Нефть, газ и контуры посткризисного мира
Добавлено: 09 янв 2012, 01:11
Ссылка.
И ещё одна.
Интересно, кто что думает по этому поводу?
И ещё одна.
В России не говорят – или почти не говорят – о феноменальном и поразительном факте: в этом году Соединенные Штаты (никогда не числившиеся в мировых лидерах по производству газа) рывком вышли на первое место в мире по производству этого энергоносителя. За один лишь год рост производства газа в США составил 39%! Это произошло в результате внедрения новейших технологий добычи природного газа из сланцев, которые США активно развивали в течение последних десяти лет. Напомним в чем суть произошедшей в последние годы энергетической революции.
Природный газ – метан – в колоссальных количествах имеется в сланцах. Но в противоположность громадным полостям, из которых добывается газ в России, Нигерии, Катаре и других экспортерах этого энергоносителя, в сланцах полости эти невелики по размеру, зато многочисленны. Общая масса природного газа в сланцах огромна: по оценкам, ее будет достаточно для обеспечения человечества энергией как минимум на сто лет.
Технология добычи газа из сланцев дороже, чем традиционная, при которой газ под давлением прямо поступает в газопроводы. Однако при установившихся в последние годы мировых ценах рентабельна. Были обнаружены колоссальные залежи газоносных сланцев в Польше, а также в Германии и Канаде. В результате, на рынке энергоносителей возникла совершенно новая ситуация.
Каким образом повлияет избыток газа на рынке на цены на нефть? Нефть является незаменимой главным образом в автономных от непрерывного получения энергии извне (как на железной дороге) автомобилях и авиалайнерах. Для отопления домов, в электростанциях и на производствах могут использоваться другие виды топлива такие, как газ и уголь. Заметим, что именно на уголь в настоящее время стремительно переводятся американские электростанции – чтобы ликвидировать зависимость от ближневосточной нефти как можно скорее.
Одновременно в США, Японии и Германии стали стремительно развиваться программы создания электромобилей и автомобилей, работающих комбинированно на электричестве и бензине. О том, что через десять лет Китай планирует стать мировым лидером в производстве электромобилей, официально объявлено.
Программы стратегического перевода транспорта с нефти на электричество как бы случайно совпали по времени с развитием сланцевой индустрии. На самом же деле они нацелены не только на улучшение экологической ситуации (как они чаще всего рекламируются), но и являются частью стратегической линии избавления от нефтяной и газовой зависимости от арабов и русских.
Интересно, кто что думает по этому поводу?