УкраинаУкраинский народ в историческом и культурном отношении является наследником тех восточнославянских племен и народов, от которых пошла земля и культура Русская (восточнославянская).
Через Киев на Русь пришло самое передовое на то время мировоззрение – христианство, заложив начало культуре, определив ее лицо на многие столетия.
С нашествием монголо-татар, восточнославянский мир был расколот надвое – Северо-Восточная и Юго-Западная Русь. Северо-Восточная Русь на несколько веков попала под иго Золотой Орды.
Юго-Западная Русь – Киев, Волынсько -Галыцькое княжество, это нынешняя Украина. Монголо-татары, нанеся большие разрушения и обложив данью, ушли с этих территорий. Вскоре литовский князь Ольгерд освободил западные земли и Киев, присоединив их к Великому княжеству Литовскому. Это создало условия для экономического, политического и культурного развития этих земель. Знать получила достаточно широкие права. Хотя после образования Речи Посполитой эти права были значительно урезаны, это не была та рабская зависимость, в которой находилась Северо-Восточная Русь. Знать получила возможность, приобщится к более высокой Западной культуре.
Носителями и хранителями традиций древнерусской культуры, языка и веры были братства. Они предавали так же большое значение воспитанию и формированию моральных качеств общества.
В XVI ст. самым сильным и влиятельным было Львовское братство. Оно открыло первую школу, где изучали поэтику, риторику, основы философии, славянский, греческий языки.
В начале XVII в. культурной столицей стал Киев, куда перебралась значительная часть активных деятелей украинского братского движения.
Деятельность братств и братских школ позволила украинскому народу, сохранить свои исконные традиции, самобытную культуру, чувство собственного достоинства. Братские школы оказались фундаментом для дальнейшей образовательной системы Украины.
С середины XIV в. многие украинцы оканчивали европейские университеты и принимали активное участие в тогдашних культурных процессах.
В 1576 г. Была основана Острожская академия, оставившая значительный след в истории образования и духовной жизни Украины. В 1661основан Львовский университет. В 1659г. основана Киево-Могилянская академия. Здесь учился и преподавал, признанный во всем мире, первый на Руси философ Георгий Сковорода.
Весомая роль в развитии образования и культуры украинского народа, в формировании национального сознания принадлежит книгопечатанию. В 1491г. в Краковской типографии появились первые печатные книги кириллицей. Здесь известны белорусский ученый Франциск Скорина, русский первопечатник Иван Федоров, которого выгнали из Москвы. С 1615 г. развернула свою деятельность типография Киево-Печерской лавры, основанная архимандритом Елисеем Плетенецким.
В XIV-XVI вв. активно развивались города, что стимулировало инженерно-архитектурную мысль. Второй причиной, ускорившей градостроительство, было введение магдебургского права, которое укрепляло самоуправление и открывало простор для цеховой организации ремесленничества. На XVI - XVII вв., приходится расцвет украинской архитектуры. Здесь она приобретает национальные черты.
В живописи, XI-XVI вв. традиционная иконопись постепенно отходила от византийских канонов. Со второй половины XVI в. в изобразительном искусстве появляется пейзаж, портрет, батальная живопись. Художники больше обращались к реальной жизни, природе, писали бытовые сцены и портреты.
В XVI в. зарождается театральное искусство. Определенный качественный скачок развития переживала в Украине музыкальная культура.
Московия, Северо-Восточная Русь, в это время, находилась под властью и «культурным» влиянием Золотой Орды. В культурном отношении украинская светская и церковная элита была выше уровнем, чем Московская еще долгое время после присоединения Украины, вплоть до победы над французами.
В России только в1724 году, была учреждена Академия наук, университет и гимназия в Петербурге.
Начиная с Георгия Сковороды, огромную роль в становление украинской культуры сыграли литераторы. Иван Котляровский, Тарас Шевченко, Леся Украинка, ряд других представителей, подняли литературу до мирового уровня. Миру известны представители и других направлений украинской культуры того времени, художники, музыканты, вокалисты.
Как некогда в Элладе зародилась и расцвела античная культура, а Рим воспользовался её достижениями, поработив, при этом греков, так и в наше время – Москва, унаследовав от Киевской Руси ее культуру, отказывает народу в течение веков в праве даже на собственное культурное развитие, на самоопределение как нации, не говоря о государственности.
Около 200 лет украинское казачество было буфером между Османской империей и Московией. Оно уже осознавало свою принадлежность именно к украинской культуре. С Московией украинцев связывали не столько братские узы, сколько единая вера православная. Хмельницкий же шел не под крыло государя московского, а на союз с ним. С момента возникновения союза, Москва начала прилагать усилия, чтобы различными способами, обманом, подкупом, силой и т.д. подчинить себе верхушку казачества, а простых казаков и народ превратить в крепостных. Собственно украинское казачество обеспечило успех российских кампаний в войне с Турками. При обороне Севастополя, во время крымской войны основу армии империи составляли украинцы. Их имена и по сей день носят улицы города. Но Россия этого не помнит. Во время двух мировых воин всю их тяжесть приняла на себя Украина, но, тем не менее, это не помешало в наше время российскому президенту заявить, что отечественную войну могли бы выиграть и без Украины.
С момента становления украинской культуры, начиная с Ивана Котляровского, российский власти непрестанно преследовали ее (Валуевский циркуляр и Эмский указ). Советская власть продолжила политику Романовых – раскулачивания, голодоморы, репрессии и прочее. Современная политика Москвы по отношению к Украине не изменилась – «Украинский народ, увы, не сложился», «украинцы не народ, а территория», «Украина вошла добровольно в состав империи – и только после этого появилось такое государственное образование как Украина», «Украина не состоялась как государство». Политика Москвы в отношении Украины, да и других стран, ничем не отличается от политики фашистской Германии.
Украина как самостоятельное государство.В 16 веке украинское казачество стало мощной политической силой. С ним считались и Речь Посполита и Московия и Османская империя. Турецкий султан говорил, – Когда на меня идет Москва, я сплю, когда на меня идет Польша, я сполю, когда идут Запорожцы, я открываю один глаз.
Но в своих политических устремлениях украинское казачество было не едино. Как и в настоящее время, украинская национальная политическая элита была разделена на три враждующие течения, про польская, (западная), промосковская и стремящаяся к созданию собственного государства. В итоге, победителем оказалось течение, ориентированное на союз с Москвой.
Говоря о культурном уровне наци, следует учитывать и культурный уровень элиты общества и народа в целом. Как я писал, культурный уровень украинской элиты, вплоть до начала восемнадцатого века был значительно выше российской элиты. Причина та, что Польша, в состав которой входили украинские земли, и Европа в целом, была намного выше в культурном отношении по сравнению с Золотой Ордой, в состав которой входила Московия. Россия получила, возможность приобщится к западной культуре после реформ Петра, а реализовала её после изгнания Наполеона. Народ украинский, скорее всего по той же причине, всегда в культурном отношении был выше россиян. Такое положение сохраняется и по сей день, в частности сказывается в отношении к демократии.
Иван Бунин. Рассказ называется «Казацким ходом».
«Хохлы мне очень понравились с первого взгляда.
Я сразу заметил резкую разницу, которая существует между мужиком великороссом и хохлом.
Наши мужики-народ, по большей части, изможденный, в дырявых зипунах, в лаптях и онучах, с исхудалыми лицами и лохматыми головами. А хохлы производят отрадное впечатление: рослые, здоровые и крепкие, смотрят спокойно и ласково, одеты в чистую и новую одежду… И места за Курском начинаются тоже веселые: равнины полей уходят в такую даль, о которой жители средних и северных губерний даже понятия не имеют. И даль эта так живописно скрашивается синеющими курганами и силуэтами стройных тополей на хуторах».