Очень конспективно. максимально кратко.
1. Христианская Церковь. Тойнби её рассматривает как реакцию внутреннего пролетариата Римской Империи на её деспотизм. Церковь в итоге разрушила римскую империю подобно тому как термиты разъедают деревянный дом.
Поначалу первых христиан римляне пытались просто истребить, сломить, запугать, заставить отказаться от веры.
2. Когда стало видно, не помогает. Был использован иной подход. Не можешь погубить движение - возглавь его. Так на историческую сцену вышли христианские государства. Христос говорил "Богу Богово, кесарю кесарево" Плати государству налоги, но не обожествляй его.
Но государство и те кто за ним стоит жаждут обожествления и обожания. им нужны эмоции людей. В Средневековье образуются две тенденции. Раскалывается Церковь на католиков и православных.
У католиков Церковь стремится подчинить себе государство, Папа Римский стремиться всех королей сделать своими вассалами.
У православных напротив Государство стремиться подчинить себе церковь. После Петра I это стало совсем наглядно. Церковь уподобилась одному из министерств.
3. В итоге та миссия ради которой образовалась Церковь, практически не исполняется.
Лютер, Реформация пытаются решить эту проблему. Протетсантизм становиться идеологией третьего сословия нового класса - буржуазии. В ходе Реформации возникает множество вариантов христианской идеологии. Рождается Кальвинизм. Вот такие кальвинистские тенденции на мой взгляд глубоко извращают весь смысл христианства. Прямо выворачивают его наизнанку.
4. Но те не менее особождённая от феодального католичества буржуазия резко ускоряет ход технического и социального прогресса. Христианская Европа объединяет планету становится мировым гегемоном.
Создаются условия для всемирности и бурное развитие получают социалистичсекие интернациональные идеи, марксизм.
В марксизме также происходят чудовищные подмены "Свобода есть осознанная необходимость" "Насилие незло, а повивальная бабка истории" и. др.
5. Большевистский эксперимент в России эксплуатирует тягу людей к справедливости. США возглавляет в Холодную войну сопротивление большевистской экспансии, что приводит к краху СССР.
6. В современном мире есть доктрина США как однополярного мира, в котором США мировой жандарм. Жандарм миру очень нужен ибо полно госудасрств-бандитов. Так пусть уж лучше одного из них признать шерифом, платить ему дань через кредитно-финансовую систему Бреттон-Вудских соглашений, он вооружится до зубов и будет поддерживать относительный порядок на планете. Иначе при многополярном мире будет война всех со всеми.
7. Однако это не выход. США слабеют, ленятся. и наводят порядок не ради порядка на планете а ряди своих корыстных интересов.
Задача - вновь попытаться сделать то, что не удалось ещё первым христианам, что пытались делать хиппи. Создать Братство людей, контроль над которым не смогут перехватить те, что служат парадигме государств.
Я бы назвал это задачей перехода к коммунизму, но без воинствующего безбожия без большевистско-иезуетского садизма и коварства. Коммунизм это отмирание государств. (Даже по Марксу было так в теории).
8. Меня просто поражает, как люди, прочитавшие Андреева, ударяются в обожествление государств. И не важно к каким. Да государства были нужны на определённом этапе истории. Но этот этап завершаентся. Культуре больше угроз сейчас не от сосоедних государств, а от негативных проявлений прогресса как такового. Это уже универсальная всепланетная проблема, которую невозможно решить в рамках одного государства. и современные государства уже наносят вреда больше чем пользы. Не давая миру подступиться к решению проблем экологии, благосостояния и прочих. Современными государствами правят циники и прагматики, потому что они видят то зло, которое причиняют и мирятся с ним. Думаю и Путина и Обаму и Меркелей всяких с Тимошенками здесь без оглядки можно тсавить в один ряд. ничем они друг от друга не отличаются.
Давно ясно, Андреева каждый понимает по своему. Находит у него пищу для своих тараканов, мечтающих обожествить государство, вопреки заповеди Христа. А яд для тараканов такой читатель Андреева отбрасывает, не пропускает к ним. И после прочтения Андреева тараканы в голове такого читателя ходят такие жирные и откормленные, довольные и счастливые. И заставляют носителя такой головы отдавать божье не Богу а кесарю.
9. Однако тут проблема. Нет силы, которая могла бы заставить государства отмереть. Если сама эта сила вне государств, она беспомощна перед мощью даже слабого из них.
10. И может быть сторонники современного российского государства правы. Хотя бы отчасти. У России нет идеологической доктрины, которую она могла бы навязать остальному человечеству. Россия может объединить лишь разношёрстную коалицию антиамериканистов у каждого из которых собственный проект. Но может быть именно такая коалиция в случае победы многополярного устройства мира и сможет перейти к Розе Мира. Это множество полюсов и станет в перспективе множеством .
А США слишком мощны, слишком подмяли под себя всё. Слишком возомнили себя супердержавой. Для перехода к Розе Мира США должны отказаться от роли мирового жандарма. Эту роль следует передать международным инстанциям.
Но даже и при таком подходе не надо молиться на Российское государство и обожествлять его.