Вчера в ходе обсуждения с Лютобор Дымов вопросов "столичности-провинциальности" зародилась мысль о том, что ключевой фактор здесь - пространство.
В деревне или в маленьком городе человек чувствует себя песчинкой в огромном мире враждебной природы. Соответственно, дом для такого человека - место, где он может отдохнуть, максимально сблизившись с себе подобными. Люди жмутся друг к другу, словно отара овец, и почесывают друг друга, словно обезьяны.
В мегаполисе человек, наоборот, живет с мыслью: "Кругом слишком много людей!". Соответственно, дом для него - то место, где можно ненадолго остаться одному и ощутить незыблемые границы своей личности. В близких людях горожанин ценит умение быть деликатными, не напрягать, не приставать.
Далее. В деревне добыть что-то нужное в хозяйстве - большая проблема. Как минимум это вопрос довольно-таки дальней поездки, а во многих случаях - и вовсе неразрешимая задача. Соответственно, провинциал склонен держать дома большое количество запасов - тем более и пространства кругом достаточно, строй сколько угодно погребов и сараев.
Житель мегаполиса может добыть 90% нужных ему вещей за один день, а 10% - за неделю. Город с максимальной точностью удовлетворяет даже самые хитрые и тонкие запросы. Поэтому горожанин не склонен накапливать дома большое количество вещей... Это усугубляется и нехваткой места в квартире.
Интересное следствие: сколько бы деревенский житель ни накопил вещей - все равно, когда возникает какая-либо потребность, он вряд ли может выбрать инструментарий для ее удовлетворения с той же прихотливостью, что в громадном торговом центре. Ему приходится проявлять знаменитую "смекалочку", приспосабливать имеющиеся вещи для выполнения несвойственных им функций. В конечном счете это выливается в трущобную болезнь: http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/11/11/1460124.html
И даже такое явление, как чрезмерная "павлинистость" провинциальных девушек, можно объяснить через эту призму! Яркий макияж и вызывающий стиль одежды - это примерно то же самое, что запаховые, жестовые и звуковые сигналы у животных. Чувствуя, что кругом мало других представителей вида, самка, не стесняясь, начинает манифестировать факт своего существования. Авось самцы учуют призыв за несколько километров.
Иное дело в мегаполисе, где девушки, наоборот, вынуждены максимально маскировать свое существование, придерживаясь естественного макияжа и скромного стиля одежды. Просигнализируешь о себе во всеуслышание посреди мегаполиса - мигом станешь жертвой десятков распаленных самцов.
Что же касается самцов, то они тоже ведут себя сообразно пространству. В деревне мужчина обычно могуч, вонюч, волосат и не стесняется напрямую проявлять инстинкт агрессивной территориальности. Городским же представителям сильного пола приходится быть более скромными и держать свои яйца в кулаке. Иначе, как подсказывает инстинкт самца, город просто погряз бы в перманентных разборках и перестал бы быть приемлемым местом проживания.
Естественно, все это работает не быстро и не автоматически. Менталитет складывается в детстве и в дальнейшем неохотно реагирует на изменение внешних условий. Сельчанин, попадая в город, может на протяжении десятилетий (а в некоторых аспектах - на протяжении поколений) сохранять характерное для провинции поведение. Если таких "новых горожан" накапливается много - они начинают даже в какой-то степени менять облик городов, еще более затрудняя адаптацию. И наоборот: горожанин, попав в деревню, редко умудряется "одичать" до уровня своих новых соседей. Этим объясняется неуспех всевозможных "народников", от деятелей XIX века до Ильи Фарбера и иже с ним http://инфернальная.рф/…/krabyi-protiv-losh…/ Но и обратное влияние здесь тоже возможно: как бы ни ругали Советский Союз, а все же при массовом переселении из изб-пятистенок в поселковые пятиэтажки сельчане очень и очень изменились. Правда, на фоне упадка деревни, начавшегося в 1980-х годах, эти успехи во многом сошли на нет.
Ну и наконец - похоже, что помимо "столичности/провинциальности" отдельного человека мы можем говорить о "столичности/провинциальности" стран и народов. И дело тут не только в долях сельского и городского населения, но и во все том же вопросе пространства. Если в стране тесно жить (как в большинстве государств Европы) - мы получаем национальный менталитет, близкий к "столичному". Если же страна, как Россия или США, может похвастать обширными просторами, - ей никуда не деться от "провинциальности". Нередко бывает, что житель столицы "провинциального" государства по менталитету более "провинциален", чем житель самой глухой глубинки государства "городского".
А главное - ни в "столичности", ни в "провинциальности" нет ничего априорно хорошего или плохого. Все это - банальная этология, объяснимая естественными причинами. И разборки людей на эту тему - всего-навсего обезьянья этологическая возня. Лучше заниматься не разборками, а деликатным оттачиванием и огранкой своих природных склонностей. Если подходить к делу с умом - и "столичность", и "провинциальность" можно оформить очень и очень выгодно.
Попробую пояснить это на примере все тех же девушек. Сельчанка - вовсе необязательно безвкусная шлюха, замазывающая прыщи тоннами дешевого тональника. Это еще и яркая, пышущая здоровьем, не боящаяся заявлять о своей сексуальности женщина. Именно благодаря этому жители "городских" стран часто нахваливают красоту жительниц "провинциальной" России. И наоборот - горожанка вовсе необязательно является невнятной помесью серой мыши и синего чулка. Такие качества, как скромность и интеллигентность, тоже могут быть преподнесены весьма выгодно. Тонкость, ненавязчивость, оригинальность, не зацикливающаяся на половой принадлежности, - прекрасные составляющие имиджа.
По сути человек лишь в одной ситуации выглядит совершенно нелепо - когда проявляет хоть "столичность", хоть "провинциальность" в неподходящих для этого условиях. Логичнее всего ориентироваться на реальное состояние окружающего пространства. И уж в зависимости от того, избыток свободного места наблюдается или недостаток, корректировать свой имидж, поведение и отношения с людьми.
Таня Зверинцева, источник -->