. «Восстал род на род», - напишет позднее летописец Нестор. Этим воспользовались враги; стали нападать на города и села, разорять землю. Тогда славяне опомнились и пригласили Рюрика навести порядок и править ими по старинным законам и обычиям.
Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника», 17 век).
В 862 году Рюрик приплывает с войском и двумя братьями в Новгород, выстроенный на месте Славянска, убивает в поединке Вадима Храброго, внука Гостомысла от другой дочери, садится править в Новгороде, а братьям дает в уделы города Изборск и Белоозеро.
Княжил Рюрик недолго, простудившись на охоте, он заболел и умер. К этому времени умерли и его братья. Малолетний сын Рюрика Игорь и княживший за него Олег, родич покойного князя, отплывают на юг, в Киев. Так пишет в своей летописи «Повесть временных лет» монах Киево-Печерской лавры, первый русский летописец Нестор.
А по новгородскому преданию Рюрика пригласили жители вольного Новгорода и не править, а только защищать город. Лагерь князя располагался за городом. В случае недовольства новгородцы могли изгнать одного князя с дружиной и пригласить другого. Что они и делали на протяжении столетий. Одним из таких защитников был Александр Невский. Вольный Новгород был купеческой республикой с народным собранием (вече) и выборным руководством. Новгородская земля доставалась в удел Рюриковичам, но вольный Новгород оставался республикой. С его самостоятельностью расправился только Иван Грозный спустя семь столетий после Рюрика.
Новгородская версия, по-моему, более правдива и вот почему. Во-первых, она подтверждается последующей историей города. Во-вторых, недолгое правление варяжских князей (братья Рюрика умерли через 2 года после того, как сели в своих уделах, сам Рюрик - через 5), а также уход Олега с малолетним Игорем на юг как-то мало напоминают естественный ход событий. Все это больше похоже на расправу с превысившими свои полномочия варяжскими правителями и на вынужденный уход их наследника В-третьих, после эксперимента с варягами новгородцы приглашали защитников только из русских князей или «малых княжат», оставшихся без удела, но не чужеземцев.
Самое слабое место, на мой взгляд, в Киевской версии - посланное славянскими племенными вождями приглашение Рюрику на правление «по старому обычаю и правде». Как правило, за освободившийся престол наследники дрались до последнего. И было кому - вспомним Вадима Храброго. Разорять северные славянские земли во времена драки за наследие Гостомысла могли единственные, согласно летописи, враги - варяги. Скандинавы (викинги, норманны, варяги) приглашения ни от кого не ждали и о своем визите не предупреждали. Именно в это время, в 9-10 веках они обрушились на Европу как стихийное бедствие: грабили и убивали, захватывали земли и расселялись на них. Примером тому Англия, Нормандия, Неаполитанское королевство и Сицилия. Да и о каком «совместном решении» пригласить варягов на правления можно говорить, если Олегу, Игорю и его жене, княгине Ольге, еще предстояло завоевать славянские племена?
Всем известный путь «из варяг в греки», из Балтийского моря в Черное, проторили не славяне, а тоже варяги, о чем говорит само название пути. В его конце лежала заманчивая Византия - богатейшая империя того времени. Туда шли дружины скандинавские за добычей, а если не хватало сил на военный грабеж - служить в войсках византийских императоров. Вариант, конечно, послабее, но все-таки лучше, чем пахать каменистую землю родины или ловить рыбу в неспокойном Северном море. Да и платили императоры за службу неплохо. Сократить путь «в греки» варяги могли только за счет славян - поселиться на их земле и как можно ближе к Константинополю. Идти отсюда было не только ближе, но и легче - отпадала необходимость дважды перетаскивать груженые ладьи посуху, из Ловати в Зап. Двину, а из нее - в Днепр. Были ли у варягов такие соображения - неизвестно. Hp Вещий, т.е. мудрый Олег именно так и поступил.
После смерти Рюрика Олег не вернулся к родным скандинавским пенатам. С самым дорогим, законным наследником и дружиной, Олег отправился на юг к конечному пункту пути «из варяг в греки» на славянской земле - Киеву. По пути он берет года Смоленск и Любеч и садит в них своих людей с дружиной для удержания новых владений. Берет он эти города силой или они покоряются добровольно - летопись не сообщает.
В Киеве уже сидели два варяжских првителя Аскольд и Дир, отпросившиеся еще у Рюрика в поход в Царьград - Константинополь.
Увидев, что их сопровождает мощная дружина, кияне опять же «пригласили» Аскольда и Дира на княжение. (Куда при этом девались потомки основателя города, князя Кия, неизвестно). Новые киевские князья попытались сходить на Царьград. Буря разметала их корабли по Черному морю и добраться до дома пришлось ни с чем.
Олег не стал сражаться с дружиной Аскольда и Дира. Спрятав свое войско, он пришел к городским воротам, назвался новгородским купцом и просил передать князьям, что имеет к ним серьезный разговор. Когда Аскольд и Дир вышли к нему, Олег выхватил спрятанный меч и убил обоих. Взяв без боя город, Олег объявил Киев матерью городов русских, каковым он и стал - столицей нового государства, Киевской Руси. Заслуга его основания принадлежит полностью Вещему Олегу, хотя русские князья и цари именовались Рюриковичами, династия которых кончилась только на Иване Грозном и его несчастных сыновьях.
Сев в Киеве, на территориии племени полян, Олег начал расширение территории - присоединение соседних племен: древлян, северян, радимичей и тд. Он освободил их от дани хазарам - теперь они платили дань Киеву. Олег «нача городы стави-ти», т.е. воздвигать крепости, опорные пункты для управления, сбора дани и обороны рубежей. При нем хазары забыли дорогу на славянские земли. Укрепив свое положение и обеспечив постоянный приток средств для содержания двора и дружины, Олег перешел к покорению остальных восточнославянских племен. Покоренные племена обязаны были платить дань и поставлять военную силу. На создание державы и укрепление ее рубежей ушло сорок лет.
Летопись сообщает, что в 907 году Олег пошел на Царьград, «на конех и на кораблех» т.е. по морю и по суше. Войско составляли варяги (русь) и славяне. Флот состоял из 2 ООО кораблей по 40 человек на каждом. Даже если это количество и преувеличено, оно говорит о том, что поход не был набегом варяжской шайки, а предприятием объединенных племен.
Когда корабли Олега приблизились к Царьграду, греки замкнули вход в гавань массивной железной цепью, укрепленной на столбах, столбы упирались в морское дно, и заперли городские ворота, приготовившись к осаде. Войско Олега высадилось в окрестностях города, ладьи вытащили на сушу и началось кровавое опустошение жилых кварталов предместья. Много греков было убито, пленных не брали - секли мечами, расстреливали из луков и бросали в море. Церкви и дома были разрушены и сожжены. Олег велел поставить ладьи на колеса и при попутном ветре флот двинулся на парусах по суше к Константинополю. Греки испугались и послали сказать ему; «Не губи город, мы беремся давать тебе дань, какую хочешь».
Олег остановил корабли и прекратил разрушение предместья. Греки выслали угощение: яства и вино, и то и другое отравленные. Олег догадался и угощения не принял. Самый хитрый народ не сумел обмануть мудрого князя! Вконец перепуганные греки с ужасом говорили: «Это не Олег, но святой Димитрий, посланный Богом за наши грехи».
Послы Олега потребовали золото на каждый корабль и на те дружины, что остались сторожить русские города. Между Русью и Византийской империей был заключен договор, по которому русские купцы могут жить в Царьграде полгода на полном содержании города - брать бесплатно хлеб, вино, мясо, рыбу и овощи; могут мыться в банях, сколько захотят. А когда пойдут домой, кесарь должен обеспечить их съестными припасами, якорями, канатами, парусами и прочим необходимым. Пошлин платить купцы не будут. Императоры-соправители со своей стороны внесли дополнения: князь должен запретить своим людям граоить население, русские в городе должны жить в одном месте, быть переписаны и по этому списку получать от кесаря месячный паек. Входить в город они будут одними воротами, без оружия, в сопровождении чиновника и группами по 50 человек, не более. Видно, греки не очень-то доверяли русским, которые при удобном случае из купцов превращались в воинов.
Договор был заключен на все времена (на бумаге, вернее, пергаменте). Императоры Леонид и Александр закрепили клятву об исполнении договора целованием креста. Олег и его соратники клялись оружием и своими богами - Перуном и Белесом. В знак победы воины Олега повесили щиты на вратах цареградских. Греки, по приказу Олега, сшили на дорогу его кораблям новые паруса - руси шелковые, славянам полотняные, из чего видно, что в то время существовало большое различие между варягами и славянами, первые составляли элиту, вторые служили простыми воинами.
Олег благополучно возвратился в Киев с огромной добычей: золотом, дорогими тканями, заморскими плодами, винами и драгоценностями. Кстати о тканях. Хитрые греческие купцы раздобыли шелковичных червей и технологию производства шелка, не дожидаясь Марко Поло. Византийские шелка славились по всему миру и были важной частью военной добычи.
Через четыре года Олег отправил послов в Константинополь подтвердить договор, внести дополнительные пункты, оговаривающие столкновения между греками и русскими как в Царь-граде, так и на русской земле, выкуп пленников, возвращение беглых рабов и др. Через год послы вернулись со щедрыми дарами (данью?), а осенью того же года Олег умер.
Как повествует летопись, перед походом на Царьград он спросил волхвов, от чего ему умереть? Они ответили: от любимого коня, на котором ты всегда ездишь. Олег велел увести коня, кормить, беречь, но никогда к себе не подводить.
Прощание Вещего Олега с конем. В. Васнецов, 1899.
Через много лет, уже вернувшись из похода, князь узнал, что его конь умер. Олег посмеялся: «Эти волхвы вечно лгут, вот конь-то умер, а я жив.» и поехал посмотреть на кости коня. Наступив на голый череп, Олег сказал со смехом: «Так от этого черепа что ли мне умереть?» Но тут из черепа выползла змея, ужалила его в ногу, князь разболелся и умер. Как пел Высоцкий: волхвы-то сказали с того и с сего, что примет он смерть от коня своего. «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина долгое время была боевым маршем русского офицерства. По южному преданию, Олег похоронен в Киеве, по северному, - в Ладоге. Настоящее место его могилы сегодня не известно.
Вкратце о преемнике Олега, Игоре. Летопись уделяет ему намного меньше места, чем Олегу. И это понятно - князь был не слишком удачлив по сравнению с Олегом, но жаден. На престол он вступил только после смерти Олега, в возрасте не моложе 45 лет. Как видно, Олег не торопился с передачей престола. То ли из-за собственного властолюбия, то ли зная характер наследника. Олег же женил Игоря. В первом походе Игоря на Византию греки пожгли его корабли «греческим огнем», дотоле русским не известным, и разбили пешее войско на суше. («Греческий огонь» - древний напалм, был неотразимым оружием византийского флота. Рецепт его изготовления хранился в строгой тайне и не разгадан до-сих пор. Предполагают, что он состоял из самовоспламеняющейся смеси смолы, нефти, серы и селитры, которую по медным трубам выливали на корабли врага). Во втором походе Игорь дошел только до Дуная. Здесь его встретили посланцы императора и предложили золото и дорогие ткани. Князь золото и паволоки взял и вернулся в Киев, привезя домой добычу, но не Олегову славу. Договор с Византией, им перезаключенный, был для Руси гораздо менее выгодным, чем Олегов.
Умер князь Игорь из-за собственной жадности. Однажды он пошел с дружиной собирать дань в землю древлян, одного из соседних славянских племен. Собрали больше оговоренного, но князю показалось мало, на обратном пути он решил возвратиться и потребовать дополнительной дани. А чтобы не делиться с дружиной, большую ее часть отправил домой и с небольшим отрядом вернулся. Возмущенные древляне решили: «Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его; если не убьем этого, то всех нас разорит». Перебив малочисленную охрану, они схватили князя, привязали к двум согнутым березам и отпустили. Игоря разорвало пополам. Это, наверно, самый впечатляющий эпизод его биографии.
* * *
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» описаны Нестором двести с лишним лет спустя. Лукавил ли летописец, выбирая для своей «Повести» самый гладкий и благостный вариант прихода варягов к славянам? Если да, то его можно понять. Сам он жил в то время, когда расплодившиеся Рюриковичи рвали страну, обильно поливая ее землю братской кровью, приводили в помощь себе печенегов, поляков, варягов. «Переполнилась земля насилием», как перед Потопом. Патриот Нестор видел единственный путь спасения страны в объединении под твердой рукой и он был прав. Кровавые междоусобицы князей -черный период в истории Руси, кончившийся татаро-монгольским игом. И даже оно не заставило потомков Рюрика объединиться, хотя бы для отпора врагу.
А вот создание пришельцами-варягами славянской государственности патриотизму Нестора не претило. Также, как и последующим русским историкам: Ломоносову, Карамзину и другим. В этнической смеси рождались народы и страны Европы, да и не только Европы. И становится варяжский боевой клич: «Русь!» названием нового государства и его жителей. Растворяются в славянах варяжские вожди и дружинники. И уже ко времени летописца Нестора варяги и славяне составляют единый русский народ. Если первые киевские князья носят скандинавские имена - Хельг (Олег), Ингвар (Игорь), Хельга (Ольга), то уже внук и правнук Рюрика названы чисто славянскими именами: Святослав и Владимир. После крещения Руси ассортимент пополняют имена греческие: Алексей. Илья, Иван, Дмитрий и т.д. Некоторые из них произведены от имен еврейских.
Письменная историография отражает реальные события, но в интерпретации авторов. Историю пишут люди. Еще при Романовых появился названный демократами-разночинцами «ура-» или «квасной патриотизм». Сегодня он цветет в около-исторической художественной литературе и официальной идеологии. Создание Русского государства иноземцами стало фактом неудобным, подрывающим якобы национальный престиж. Потому его стыдливо обходят или трактуют невнятно с целью доказать изначальную этническую самобытность народа и государства.
Это особо нелепо, если учесть, что татарское двухсотлетнее иго не только причинило катастрофическое разорение стране, но и покрыло позором тех же Рюриковичей, воевавших друг против друга за выдаваемый ханами ярлык «Великого князя». После свержения ига дворянство пополнялось татарскими беженца-
ми, не поладивших с ханами. Даже царь Борис Годунов был родом из татар. По-моему, России повезло, что у ее истоков стоял варяжский князь Олег - муж государственного ума, опытный воин и великий полководец.
Поиски «расовой чистоты» - занятие несолидное и бесплодное. Ее можно найти разве что у индейцев Амазонки, живущих в полной изоляции от мира. Переселение и смешение народов продолжается. Русь продвинулась на земли народов Поволжья и Сибири. Неславянское происхождение названия Москва забыто и давно воспринимается как исконно русское. На наших глазах происходит заселение Европы, Америки, Австралии, да и России сынами Востока с непредсказуемым пока что результатом.
А «квасной патриотизм» - что ж, это тоже страница российской истории, правда, не самая почтенная.
Источник: Запад – Восток. – 2015. – 10-16 февр., № 3 (745). – С. 12-13. – (Личность в истории).