Страница 1 из 1

Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2014, 16:51
Капитан Сель
http://piratemedia.net/pryamaya-demokra ... igranichya
История цивилизации насчитывает не менее 7 тысяч лет. Скорее всего и гораздо больше. Но чем далее поле зрение историка углубляется в толщу времён, тем труднее ему разглядеть в ней что-то достаточно достоверное. Однако, есть вещи, которые учёные имеют возможность рассматривать вполне пристально. Знаменитый английский историк Арнольд Тойнби в основу своей научной концепции положил понятие цивилизация. При том, что и до наших дней сохраняются рудиментарные этносы, находящиеся преимущественно на доцивилизационной стадии развития. Одним из ключевых признаков того, перешёл ли тот или иной этнос к стадии цивилизации, является его умение вести организованные военные действия. К примеру, индейцы Северной Америки были вполне отважными воинами, но вести правильные осады фортов и крепостей так и не научились.

Историки в самых разных эпохах и странах сталкиваются с таким явлением, когда образуются некие конгломераты людей самого разного происхождения. Общим для них является их некоторая оторванность и от традиционных доцивилизационных обществ и от цивилизационных объединений государственного типа. Всегда такие конгломераты занимают ниши где-то на стыке цивилизаций, в приграничье между ними и между разными этносами. В концепции Тойнби контакт между разными цивилизациями и соответственно приграничные территории вообще играют особую роль в историческом процессе. Часто именно там, в зоне контакта, часто сопровождаемого острыми конфликтами, ставящими почти для каждого индивидуума вопрос о его физическом выживании предельно остро, историческая лаборатория как бы ставит самые интерсеные и самые результативные эксперименты. Именно там разные субстанции вступают во взаимодействие, начинается что-то подобное химической реакции, в результате которой рождается принципиально новое качество.

К подобным приграничным конгломератам можно отнести те кочевые и полукочевые племена, обитавшие в районах современных Палестины Сирии и Ирака, которых их соседи называли Хабиру. На основе этих племён и сформировался этнос древних евреев. Сюда же можно отнести и норманнов-викингов, которых на Руси называли варягами, хотя очевидно на Руси в их состав могли входить и славяне. Викинги в раннее Средневековье, благодаря искусству мореплавания и военной отваге, путешествовали по всему периметру Европы, часто проникая по рекам и глубоко внутрь континента. Они создали свои протогосударства не только в Скандинавии и Дании, но и на востоке Британии, в Ирландии, на севере Франции (Нормандия), и даже на юге Италии и в Сицилии. Велика их роль и в становлении древнерусского государства. О степени этой роли споры в исторической науке не утихают. Но само присутствие варягов-викингов в политической жизни древнерусских княжеств не возьмётся отрицать никто, а династия древнерусских князей Рюриковичей восходит к полулегендарному варягу Рюрику. Возможно норманну, а возможно и славянину. Узнать наверняка теперь трудно.

Для нас главное, что все эти человеческие конгломераты, уже оторвавшиеся от многовекового традиционного образа жизни, вставшие на путь перманентной войны за выживание, но ещё не достигшие стадии централизованного государства в том или ином виде применяли у себя принципы прямой демократии. Эта стадия в истории еврейского народа описана в библейской Книге Судей. Причём некоторые теологи (в основном протестантского направления) склонны рассматривать такую форму правления как идеальную и наиболее угодную Богу. Позднейшее установление монархии у евреев, такие теологи склонны рассматривать как результат «ожесточения сердец» в народе. Варяги-викинги, распространившиеся по самым отдалённым уголкам Европы так же не имели единого общепризнанного монарха и выбирали своих военных вождей вполне демократическим путём.

К подобным конгломератам можно отнести и тот этнос, на базе которого формировалась империя турок-османов. По этническому происхождению это могли быть выходцы из любого народа. Главным условием было принятие ислама. Турки изначально вовсе не владели искусством мореплавания. И их морской флот в XVI веке по началу преимущественно состоял из арабов и из европейцев, принявших ислам. В Европе их называли тогда ренегатами, за то что они их христианства перешли в ислам.

Несколько подробнее мы остановимся на двух подобных исторических общностях, которые начали формироваться примерно в одну и ту же историческую эпоху – на наших казаках и на классических пиратах Вест-Индии, то есть открытой Колумбом Америки. Не трудно увидеть, что в том, как протекал и у тех и у других процесс самоорганизации, очень много общего. Особенно если учесть, что и морские пираты вполне успешно умели воевать на берегу, на суше, и казаки на своих небольших кораблях чайках без труда пересекали Чёрное море и не только занимались морским разбоем, но иногда терроризировали даже окраины турецкой столицы Константинополя. (У самих турок к тому времени от прямой демократии уже оставалось всё меньше и меньше и основные решения принимались султаном и назначенными им полководцами).

При желании темой можно заняться и подробнее, мы же для краткости лишь обозначим главные на наш взгляд моменты.

Казак означал вольного, удалого на войне человека. Формировалось казачество как на основе народностей издревле проживавших в Северном Причерноморье, так и из беглых крестьян центральных областей России. А жён казаки могли брать во всех окрестных странах. Группы таких людей могли иметь своей основой формирование более широкой этнической общности с тюрко-язычными, русскоязычными, украино-язычными элементами. Сводить все группы казачества к единой этнической основе нет никаких оснований.

В системе казачьего самоуправления рациональным образом сочетались традиции славянского веча с заимствованными у кочевников-степняков формами военной организации, основанной на приоритете принципа единоначалия. Казачье самоуправление, как уникальный элемент казачьей общины, сложилось на традициях самоорганизации и, прежде всего, на строгом и неукоснительном соблюдении неписаных норм казачьей жизни. У казаков в отличие от русских общин дальнейшее развитие получают демократические принципы самоуправления, складываются законодательные и исполнительные органы власти, разделенные по вертикали. Высшим законодательным органом становится Войсковой круг – общее собрание мужчин-воинов, получившее название от обычая становиться по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. В Войсковом круге участвовали все совершеннолетние казаки, кроме провинившихся перед обществом («пенных»). Круг, на котором присутствовали казаки всех городков пропорционально числу жителей, собирался на главной площади («майдане») казачьей столицы. Войсковой круг обладал всеми правами представительного учреждения: решал вопросы войны и мира, внешних сношений, церковных дел, приема в казаки, основания новых городков. Круг изначально выступал в качестве судебной инстанции, наказывая за провинности на основе обычного права. Постановления Круга были обязательны для всех казаков. Войсковой круг, как высший орган казачьего самоуправления, регламентировал и бытовые отношения. Тем самым казачий круг способствовал выработке своеобразного кодекса нравственности казаков.

Высшим наказанием, например, за измену, предательство была смертная казнь – «в куль и в воду». Исполнительную власть в Войске представлял атаман и два его помощника – войсковой есаул и войсковой дьяк, всенародно избираемые на круге на один год. Избирание проводилось открыто на Круге при строгой регламентации процедур. В походах, в боевой обстановке атаман имел неограниченную власть: «Куда атаман глазом кинет, туда казак голову положит». В мирной жизни атаманы были исполнителями воли народного собрания и блюстителями порядка. Войсковой есаул контролировал исполнение распоряжений атамана, сбор и проведение Войскового круга в соответствии с регламентом. Войсковой дьяк из грамотных казаков вел всю переписку Войска. Ежегодно вместе с атаманом, есаулом и дьяком для рассмотрения дел, суда, назначения наказания провинившимся казакам выбирались два – четыре «почетных старика» (с 1-й половины XVIII века их стали называть подписными). Они фактически были советниками и помощниками атамана. Когда заканчивались полномочия атамана, он вместе с помощниками входил в Круг, клал на шапку атаманский посох, и спрашивал, кому поручается делать доклад, что означало начало процедуры по смене атамана. Казаки указывали на докладчика, который и руководил выдвижением кандидатуры на пост атамана. К выборам атамана готовились заранее и участники Круга, по существу депутаты от казачьих городков: называли своих кандидатов, которые были не моложе 18 и не старше 54 лет, служили в Войске, имели безупречную личную репутацию, семью. Избранный прямым голосованием большинством голосов, атаман принимал из рук докладчика «клейноды»: насеку – символ гражданской власти, символ правосудия; булаву/пернач – символ военной власти, власти походного атамана.

Что же касается прямой демократии у пиратов Вест-Индии, то приходится отмечать, что изучение этой темы сильно затрудняет тот информационный шум и мифология, которая накопилась вокруг образа пирата в массовой культуре. Однако, сам этот интерес к теме в массовой культуре, романтизация образа пирата, возможно свидетельствует о некоем интуитивном понимании в массовом сознании того, что не описывается это историческое явление исключительно как банальная уголовщина на море.

Достаточно хорошо известно, что на пиратских кораблях преимущественно царила прямая демократия, капитан не только избирался командой, но и в любой момент мог быть переизбран. И у многих пиратских сообществ кроме того уже тогда функционировали вполне эффективные системы пенсионного и социального обеспечения, поддерживалась строгая дисциплина во время плавания. И зиждилась эта дисциплина не на страхе перед начальством, а на необходимости считаться с мнением всего сообщества. Очень много общего с тем, как это функционировало у наших казаков.

Вот что писалось об этом во вполне уважаемой «Независимой газете» 26 марта 2008 года Владимиром Покровским, который, впрочем, ссылается исследователя темы из США, с которым автор «Независимой» даже вступил в переписку:

Экономист Питер Лисон, профессор Университета Джорджа Мэйсона (США), недавно опубликовал статью, в которой утверждает, что знаменитые, безбашенные и невообразимо свирепые пираты Золотого века (1590–1730), орудовавшие в Карибском море тогда еще недавно открытой Америки и мечтавшие только о добыче – больше ни о чем, были первыми, кто ввел у себя в качестве системы правления, взаимоотношений демократию. Причем демократия у них была такой, которой сегодня в смысле эффективности позавидует любая из существующих – никакой парламентской болтовни, никакой коррупции, никакого блата, все, как у людей.
«Пираты, – пишет Лисон, – были высокоорганизованными преступниками, кардинально отличающимися от психопатов, которых описывают писатели и кинематографисты».

У пиратов не было расовых противоречий – полная и неистребимая дружба народов царила на их кораблях и флотилиях, при том что средняя численность их экипажей в 4–5 раз превышала среднюю численность экипажей их жертв – торговых судов. Так, в период с 1715 по 1725 год среди пиратов, оперировавших в Карибском море, 35% были англичанами, 25% – американцами, 20% – уроженцами Вест-Индии, 10% – шотландцами, 8% – уэльсцами, 2% – шведами, голландцами, французами и испанцами. Среди пиратов встречались также португальцы, скандинавы, греки и даже индусы. На любом пиратском корабле 25–30% экипажа составляли чернокожие.

В отличие от порядков, существовавших на военных и торговых кораблях, пираты смогли ограничить власть капитана, используя систему «сдержек и противовесов». Для этого была введена должность «другого офицера», квартирмейстера, который выполнял функции «капитана мирного времени», тогда как обычный капитан руководил кораблем в походе. (Именно квартирмейстером был одноногий Джон Сильвер из «Острова сокровищ» Стивенсона.) Квартирмейстер исполнял функции завхоза, распределял добычу, был судьей при разбирательстве конфликтов между пиратами. Квартирмейстер также часто инспектировал действия самого капитана. И капитан, и квартирмейстер избирались общим голосованием.

Такая двуглавая система правления была, по утверждению Лисона, первой в истории демократий.

Было у них и что-то вроде конституции – свод не только неписаных, но и зафиксированных на бумаге правил поведения, соглашение о правах, обязанностях, долях добычи и т.п., которые каждый пират, отправляясь в крупный поход в составе флотилии, давал клятву исполнять. Такие кодексы создавались порой для целых районов.

Наиболее известны Custom of the Coast («Береговой обычай») и Jamaika Discipline («Ямайский порядок»), долгое время объединявший всех пиратов Ямайки.

По этим правилам, в частности, нельзя было воровать у своих коллег, нельзя было присваивать себе хотя бы крупицу награбленного до официального дележа. Нарушившего клятву изгоняли с корабля и больше никогда не принимали в свою компанию. Это было самое меньшее наказание. Некоторые проступки карались смертью, некоторые, как, например, воровство на корабле, отрезанием носа и ушей перед изгнанием.

На купеческих судах, за которыми пираты охотились, демократией или просто соблюдением законов и не пахло. «Здесь нет закона, – цитирует Лисон слова одного матроса с торгового корабля. – Здесь есть только две вещи – подчинение и бунт. Входя на борт, ты обязуешься всегда делать первое и никогда не делать второго». Пиратский же закон действовал эффективно, и, как утверждает Лисон, пираты были в основном очень законопослушными членами своего сообщества.

Придерживались правил и главари. В этом смысле очень показателен пример знаменитого капитана Моргана, захватившего Панаму в 1678 году и собравшего для этой цели флотилию в 37 кораблей, на которых было более двух тысяч пиратов. После захвата и сожжения города Морган поделил добычу, но пираты остались недовольны своими долями. По одним источникам, Морган обокрал их и скрылся на флагманском корабле с большей частью добычи, по другим – пираты просто ожидали, что их доля будет крупнее, и заподозрили мошенничество. Так или иначе, эта экспедиция стала последней крупной кампанией прославленного карибского бандита: пираты, по выражению Лисона, «проголосовали ногами» и больше под его начало не шли.

Чем же достигалась эффективность пиратской демократии, которая с таким успехом держала в узде не просто людей, а сборище отъявленных подонков, сбежавшихся со всего света, способных за реал перегрызть горло ближнему? Может быть, это была демократия, основанная на взаимном страхе? А и правда – небольшая группа, 80 человек посреди моря, и каждый изо всех сил пытается выжить и пытается обеспечить себе это выживание еще до того, как взойдет на борт, и потому заранее обуславливает свою жизнь правилами, далекими от общепринятого закона «Подчинение или бунт». Что, если не страх, создало их демократию?!

Когда корреспондент «НГ» обратился с этим вопросом по электронной почте к автору статьи Питеру Лисону, он ответил: «Да, действительно пиратская демократия, как до некоторой степени и все остальные, требовала страха. Страха, который испытывали

Избранные правители перед своими пиратскими избирателями, страха быть изгнанными со своих постов. Если политический лидер не боится укора своих избирателей, не боится атак на свою власть с этой стороны, то такая демократия не может быть эффективной. Пиратская демократия несла в себе угрозу для недобросовестных капитанов, и есть многочисленные свидетельства отлучения таких капитанов от власти».

«Ой! – смущенно откликнулся корреспондент «НГ». – Вы не так поняли. Мы-то говорили о страхе криминальных избирателей, а не страхе избранных, вот что важно. И вообще, не о пиратах мы говорим, а о наших, легитимных демократиях, хочется ведь разобраться, почему у тех было эффективно, а у нас нет».

Но, оказывается, Лисон все понял так, как надо.

«Если избиратели боятся политиков больше, чем те их, – ответил Питер Лисон, – то, по-моему, это не настоящая или, по меньшей мере, неэффективная демократия. По-моему, одно из ключевых различий между пиратской и легитимной демократиями в том, что в первом случае власть лидеров очень ограничена. В демократиях законопослушного мира это очень редко встречается. Здесь политические лидеры практически ничем не сдерживаются; они имеют возможность вмешиваться в жизнь общества просто в абсурдном количестве направлений. Многие считают, что это хорошо, потому что мы хотим, чтобы наши правительства имели возможность делать для нас «добро» везде, помогать нам там, где только возможно».

Лисон уверен, что фактически это плохо, потому что правительство, достаточно сильное для того, чтобы помогать вам, достаточно сильно и для того, чтобы вам вредить. И когда правительство имеет такую силу, оно скорее использует ее для своей пользы за счет остальных, чем наоборот.

«Ограничивая возможности правительства, мы ограничиваем их возможности злоупотреблять своей властью, – резюмировал Питер Лисон. – Пираты жестко ограничивали функции своего капитана, отбирая, насколько это было возможно, их право действовать по своему усмотрению, которое могло принести бы им вред. Например, в США все наоборот – функции правительства здесь слишком обременительны, здесь политики наделены властью делать все по своему усмотрению. То же наблюдается и в России, и в большинстве других стран мира. Я думаю, что в США, например, предпринимается намного больше усилий ограничить функции правительства, чем во многих других странах, но и здесь все очень далеко от идеала. Мы знаем, в основном эмпирически, – страны, в которых правительства больше ограничены в своих действиях, больше других и процветают. Я думаю, у пиратов такое ограничение получилось просто чудом».

Тут позволю себе с этим американцем резко не согласиться. Не вижу в успехах пиратов в создании такого эффективного демократического самоуправления никакого чуда. Как и у казаков, и у всех тех, кого мы упоминали выше, древних евреев эпохи Книги Судей, норманнов-винкингов раннего Средневековья, турок эпохи формирования Османской империи. Сюда можно причислить ещё и племена хунгузов, обитавших на окраинах китайской империи и многие этносы классических кочевников.

Всех их объединяет то, что их историческим конкурентом становились системы более централизованные, более деспотические и почти всегда имевшие в своём распоряжении гораздо больше и материальных и военных ресурсов. Если бы все эти, как мы их условно здесь назвали конгломераты, вступали в конкурентную борьбу с государствами по их правилам, они бы быстро и неминуемо проигрывали. И у них практически не было никаких крупных преимуществ перед конкурентами – кроме вот этого. Возможности организовать своё самоуправление на более свободных, более демократических и более разумных и эффективных в конечном счёте принципах.

Сворачивание этих принципов и переход к тем или иным вариантам тирании и деспотизма происходит обычно лишь тогда, когда либо деспотические государства укрепляются уже настолько, что этого преимущества, которое даёт прямая демократия, для успешного сопротивления им становится недостаточно. Либо в этносе просто иссякает пассионарность (как утверждает Лев Гумилёв). Викинги в итоге стали мирными шведами, однако и сейчас они дают пример одного из самых интересных и эффективных вариантов демократического и социалистического развития. Характерно, что именно в Швеции пиратская партия добилась одного из своих первых заметных успехов.

Либо демократические принципы подминает собой сильная деспотическая власть монарха, как случилось с турками-османами. Либо происходит военное уничтожение. Одних просто уничтожают, других переманивают, перекупают. Не только за деньги, но и открывая возможности для социального продвижения в элиту традиционного классового общества. Те же Морганы, к примеру, из пиратов превратились в респектабельных банкиров, а Фрэнсис Дрейк стал рыцарем и адмиралом королевского флота.

Русские и украинские казаки, пусть не полностью, но всё же в очень заметной степени сохранили свои традиции казачьего самоуправления, встав на службу русскому царю по обороне огромных приграничных пространств империи, а так же и во всех войнах, которые она вела. При том, что именно казаки были одной из основных сил известных восстаний и смут, начиная с начала XVI века и до последней гражданской войны начала XX века.

Встаёт вопрос, что из этого исторического опыта уместно позаимствовать в наше время нам, участникам международного пиратского движения в России? Ведь мы не занимаемся преступной деятельностью, мы не морские разбойники и не скачем на конях по степи как казаки. Не скачем, но скачиваем.

Однако то виртуальное пространство, в которое в XXI веке на наших глазах смещается значительная часть и экономики и культуры явно нуждается в подобных же вольных людях, которые главные решения должны принимать сами, а не потому, что им так приказывает то или иное начальство.

В этом смысле именно от каждого из нас зависит, во что превратится в итоге современное общество – в ещё большую тиранию с тотальным контролем над каждым его членом или развитие современных технологий создаст возможности для свободного развития, каждого, кто умеет ими пользоваться. Отдавать этот вопрос исключительно в ведение государств и правительств слишком опасно для будущего всей человеческой цивилизации.

Сергей Баран

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2014, 20:42
Яник
Прочитал целиком со средней внимательностью.
Не согласен ни с чем.
За основу берется преступное сообщество. Сообщество бандитов. С какой стороны не смотри.
Любое преступное сообщество так или иначе самоорганизовывается или погибает. Отвязанные беспредельщики, как правило, погибают первыми. Это не оправдывает выживших менее отвязанных беспредельщиков.
С самого начала предполагается, что идеализированные Селем пираты живут за счет прямого грабежа. А дальше идут рассуждения про то как этот грабеж покультурнее организовать.
Надо признать, что и все государства возникли на базе рекета всякими князьями трудолюбивых крестьян. Чем умнее был рекетир-князь, тем лучше было гос-ву в целом и конкретному крестьянину. Наши Игорь и Святослав, а также равноапостольная Ольга были полные беспредельщики. Красное Солнышко начал этот беспредел вводить в какие-то рамки. Без особого успеха. Ну и т.д.
В-общем, не вижу никаких оснований ориентироваться на Джона Сильвера в наше время. У нас своих примеров сколько хошь.
Все сериалы, к-рые так любит Сель, рассказывают насколько благородны отдельные бандиты по сравнению с отдельными проворовавшимися чиновниками.

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2014, 20:49
Капитан Сель
да как то так.
Важнейшим фактором в истории является насилие.
Важнейшим признаком любого государства является монополия на насилие.
А Сель не любит монополий. И государств именно за это не любит.

Но большинство людей обыватели. Которым тирания государства и его насилие кажутся легитимными. А когда индивидуум начинает вести себя как государство, его называют бандитом или пиратом.

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2014, 21:00
Яник
Сель с Корабля писал(а): А когда индивидуум начинает вести себя как государство, его называют бандитом или пиратом.
Но это так и есть.
Чем развитее и лучше государство, тем в большей мере восставший индивидуум есть бандит или пират.
А чем хуже гос-во, тем в меньшей мере восставший индивидуум есть бандит или пират.
Вот, в частности, наше родное гос-во решительным шагом марширует туда. (Куда - туда - догадайтесь сами).
Например, Янукович туда пришел. И наш туда движется.
А быдло всегда поддерживает беспредельщика. Из страха. Быдло тем и отличается от не быдла, что не умеет считать на два шага. Только на один. Разумеется, до поры пока беспредельщика не свергнут. А как только свергнут, быдло первое разорвет его на куски.

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 05 ноя 2014, 20:06
Капитан Сель
Если эту тенденцию экстраполировать, когда государство добъётся тотальной монополии на насилие, это будет тоталитарное сатанинское государство Антихриста.
Пока у людей есть право на восстание, они способны этого не допустить. А когда государство не только юридически, но и технически лишит права всех людей вести свою войну. Антихрист соблазнит даже избранных.

Если есть эйцехоре у каждого индивидуума. То нечто подобное есть и в системе власти (любой) и сдерживается это только наличием разных центров власти и их конкуренцией между собой. А если центр власти останется только один то, это и будет конец истории и спасти от такой тирании может только Второе Пришествие Спасителя (и его аналоги в других религиях).
Об этой дилемме между войнами и тиранией ДА пишет в самом начале РМ.
Война зло. Но невозможность вести войну не меньшее зло.
Об этом Митя Ахтырский неплохую статью написал, когда работал интернет-журналистом где то ещё лет 10 назад.

Пираты Вест-Индии, пока были достаточно сильны, сознательно вели политику против сильнейшей державы, чтобы поддерживать баланс сил в регионе и не допускать господства только одной державы.

Андреев предполагает возможность всепланетной власти и при этом на какое то время не тирании, признавая при этом что её вырождение в Антихристову тиранию рано или поздно неминуемо.

Ну и как там? ... мне туда с Андреевым не по пути. Я лучше к пиратам и анархистам махновцам.

Как там у Пелевина, цитирующего Маяковского:
"Я лучше блядям буду подавать анансовую воду"

Пусть этот мир в даль летит сквозь столетия, но не всегда по дороге мне с ним.

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 05 ноя 2014, 20:15
Капитан Сель
Вот ещё пища для размышлений на эту тему

http://piratemedia.net/opyt-pryamoy-dem ... ii-kaddafi

Опыт прямой демократии в Ливии при Каддафи

Есть одно коренное отличие Ливии от других арабских стран. Очень трагичный конец древней истории Ливии привел к тому, что ливийцы в основной своей массе в Средние века не испытывали феодализма. Исторический опыт деколонизации ХХ века свидетельствует о том, что преодолеть этап родоплеменной демократии, ввести страну не то, чтобы в этап индустриального или постиндустриального, а хотя бы феодального общества - практически невозможно без большой крови… Полковнику Каддафи этого сделать мирным путем не удалось, как не удалось до него королю, до него Муссолини, до него Виктору-Эммануилу... Военные во главе с Каддафи были обречены на борьбу с племенной верхушкой. У вождей, которых дополняли сенусситские пиры, была социальная власть, но не было власти экономической и политической. Так как в стране не было феодализма, то Каддафи не мог пойти и по пути Ганы, где вождям Ашанти предоставили возможность обирать рядовых ашанти и фульбе. Фактически вожди испытывали парадоксальную ситуацию, когда социальный авторитет не мог трансформироваться ни во власть, ни в богатство.

Нефтяные деньги давали Каддафи возможность откупаться от них долгое время, но шейхам всегда мало. Такова природа человеческая. Любого наблюдательного человека в ливийской глубинке (по крайней мере, в Триполитании) поражала одна вещь - в ливийской провинции очень мало людей среднего роста. Люди либо очень высокие, либо маленького роста. Причем невысокие люди также строго делились на крепышей и субтильных. Не было и мулатов (как в современных США, где негров много, а мулатов нет в отличие от мулатских, например, Кубы или Бразилии), хотя были люди семитского типа, а были - негритянского. Дело в том, что ливийские племена в разное время заселившие поствизантийскую Ливию, практически не смешивались, сохраняя чистоту крови. Причем статус племен был разный: были племена-хозяева, а были племена-клиенты. И каждый ливиец уже по внешнему виду мог понять свой статус по отношению к другому ливийцу.

Родоплеменная демократия, помноженная на неравный статус племен. Каддафи очень хорошо понимал угрозу племенного сепаратизма. Он искал различные способы борьбы с ним. Одним из таких способов была ускоренная, запредельно форсированная, необеспеченная иными, кроме финансовых, ресурсами индустриализация страны. Ее целью была пролетаризация общества, создание рабочего класса, который, по замыслу Каддафи, должен был стать его опорой в борьбе против племенной верхушки. Это принимало странные формы. Например, очевидно, что стране с трехмиллионным населением просто не нужно производство автоматов Калашникова или патронов к нему. Стрелковое оружие и боеприпасы неизмеримо дешевле купить. С учетом того, что все комплектующие и сырье необходимо было покупать за границей, патрон становился золотым, причем перспектив снизить себестоимость не было. Патроны делают из биметалла, для производства которого необходима развитая и изощренная черная и цветная металлургия, химическая промышленность, общее машиностроение, пороховое производство, свинец и пр. и пр. и пр. Для трехмиллионной страны это невозможно, да и не нужно. Однако социальный проект индустриализации провалился. Единый рабочий класс не формировался. Для формирования классового сознания ведь нужна эксплуатация, а ее в богатой Ливии не было... К тому же запрет на профсоюзы, которые в тех условиях неизбежно приняли бы племенной характер, препятствовал формированию рабочего класса. Следующей попыткой Каддафи преодолеть трайбализм стало введение прямой демократии. Но, как оказалось, в условиях родоплеменной демократии, прямая демократия становится жутким инструментом. Племя, имеющее численное большинство на том или ином участке, всегда голосовало солидарно, лишая другие племена какого-либо доступа к принятию решений и местам во власти. Я как-то заехал посмотреть великие развалины Лептис Магны и в соседнем городке Злытень (тысяч 30 населения) зашел в лавку выпить чаю и покалякать с хозяином. Вдруг с улицы раздались страшные вопли. На площадь вбегала большая толпа с палками и камнями, а навстречу ей другая такая же толпа. Люди стали друг друга лупить. Хозяин бросился закрывать железные жалюзи, а меня стал заталкивать вглубь лавки. "Что происходит?" - удивился я. "Выборы", - кротко ответил хозяин, защелкивая замок. Минут через 15 подъехала полиция и стала разгонять толпы. Лежать на площади в крови осталось человек 20, не меньше... Сколько среди них было убитых, а сколько покалеченных, мне неведомо. Причем особо жесткие конфликты возникали, когда большинство получало племя, имевшее низкий статус. Фактически прямая демократия означала социальную революцию, когда те племена, кто были ничем, становились действительно всем... Но у этого есть и оборотная сторона. Те племена, кто были всем (а у них помимо прочего и религиозный авторитет, и традиционное образование, и суды и средства решения споров) становились ничем. С этим Каддафи боролся совсем странным способом, запрещая упоминание племенной принадлежности. В отношениях с иностранцами это слово практически не упоминалось. Хотя в Зеленой книге сам Каддафи проблему племени обсуждал подробно.

В серьезном смысле (то есть не в том, который используют политологи, профессиональным требованием к которым является полная неспособность мыслить самостоятельно - без такой неспособности в политологи, генетически происходящие от невежественных и ни на что доброе не способных преподавателей исторического материализма, не берут) Каддафи гражданской властью почти не обладал. Его власть можно удачно сравнить с властью Батьки Махно в Гуляй-поле в лучшее его время. Да, Каддафи в принципе мог застрелить любого (хотя этим правом не злоупотреблял), но это не есть власть. Да, Каддафи мог отдать приказ вооруженным силам, которые те могли попытаться выполнить. Но тем, кто не выполнял, ничего не угрожало, кроме почетной отставки с положенными материальными благами. Войну с Чадом ливийские вооруженные силы провалили, причем чадцы на грузовичках Тойота (правда, при поддержке французских ВВС) хронически били ливийские бронетанковые дивизии в пустыне. Партизанская война, как она есть... Не только ливийцы, но и американцы со всей их техникой с такой войной не справляются. Кстати, сам Каддафи обернул фактическое военное поражение блестящим успехом на внешнеполитическом фронте, добившись практически всех целей мирным путем (тут надо учитывать, правда, что экономическая причина войны - урановые месторождения - в значительной мере потеряла актуальность в связи с резким падением цен на уран). Но реальная власть - это совсем иное. Власть - это влияние на бюджет, который в Ливии уходил с непропорционально для европейских стандартов высокой концентрацией на то, что мы бы назвали, муниципальным уровнем. Для этого у военных не было послушного аппарата. На тех, кто готовил проекты решений Народных собраний, Каддафи влиять не мог. Да, у него оставался инструмент монетарной, эмиссионной и валютной политики, но военные не имели квалификации, чтобы достойно контролировать монетарных чиновников... Каддафи разозлился и объявил об уходе со всех постов... Возникла парадоксальная ситуация. У военных были противники - племенная верхушка, прежде всего, из племен с высоким статусом, но не было сторонников. Благоприобретатели от ливийских проектов не могли объединиться. Новых социальных инструментов не было. А использовать старые означало то, что и происходит. Летчики из угнетенных племен бомбят кварталы племен зажиточных, а из зажиточных племен перелетают на Мальту. Племена воинов-сенуситов громят полицейские участки, как они делали с 6-го века, а там, где бывшие клиенты собираются, они разбирают оружие, чтобы дать отпор старым врагам...

Старая система разрешения межплеменных конфликтов разрушена, новой нет, так как само наличие племен отрицалось, а оружие легкодоступно, причем оружие самое современное. Воистину, социальная трансформация родоплеменной демократии требует очень большой крови... Племена выступили против социального прогресса. Конечно, их понять можно. Социальный прогресс всегда несправедлив и жесток. Но все-таки он неизбежен... Мне так кажется.

Саид Гафуров

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 05 ноя 2014, 20:20
Яник
Сель с Корабля писал(а):Андреев предполагает возможность всепланетной власти и при этом на какое то время не тирании, признавая при этом что её вырождение в Антихристову тиранию рано или поздно неминуемо.

Ну и как там? ... мне туда с Андреевым не по пути. Я лучше к пиратам и анархистам махновцам.


Знаешь, Сель, я тебе одын умный вещ скажу, ты только не обижайся ;)
Тебе не с Андреевым не по пути. И на всепланетную власть и Антихристову тиранию тебе наплевать. (ИМХО)
Суть в том, что тебе ХОЧЕТСЯ к пиратам и анархистам махновцам. :Jazik: :Jazik: :Jazik:

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 06 ноя 2014, 04:59
gavrik
Сель с Корабля писал(а):А когда индивидуум начинает вести себя как государство, его называют бандитом или пиратом.

Или рыцарем? :oops: Или "благородным разбойником". Усё зависит от внутренней сущности этого индивидуума-к чему он прилагает свои усилия ,действия и подвиги.
А ускользающая суть то в другом. Селю просто нравится социальная формация ,в которой сильные мужские индивидуумы объединяются в целое женственной идеей. В степи,лесу-"банда","шайка","дружина" , в море-"команда" ;) которые демократическим путём выбирают себе временного вожака из своей среды-мужественного "супруга" для их граппового эгрегора,имеющего женственную природу. И напротив,Селю не нравится когда гипертрофированное мужественное я единовластно подчиняет себе и руководит "женственным" скопом ,всячески им ослабляемом и насилуемым .Женственный скоп имеет разные названия : "армия",Тюрьма","полиция","инспекция" и суть его в насилии над индивидуальными (самостоятельными) "мужскими" я .В этой иерархии первое лицо государства (ВВПутин) всего лишь "старшая жена" в гареме ,а "мужиком-главой" является уицраор или его проекция -государство. Популярная песенка "Хутин пуйло ! Ла-ла ла-ла !" Не правильная :oops: и рифма не правильная. Правильно "Путин ****а ! Ла-ла ла-ла!"
Ускользающая суть в том, что Роза Мира это женственный формат объединения мира. Когда вместе сойдутся три мужика и выберут себе атамана.Какого атамана выберут-зависит от личных качеств и предпочтений избирателей. Бандюки выберут самого отмороженного и бесстрашного. Рыцари самого храброго и добродетельного. Ну а рыцари Розы Мира выберут самого мудрого и боголюбивого.

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 07 ноя 2014, 13:59
Капитан Сель
Гаврик.
Спасибо огромное. Уважуха и респект. :Bravo:
Ты помог мне лучше понимать меня самого. то что ты сказал обо мне, это похоже прямо в самую точку.

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 07 ноя 2014, 16:58
Sarmat


Вот устройство Корабля, это не сложно понять :smile:

И здесь полностью фильм

http://www.youtube.com/watch?v=8fliuG7AlB4

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 07 ноя 2014, 19:36
Капитан Сель
я люблю этот фильм. Я даже упоминаю ИОО в моём романе.

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 10 ноя 2014, 10:46
Sarmat
Сель с Корабля, а помнишь что писали Казаки в обращении к турецкому султану - "Будем биться с тобой Землей и Водой" :smile:

А Рубенс картину написал "Союз Земли и Воды"

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-40220/

Видишь как все взаимосвязано? Нужно только цепь замкнуть и будет Великое Кольцо, о котором писал Иван Ефремов :smile:

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 10 ноя 2014, 13:26
Капитан Сель

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 05 мар 2016, 02:49
Рауха
Яник писал(а):
Сель с Корабля писал(а): А когда индивидуум начинает вести себя как государство, его называют бандитом или пиратом.
Но это так и есть.
Чем развитее и лучше государство, тем в большей мере восставший индивидуум есть бандит или пират.
А чем хуже гос-во, тем в меньшей мере восставший индивидуум есть бандит или пират.
Вот, в частности, наше родное гос-во решительным шагом марширует туда. (Куда - туда - догадайтесь сами).
Например, Янукович туда пришел. И наш туда движется.
А быдло всегда поддерживает беспредельщика. Из страха. Быдло тем и отличается от не быдла, что не умеет считать на два шага. Только на один. Разумеется, до поры пока беспредельщика не свергнут. А как только свергнут, быдло первое разорвет его на куски.

Тенденциозная позиция. Государство от начала своего появления сохраняла свою мафиозную суть. Так что в случае с казаками и пиратами мы просто можем наблюдать аналог вытеснения старой, зажравшейся мафии новыми активными бандами. "Развитость государства" в таком ракурсе предстаёт довольно своеобразно. По сути речь может идти о замене прямого насилия манипулятивными ухищрениями и раскаченной идеологической промывкой мозгов.
"Анархия мать порядка" в этом ракурсе звучит довольно цинично - независимость порождает рабство. И для достигнутого уровня общественного сознания это действительно так. Если же вспомнить о культуре и социальной справедливости, основательней всего они проявляются не на "дикой" стадии когда боевое братство убивает и грабит более мирных и цивилизованных соседей, и не на "развитой" когда всесильное государство по инерции гасит любую не стандартную инициативу, а где-то посередине, когда идеалы вольности ещё не забыты, а установившийся порядок не стал лицемерным и формальным прикрытием произвола властных страт. В итоге - циклическое движение с трудом и риском преодолевающее энтропию ценой неизмеримого числа бездарно упущенных потенций и возможностей.
А восставший индиидуум является бандитом и пиратом в неопределённой зависимости от развитости государства. Скорее даже наоборот, чем дальше ушёл народ в сторону "госразвитости", тем меньше он способен адекватно сопротивляться неизбежной тотальной смуте, без которой его ожидает неизбежное вырождение пока всё обстоит так, как и обстояло. Ограниченная же смута не несущая никаких революционных преобразований просто бессмысленный бардак ничего кроме новых проблем в добавку к старым не дающий.
Быдло всегда поддерживает порядок любой ценой. Хоть в виде крутого вождя, хоть в форме сохранения разлагающегося порядка. Иногда оно может скопиться в толпу, бывает стихийно, а бывает и спровацированно, и начать всячески протестовать "за свободу и народную (якобы "свою") власть". Но добившись своего (точнее якобы своего) опять разбредается по своим стойлам и начинает поддерживать новую тиранию которая может быть плоха только недостаточным тиранством. Альтернативой этому является широкая сознательность народа понимающего свою реальную (а не втюханную пропагандой) цель. Примеры немногочисленны, но показательны. Чьяпос, Рожава и, в какой-то мере, Рейкявик и Крым. Очень разные феномены имеющие только одну общую черту - "высокосознательное бунтарство".)))

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 05 мар 2016, 04:19
Рауха
Капитан Сель писал(а):http://www.liberty.ru/Themes/Kak-nam-modernizirovat-demokratiyu-vyzovy-i-perspektivy-elektronnoj-demokratii

Автор упустил важный, пожалуй решающий момент - отчуждение. Не изменив положения с этим "электронная демократия" НЕИЗБЕЖНО станет стабилизирующим началом в "обществе спектакля", опорой элитарной власти, декорацией прикрывающей фактическое бесправие даже самых сознательных и активных кибер-демократов.
Восстановлению и усилению живых межличностных коммуникаций на сознательно-альтруистичной основе нет альтернатив кроме манипулятивной тоталитарии. Основой прямой демократии могут быть только непосредственные социальные связи, а уж дальше, на их основе, можно всерьёз говорить и об электронном их дополнении в планетарном масштабе.

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 05 мар 2016, 05:39
Капитан Сель
Рауха да согласен
Но большевики-ленинцы сочли, что чтобы преодолеть отчуждение надо сначала взять власть и установить диктатуру пролетариата. И заниматься социальным инжинирингом используя всю мощь диктаторской власти.
Как ты считаешь, можно ли преодолеть это отчуждение не беря всей власти. Особенно применительно к России с её слабыми традициями низового самоуправления?

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 05 мар 2016, 06:21
Рауха
Капитан Сель писал(а):Рауха да согласен
Но большевики-ленинцы сочли, что чтобы преодолеть отчуждение надо сначала взять власть и установить диктатуру пролетариата. И заниматься социальным инжинирингом используя всю мощь диктаторской власти.
Как ты считаешь, можно ли преодолеть это отчуждение не беря всей власти. Особенно применительно к России с её слабыми традициями низового самоуправления?

Думаю что волюнтаризм большевиков был совершенно не оправдан. Политическая власть не может повлиять на отчуждение, тут другие механизмы потребны. А политика большевиков привела только к рекордному уровню отчуждения. Раздача суверенитета тоже бесперспективна. В общем сейчас вся надежда на глобальный кризис (хотелось бы чтоб не совсем уж катастрофический). И в обозримом будущем РФ едва ли светит роль авангарда, Латинская Америка выглядит значительно перспективней. А в РФ, кажется, наиболее близкой к реализации социально-интегративных программ является Сибирь. Но готовиться желательно везде. В первую очередь в поиске нестандартных путей решения этой проблемы.

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 06 мар 2016, 04:31
Капитан Сель
Рауха
то есть если я правильно тебя понимаю....
в этих процессах роль отдельных политических лидеров, и политических пехотинцев не так уж велика.
Нет необходимости кому то сидеть и сильно ломать голову над тем, куда идёт история, чтобы потом спешить прокладывать гать в этом направлении. Истории не надо много помогать. Это как если бы муравьи взялись таскать корыто с мокрым бельём.
Ход истории как поток воды. И свою дырочку по любому найдёт. Можно много не дёргаться. Как завещал великий Гаутама.

Но тогда почему бы не позаниматься и пиратским интернационалом? Исключительно в порядке контролируемой глупости и для сбора информации.

Re: Прямая демократия Приграничья

СообщениеДобавлено: 06 мар 2016, 18:53
Рауха
Капитан Сель писал(а):Рауха
то есть если я правильно тебя понимаю....
в этих процессах роль отдельных политических лидеров, и политических пехотинцев не так уж велика.
Нет необходимости кому то сидеть и сильно ломать голову над тем, куда идёт история, чтобы потом спешить прокладывать гать в этом направлении. Истории не надо много помогать. Это как если бы муравьи взялись таскать корыто с мокрым бельём.
Ход истории как поток воды. И свою дырочку по любому найдёт. Можно много не дёргаться. Как завещал великий Гаутама.

Но тогда почему бы не позаниматься и пиратским интернационалом? Исключительно в порядке контролируемой глупости и для сбора информации.

Не согласен. Энтропия распространяется без усилий, "естественно". А информация запросто так не внедряется. Помогать истории надо, на этом она и держится чем дальше тем больше. Вопрос только кому и как...
Против пиратского интернационала ничего не имею. :smile: