Вот пока некоторые мысли на эту тему.
Андреев описывает трансфизику происходящего в преддверии новой эпохи, Ауробиндо занимался вопросами подготовки нового человека к жизни в новую эпоху.
И ещё оба этих учения очень христианские.
Хотя на первый взгляд, Андреев и Ауробиндо не совпадали во взглядах на значение христианства.
Андреев вообще не смог далеко уйти не только от Христа, но и от всей религиозной традиции православия. А Ауробиндо не принимал христианскую Церковь.
Артём в ЛС писал: В целом Шри Ауробиндо и Мать христианство недооценивали, на мой христианский взгляд. Даже несмотря на то, что Шри Ауробиндо считал жизнь и распятие Христа одним из "четырёх великих событий истории". Именно жизнь и распятие, но не воскресение - воскресения он, кажется, не понял и считал свидетельство евангелистов о нём символом или мифом. Для меня это невероятная трудность. Я не могу себе этого объяснить. В одном из писем Шри Ауробиндо пишет: "Мне трудно говорить о Христе и Кришне с точки зрения N. Я никогда не чувствовал той притягательности Христа, какую, по её словам, чувствуют многие, отчасти, вероятно, потому , что безжизненность и сухость английского христианства внушила мне отвращение к нему, а отчасти потому, что в просветлённости евангельского Христа - который, безусловно (за исключением некоторых тёмных мест), был просветлённым - есть какая-то неясность, какая-то несовершенность построений; здесь на первый план выдвинута мораль, а не его духовность и божественность. Тот Христос, который в значительной мере подвинул на подвиги святых и мистиков Запада, - это Христос Святого Франциска Ассизского, Святой Терезы и прочих. Но если отвлечься от них, то в саамом ли деле и в той ли мере христиане любят Христа? На мой взгляд, разве что очень немногие. Что касается Кришны, то нельзя судить о нём и его традиции познания через сравнение с традицией Христа. Они принадлежат двум разным мирам. В Евангелиях нет того великого, многостороннего, ничем не ограниченного духовного знания, той силы реализации, какие мы находим в Гите, нет той эмоциональной силы, страсти, нет прекрасных символов гопи, нет многостороннего, как раскрытие Кришны, раскрытия личности Христа. Христос совсем другой; нет смысла их сопоставлять и сравнивать".
При этом Ауробиндо всю жизнь посвятил тому, чтобы сбылась молитва Господня, которой учил Иисус.
«да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.»
Царствие Божье должно наступить здесь - на земле, как на небе.
ША: Йога, которая требует отречения от мира – не для меня, я чувствовал чуть ли не отвращение к спасению собственной души, которое предоставляет мир его судьбе.
(Цитата из книги "Шри Ауробиндо. Интегральная йога". Не самый лучших источник для цитирования, но это вполне мог сказать Ауробиндо.)
Иисус тоже жил для людей, а не ради спасения своей души, поэтому не боялся нарушать заповеди, когда они были во благо человеку. Ауробиндо продолжает Его традицию и призывает к этому других. "Роза Мира" тоже о том, что будет здесь, в Энрофе, в конце-концов Царство Божие. Именно здесь, а не где-то в Олирне для каждого в отдельности по заслугам, а для всех живущих, когда они перестанут сопротивляться Божественным энергиям, допустят их в себя (и методы этого пытались разработать Ауробиндо, Мирра Альфасса (Мать), Сатпрем).
Иногда носитель миссии сам до конца не понимает своей роли в мировом процессе – связей этих миссий. Получаются перекосы и нестыковки там, где их не должно быть. Видимо, это что-то очень человеческое.