Если в XVIII веке внешняя политика Запада пришла на Восток, то в конце XIX - ХХ веках духовная жизнь Востока пришла на Запад. Произошло то же самое, что некогда с Римом, захватившим Грецию: в конце концов завоеватели почувствовали себя варварами перед культурой и религией завоёванных и были очарованы ими. Восточные духовные течения хлынули в созданный материализмом и самодовлеющим рационализмом экзистенциальный вакуум и начали стремительного его заполнять. Если говорить именно о Западе, кульминацией (по крайней мере, в количественном плане) было Индийское лето 1967 года, если о постсоветском пространстве - эпоха 90-х с её "христианскими йогами" и т.д.
Другой феномен ХХ века - экстериоризация эзотерического. Всевозможные тайные, оккультные и не только, учения выходят на поверхность и становятся достоянием широкой аудитории. Появляется и множество - около полутора десятков - новых учений и практик: Блаватская, Штайнер, Рерихи, Гурджиев, Юнг, Кроули, Даниил Андреев, Шри Ауробиндо, Ошо, Бахаи, Викка и т.д., и т.д.
Всё это хорошо известно. Но как, чёрт возьми, во всём этом разобраться? Есть ли принципиальная разница между всеми этими течениями, и если есть, в чём она заключается? Или, как утверждают некоторые, "все они об одном и том же", и разницы нет? Если я чувствую, что одни их них мне ближе, другие - дальше, то почему? Существуют ли какие-то фундаметальные признаки, по которым мы можем разделить их на классы и таким образом упорядочить и понять глубже и их, и себя?
Принято различать креационизм и манифестенциализм, монотеизм и политеизм, авраамические и не-авраамические религии, и т.д, и т.п. Но вот недавно я узнал о классификации, разработанной в 1998 году неким Эндрю Роулинсоном в не переведённой на русский книге "Просветлённые мастера. Западные учителя в восточных традициях". Его типология мне так понравилась, показалась, с одной стороны, такой свежей и оригинальной, а с другой стороны, такой глубокой и мощной, что я спешу ею с вами поделиться. По ссылке я привожу её описание, выполненное Келтоном Кином в книге "Пути целостности".
Для тех, кто прочитал - внимание, вопрос. Можно ли утверждать, что разные народы, разные национальные характеры тяготеют к разным типам духовных традиций из тех, что описаны Роулинсоном? Что большинство представителей и созидателей той или иной культуры тяготеют к духовной позиции определённого типа и выражают её в своём творчестве? Если да, к какому типу, на ваш взгляд, тяготеет русская душа?