Страница 2 из 2

Re: Покаяние

СообщениеДобавлено: 26 июн 2016, 08:21
Малослов
Рауха писал(а):Скажем сеансы публичной самокритики широко распространялись во времена Культурной Революции. Роль пресвитера по сути исполнял руководитель парт.ячейки. Это тоже было таинством покаяния?

Я обозначил одно очень важное условие о "пресвитере" в исходном постинге:
Иоанн Малослов писал(а):Безусловно, этот человек должен вызывать доверие, как стоящий на достаточно высокой этической ступени, как глубоко понимающий свою роль и ответственность посредника между кающимся и Богом.

А тем более в Культурной Революции "никакого Бога нету" и публичная самокритика, скорее всего, скользила по этим самым внешним моральным предписаниям этой самой Культурной Революции.

Re: Покаяние

СообщениеДобавлено: 26 июн 2016, 08:39
Тэнгу
Иоанн Малослов, а человеческое посредничество, я думаю, нужно для того же, для чего публичное исповедание веры - для закрепления того, что покаяние искреннее. Если человек искренне раскаивается, то ему уже пофиг, что о нем подумают люди. Он может хоть на площади прокричать о своих грехах. Вот этот момент переступания через желание красиво выглядеть в глазах людей - и есть постановка божественного выше земного и восстановление разорванной связи с Божеством.

Re: Покаяние

СообщениеДобавлено: 26 июн 2016, 08:44
Малослов
Тэнгу писал(а):Иоанн Малослов, а человеческое посредничество, я думаю, нужно для того же, для чего публичное исповедание веры - для закрепления того, что покаяние искреннее. Если человек искренне раскаивается, то ему уже пофиг, что о нем подумают люди. Он может хоть на площади прокричать о своих грехах. Вот этот момент переступания через желание красиво выглядеть в глазах людей - и есть постановка божественного выше земного и восстановление разорванной связи с Божеством.

Полностью согласен.

Re: Покаяние

СообщениеДобавлено: 26 июн 2016, 09:03
Малослов
Тэнгу писал(а):Иоанн Малослов, а человеческое посредничество, я думаю, нужно для того же, для чего публичное исповедание веры - для закрепления того, что покаяние искреннее. Если человек искренне раскаивается, то ему уже пофиг, что о нем подумают люди. Он может хоть на площади прокричать о своих грехах. Вот этот момент переступания через желание красиво выглядеть в глазах людей - и есть постановка божественного выше земного и восстановление разорванной связи с Божеством.

Полностью согласен, но всё же добавлю еще два момента.

Человек, высказавший свой грех другому человеку - объективировал его, то есть более четко разотождествился с ним, а значит, он (кающийся) стал боллее цельным. Теперь он знает, что грех существует не только внутри него, но уже передан и зафиксирован вовне, в другом человеке и в Боге в раскаянном виде. При восстановлении цельности, пусть и небольшом для начала, у человека появляется больше сил, он начинает чувствовать некую окрыленность и уверенность правильного направления.

Второй момент. Такое покаяние, на мой взгляд, это еще и шаг к глубинной, незамутненной социализации человека, когда создается сообщество сердца перед Богом.

Re: Покаяние

СообщениеДобавлено: 26 июн 2016, 09:08
Тэнгу
Иоанн Малослов, согласен. Но мне кажется, что укрепление духа и окрыленность происходит не просто от обретения целостности, но из-за прямой помощи благодатью, подаваемой Богом. Иначе все превращается в некий психотерапевтический прием, а это не так.
Про истинную социализацию - очень интересная и важная мысль. Все участники покаяния становятся как бы сообщниками в хорошем смысле слова.

Re: Покаяние

СообщениеДобавлено: 26 июн 2016, 12:02
Рауха
Иоанн Малослов писал(а):
Рауха писал(а):Исходно покаяние, метанойя - это радикальный пересмотр прежних жизненных ориентиров, а не сокрушённое сожаление о нарушении моральных предписаний.

Что такое "исходно"? Откуда и когда был исход именно такого определения покаяния? Пересмотр жизненных ориентиров не только может происходить на основе сокрушенного сожаления о нарушении, но не каких-то внешних моральных предписаний, а голоса совести, но и происходит в подавляющем большинстве случаев именно на этой основе.

В оригинальных евангельских текстах ВЕЗДЕ слово "покаяние" переводит термин μετάνοια
http://bogsil.ru/pokayanie
Славянское слово "Покаяние" переводится с греческого "метанойя", значит "перемена, исправление ума", "перемена образа мыслей", изменение воззрения, жизни, прекращение делать ошибки, грех.

Совесть не стоит идеализировать, её кусания нередко обусловлены именно что заложенными с детства рефлексами и ориентированы на внешнюю мораль. Убеждался в этом наглядно и не раз. В том числе и на своём скромненьком культовом опыте (был у меня и такой). Чаще всего на этой основе вообще ничего существенного не происходит, и двухтысячелетняя история церкви подтверждает это наглядней некула. А произойти метанойя может и не благодаря тому, что принято называть покаянием в первую очередь. Конечно радикальная переориентация неизбежно затрагивает и этическую область, причём основательно. Ощибки, неадекватности в этой сфере, т.е. грех в исходном, изначальном понимании бывают задействованы неизбежно. Но сказать что именно раскаяние чаще всего имеет решющее значение оснований не нахожу. Тут по разному бывает. Даже в истории христианской святости подтверждений достаточно, несмотря на очевидную редактированность житийного жанра.

Re: Покаяние

СообщениеДобавлено: 26 июн 2016, 12:13
Рауха
Тэнгу писал(а):Покаяние религиозное от обычного раскаяния отличается тем, что происходит не перед людьми в нарушении моральных норм, а перед ликом Божества - в нарушении божественных заповедей.

Чисто теоретически. На практике же только больший формализм в "покаянии перед Богом".
Мне представляется, что работает это так. Человек осознает свой грех, искренне в нем раскаивается, ощущает горячее желание изменить свою жизнь и больше не грешить. Он просит о божественной помощи в этом, сознавая свою слабость в борьбе с грехом. Если его раскаяние искренне, то он эту помощь получает и меняет жизнь.

Вот только искренность в этом процессе явление уникальное. И чаще случающееся за пределами культовых организаций. Если не брать в качестве примера "смену подсадок", когда зависимость компенсируется религиозным фанатизмом генерирующим эффекты вполне сравнимые с наркотическими.
Собственно, насколько я знаю по книгам, у анонимных алкоголиков оно так и происходит. Это же на самом деле вовсе не светская организация.

Эффективно работающие светские методы работают по тем же принципам. И то же самое происходит в самом верном случае - когда человек освобождается от зависимости без посредничества каких бы то ни было организаций.

Re: Покаяние

СообщениеДобавлено: 26 июн 2016, 12:18
Рауха
Тэнгу писал(а): Иначе все превращается в некий психотерапевтический прием, а это не так.

Это так в лучшем случае. На одного действительно обретшего в рамках церковной традиции чистую праведность приходится десятки тысяч не получивших ничего кроме лицемерия и мировоззренческой ограниченности.