Страница 1 из 1

Георгий Федотов. "Об антихристовом добре"

СообщениеДобавлено: 12 июн 2015, 10:34
Gellemar
Митя добавил у себя интересную (на мой взгляд) статью. Поскольку я когда-то испросил у него разрешение на перепечатку, делюсь:
Георгий Федотов написал эту работу в 1926 году. Посвящена она последнему крупному тексту философа Владимира Соловьева “Три разговора”. Я обращаюсь к статье Федотова, поскольку ряд мыслей в этой статье весьма актуальны - если оценивать ситуацию, сложившуюся в современном российском богословии, конфессионально связанным с восточными христианскими деноминациями.

Время написания обусловило некоторые суждения автора - в частности, то из них, которое открывает работу. “Теперь Соловьева мало читают. Многие относятся к нему свысока, как к превзойденному, или с подозрением, как к еретичествующему”. Действительно, в СССР Соловьева если и читали, то подпольно, а снова издавать начали в конце 80-х годов прошлого века. Однако ныне положение дел серьезно изменилось - Владимир Соловьев считается одной из центральных фигур отечественной мысли, основателем целого философского направления, едва ли не первым самостоятельным русским философом, пытавшимся построить философскую систему, вдохновителем младосимволистов.

С одной стороны, Владимир Соловьев до сих пор является авторитетным мыслителем для свободных метафизиков - одним из пионеров телеологического эволюционизма, визионером, развивавшим так называемую “софиологию”, доходившую в своей крайней точке до утверждения идеи женственной ипостаси божества. За эти и некоторые иные идеи Соловьев неоднократно подвергался критике авторов, находящихся, как они выражаются, “внутри церковной ограды”. Софиология была ими сочтена еретическим учением и была вытеснена “неопатристическим синтезом”.

Однако, с другой стороны, охранительный (он же традиционалистский и державнический) лагерь в русской культуре в наши дни пытается экспроприировать и приватизировать многих творцов философии и культуры, представив их элементами “русского мира” - как это происходит с Пушкиным (“спор славян между собою”) и даже Бердяевым, из сочинений которого были извлечен мем “духовные скрепы” (“Царь был духовной скрепой русского народа”, соч. “Философия неравенства”, письмо первое “О русской революции”). Сторонники аннексии Крыма, преподаватели МГУ Борис Межуев и Алексей Козырев издают полное собрание сочинений Владимира Соловьева (которое финансирует охранительный фонд “Родон”, призванный популяризировать творчество Даниила Андреева, пытающийся включить в имперский синтез и такого антиэтатиста, каким был последний). В городе Иваново кафедра философии ИГЭУ регулярно проводит так называемые “Соловьевские семинары”, многие участники которых ставят перед собой все ту же цель - включить наследие Владимира Соловьева, насколько это возможно, в парадигму имперского “русского мира”.

Без сомнения, “Три разговора” Соловьева имеют ключевое значение для имперцев-экспроприаторов. Именно в этом сочинении, как считается, Соловьев отказывается от своих “еретических” идей прошлых периодов творчества. Востребованными оказываются мысли, высказанные различными персонажами диалога и в “Краткой повести об антихристе” о грядущем конце истории, о тупике исторического развития, о тщете европейского просвещения, о пагубе “внецерковного добра”.

Федотов пишет: “Антихрист Соловьева прежде всего ”спиритуалист“ и человек строгих добродетелей”. Федотов справедливо замечает, что антихрист к 1926 году “перестал носить маску гуманизма”.

Однако, перечисляя черты дегуманизации, характерные для периода становления тоталитарных режимов в Европе, Федотов поддается некоторым аберрациям в оценке некоторых явлений европейской культуры. “бесчеловечной” Федотов называет технику, “давно отказавшуюся служить комфорту”. В наши дни техногенной цивилизации выдвигаются совсем иные претензии, часто прямо противоположного характера - часто говорится, что техника обслуживает развивающийся человеческий гедонизм. Гуманисты могут наделить технику дегуманизирующими свойствами, а критики гуманизма - напротив, могут счесть технику гедонистическим капканом безбожного разлагающего европейскую цивилизацию европейского гуманизма. Отсюда можно сделать вывод, что техника сама по себе не является ни гуманизирующим, ни дегуманизирующим фактором, но может усилить как одну, так и другую тенденцию человеческого развития. Односторонняя же критика техники с той или другой позиции скорее может свидетельствовать о технофобии, которой могут страдать как гуманисты, так и антигуманисты - и которая вызвана не реальными угрозами, которыми чреват технический прогресс, но страхом перед радикальными переменами в социуме и культуре, которые этот прогресс несет. Обратным по отношению к технофобии психологическо-концептуальным явлением является технофилия, которая так же может проявляться как у гуманистов, так и у антигуманистов.

Односторонним мне представляется также оценка, данная Федотовым современному ему искусству. “Бесчеловечно искусство, изгнавшее человека из своего созерцания и упоенное творчеством чистых, абстрактных форм”, - пишет он. Видимо, такая оценка органически связана с негативной оценкой роли техносферы в современном мире. Ведь именно технический прогресс привел к концу первой четверти XX века к бурному развитию новых видов искусства - кинематографа и фотографии. Массовая популярность этих искусств во многом и вызвала трансформацию искусств традиционных - театра и живописи. Изображение человека и вообще область реалистического стали достоянием именно новых видов техноискусства - благодаря их возможности фабриковать относительно точные копии визуально воспринимаемой человеком реальности.

Таким образом, рассматривая в отрыве друг от друга, хотя и в соседних предложениях одного абзаца, Федотов проигнорировал внутреннюю целостность культуры, отнюдь не распавшуюся при очередном дыхании техногенного сквозняка. Напротив, видение культуры как распадающейся становится предпосылкой для суждения, это суждение деформирующей. Развитие техники отчасти дегуманизировало традиционные виды искусства, но инициировало генезис новых видов искусств, впитавших, высосавших гуманистическую компоненту из искусств традиционных. Работа художника, и театрального деятеля перестала иметь функцию копировального устройства. До появления фотоаппарата фотоаппаратом являлся сам художник. Когда же функция фотоаппарата, техническая, ремесленная функция, не имеющая отношения к творческому процессу, была от художника отвлечена, и возникли новые направления в живописи, в частности, различные формы абстрактного искусства. В известной степени, живопись и театр приблизились на несколько шагов к музыке, в отношении которой речи о гуманизме или антигуманизме вести как-то не принято.

ссылка: http://exitum.org/forum/topic/17355/?page=1#post-50141

Re: Георгий Федотов. "Об антихристовом добре"

СообщениеДобавлено: 12 июн 2015, 12:40
Яник
Gellemar имхо неверное заглавие выбрал. Это статья Ахтырского, а не Георгия Федотова.
А при чем здесь Антихрист? Про него ничего нет :unknown:

Re: Георгий Федотов. "Об антихристовом добре"

СообщениеДобавлено: 12 июн 2015, 16:14
Рауха
Митя, вполне в своём духе, парит над поверхностью, сильно и не случайно стремаясь "нырнуть". Потому что такое погружение чревато для него радикальной, если не тотальной переоценкой и, как следствие, потерей всех социальных связей поддерживающих его ныне. Мне его за это осуждать не хочется совсем, это, действительно, очень тяжёлое испытание.
Гуманизм - одно из таких уязвимых мест https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC. Этот феномен противоречив до внутренней антагонистичности. Положения любой гуманистической системы взглядов спорны не только теоретически, сама жизнь постоянно демонстрирует противоестественность "правильного гуманизма". Гуманистические идеалы приближаются к реализации только для тех, кто смог усвоить, а потом отбросить гуманистический набор ценностей. Видимо, к этой стадии личного сознательного развития подошёл и Соловьёв, что, конечно не делает его неискажённое творческое наследие подходящим инструментом для пропаганды любого рода шовинизма и тоталитаризма.
Пожалуй, узловым в оценке гуманизма является вопрос о значении и месте насилия (в самом широком смысле). Отрицательный полюс в гуманистической "моральной структуре" так или иначе связан именно с этим жизненным аспектом.
Предлагаю обсудить, поскольку не вижу смысла в пространных монологах. Давно об этом думал (да и других видов исследования (не экстремального характера))) не чурался), готов поделиться соображениями и наблюдениями и с немалым интересом и других бы почитал. В таком примерно разрезе - "насилие с позиции гуманистической морали, вообще и чисто по жизни".))) Думаю, такой уклон заглавную тему может поддержать вполне себе правильным образом.
Что думает инициатор темы на этот счёт?

Re: Георгий Федотов. "Об антихристовом добре"

СообщениеДобавлено: 13 июн 2015, 06:47
Gellemar
Яник писал(а):Gellemar имхо неверное заглавие выбрал. Это статья Ахтырского, а не Георгия Федотова.
А при чем здесь Антихрист? Про него ничего нет :unknown:

Яник, ты прав.

Антихрист рассматривается как "главный гуманист" (по Соловьеву). В статье с той точки зрения, что гуманизм это таки не так уж плохо (несмотря на то, что Антихрист рассматривается как "главный гуманист")

Рауха писал(а):Пожалуй, узловым в оценке гуманизма является вопрос о значении и месте насилия (в самом широком смысле). Отрицательный полюс в гуманистической "моральной структуре" так или иначе связан именно с этим жизненным аспектом.

Предлагаю обсудить... В таком примерно разрезе - "насилие с позиции гуманистической морали, вообще и чисто по жизни".))) Думаю, такой уклон заглавную тему может поддержать вполне себе правильным образом.

Что думает инициатор темы на этот счёт?

Рауха, если мы говорим именно о государственном монопольном праве на насилие — то, на мой взгляд, лучше такое, чем совсем никакого. Это как модерация — она ставит живущим под её сенью рамки, где можно худо-бедно жить всем, и, хочешь не хочешь, приходится «вписываться». Хотя есть люди которые сознательно совершают преступления не в надежде извернутся и избежать наказания, а принимая это наказание как плату за свои действия. Т.е. считая для себя вправе поступать так, не видя в преступлении «преступления» (этика вида "а чего такого, «мы» — волки, «они» - овцы!")

Некоторым кто «посильнее», естественно хочется жить без рамок, т.к. без «насилия свыше» они в силу своих личных качеств «подомнут под себя» окружающих послабее (их подавляют, подчиняют или вытесняют), а потом начинают бодатся с такими же, как сами. Рамки взаимодействия «сильных» всё-равно впоследствии устаканиваються, т.к. у «сильных» тоже есть свой предел.

Примеров масса, начиная от РМ-форумов эпохи отсутствия модерации, и заканчивая самопровозглашёнными республиками ЛНР-ДНР. Покуда там анархическая фаза — местные "предприимчивые лихие" и заезжие гастролёры тянут всё, что плохо лежит, отжимают всё, что отжимается, и делают с обычными людьми слабее себя вещи куда похуже отъёма собственности. Запуганное большинство молчит (здесь я не о РМ-форумах, конечно - хотя отчасти). “Разбойничья романтика” — это ведь существование по волчьим законам при отсутствии власти свыше, а вовсе не то, что у Cеля в партии. Власть свыше может быть хреновой, но Велга много хуже. ИМХО. Хотя и пираты могли показывать пример организованных сообществ, по вполне прагматическим соображениям.

Когда хоть какая-то государственность в "республиках" возникнет, с монополией на насилие, уже будет получше (РФ в этом плане активничает, выстраивая вертикаль власти и без долгих разговорив уничтожая в неё не вписавшихся местных)

По поводу личного насилия. Автор темы (не статьи) считает, что каждый должен уметь защитить себя и свою семью. Включая женщин — во время отсутствия мужчин. Как это делать, уже дело каждого индивидуума (способов огромное количество, хотя работают не все и не всегда)

Рауха писал(а):Предлагаю обсудить, поскольку не вижу смысла в пространных монологах.

Лично я с удовольствием прочитаю пространные монологи — твои или Мити. Философским беседам не обучен, потому вести диалог с этих позиций мне почти нереально. Так, что вижу — о том трещу.

википедия писал(а):Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей

Красивая декларация. Но в эту идеалистическую обёртку можно засунуть что угодно. По факту, люди не равны — т.е. до поры можно декларировать что угодно, а вот когда реальная власть падает в руки, и до дел доходит... :?

википедия писал(а):Гуманизм утверждает ценность человека как личности

Всякого ли ("любого ли") человека? :%)