Это текст доклада об интегральной йоге Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы в свете наследия Даниила Андреева, который я прочёл, оказывается, в День всех влюблённых. Перед текстом приведена запись той конференции. Обсуждение начинается на 38-й минуте с фразы Леонида "А можно теперь то же самое, только коротко и своими словами?" Когда моя косноязыкость не позволяла выразить то, что хочется, на помощь приходил Яков, за что я ему очень благодарен. В сущности, это статья по эсхатологии; смена эонов - главное, что в ней затронуто. Я стараюсь показать, что в конце XIX - первой половине XX вв русская и индийская метакультуры в лице своих выдающихся представителей обнаружили невероятно динамичное движение навстречу концу.
Готовясь, я искал более ранние обсуждения своей темы, но нашёл только небольшую ветку на WS, да сообщения Сони, в которых она цитирует общеизвестные (в определённых кругах, конечно) факты о Шри Ауробиндо, или даёт на них ссылки без комментариев.
Роза и Лотос. Собирая цветы духовного возрождения России и Индии
Введение. Краткая биография Шри Ауробиндо и Матери
Последние несколько месяцев я возился над тем, чтобы убедительно показать глубинную связь между Интегральной йогой и книгой “Роза Мира”, но в итоге вынужден признать, что столкнулся с проблемами, неразрешимыми без вполне определённых метаисторических данных, которых у меня нет и, скорее всего, не будет, и потому у меня нет удовлетворительной картины, в которой все элементы этой христиано-индусской мозаики собраны воедино. Тем не менее, я продолжаю верить, что в 1872 году в Индии и в 1878 во Франции родились два человека, чей приход в мир был провиденциально связан с появлением на свет Даниила Андеева спустя приблизительно три десятилетия в семье русского писателя.
Первый из них происходил из знатного рода Гхошей - индийских кшатриев, или воинов. Ему дали имя Ауробиндо, что на санскрите означает “лотос”. С ранних лет он проявил незаурядные способности в стихосложении. Получив классическое образование в Англии, Ауробиндо Гхош вернулся на родину, где стал одним из лидеров национально-освободительного движения и выдвинул идеал полной независимости страны. Одновременно с этим он продолжал своё поэтическое творчество, а также погрузился в изучение культурного и духовного наследия Индии, овладел санскритом и другими ее языками и начал постигать ее древние священные Писания. Осознав значение и могущество духовных открытий, давших жизнь всей ее богатейшей многовековой культуре, он в тридцатидвухлетнем возрасте решил ступить на путь йоги, стремясь использовать духовную силу для освобождения своей родины.
Шри Ауробиндо, ок. 1920
В 1908 году Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации покушения на одного из чиновников британского колониального правительства и оказался в тюрьме с обвинением, грозившим ему смертной казнью, однако по окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан и освобожден.
Этот год, проведённый в одиночной камере (привлекающая внимание параллель с судьбой Андреева), стал для него «университетом йоги»: он достиг фундаментальных духовных реализаций и осознал, что его цель не ограничивается освобождением Индии от иноземного господства, но состоит в революционном преобразовании всей универсальной природы, в победе над неведением, ложью, страданием и смертью.
В 1910 году, повинуясь внутреннему голосу, он оставляет «внешнюю» революционную работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге Индии, чтобы продолжать интенсивные занятия йогой. На собственном опыте реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле божественной жизни, в которой, разумеется, не будет места смерти. А сделать это способна, как ему открылось, лишь сила чрезвычайно высокого сознания, которое он назвал Супраменталом, Гносисом, или Виджняной.
Примерно спустя месяц после того, как Шри Ауробиндо появляется в Пондичерри, туда же по делам пребывает французский интеллектуал, адвокат по профессиии Поль Ришар. Случайная встреча со Шри Ауробиндо производит на него неизгладимое впечатление. Он принимает решение непременно вернуться к нему снова, и в 1914 году в Пондичерри из Парижа, вместе со своим мужем Полем Ришаром, пребывает француженка Мирра Альфасса, с детства имевшая глубокие духовные переживания и всю сознательную жизнь проведшая в настойчивом поиске силы, способной коренным образом изменить человеческое существование. Она знакомится со Шри Ауробиндо и узнаёт в нём человека, которого регулярно встречала, так сказать, на тонком плане, и который руководил её духовным развитием. Днём позже она делает в дневнике следующую запись: “Неважно, что тысячи и тысячи людей погружены в полное неведение. Тот, кого мы видели вчера, уже здесь, на земле. Его присутствие является достаточным доказательством того, что придет день, и Тьма преобразится в Свет, и Царство Твоё, о Господи, установится на земле”. Впоследствии Шри Ауробиндо даст Мирре духовное имя Мать и скажет: “Мы с Матерью - одно, но в двух телах”. А пока, менее чем через год после судьбоносной встречи, Мирра вынуждена оставить Пондичерри - но только для того, чтобы окончательно вернуться сюда в 1920. Здесь она будет вершить вместе со Шри Ауробиндо супраментальную йогу и руководить ашрамом, пока не оставит тело в 1973 году.
Мирра Альфасса, Токио, 1916
В течение шести лет между знакомством с Миррой Альфассой и её возвращением в Индию Шри Ауробиндо издает ежемесячное философское обозрение «Арья», где публикует свои главные труды, в которых подробно рассматривает основные сферы человеческого бытия в свете Знания, достигнутого им в результате практики йоги, раскрывает глубинный символический смысл древних писаний — Вед, Упанишад, Бхагавадгиты, значение и роль индийской культуры, исследует проблемы развития общества, эволюцию поэзии и поэтического творчества.
Если Даниил Андреев писал о метаистории, то Шри Ауробиндо - о метаэволюции. В центре его мировоззрения — утверждение о том, что мировая эволюция имеет духовное значение. Она есть постепенное самопроявление, самообнаружение Божества, скрыто пребывающего в Природе в результате предшествующей инволюции, что внешне предстает как развитие усложняющихся форм; поэтапно восходя от камня к растению, от растения к животному и от животного к человеку, эволюция не останавливается на человеке, но, реализуя свою внутреннюю истину, тайную Божественность, устремляется дальше, к созданию более совершенного, «божественного» вида, который будет превосходить человека в гораздо большей мере, чем тот превосходит животное. Человек — лишь переходное ментальное существо, чье призвание — достичь более высокого, «супраментального» уровня сознания, Сознания-Истины, и низвести его в мир, преобразив все свое существо и всю жизнь в непосредственное выражение Истины. Так как человек - сознательное существо, этот эволюционный переход от человека к сверхчеловеку будет процессом сознательным. Человек может участвовать в собственной перестройке. Это участие называется йогой, которая является по сути стремлением к творческой силе, стоящей за эволюцией, и отдачей себя на благо её работы. (Питер Хиз, “Краткая биография Шри Ауробиндо”, с. 131)
В 1926 Шри Ауробиндо удаляется в уединение, чтобы полностью погрузиться в садхану, и сообщается с внешним миром по чрезвычайно обширной переписке, которая впоследствии составит чуть ли не четверть его тридцатитомного собрания сочинений. О внутренней работе, совершенной им с тех пор и до смерти, известно очень мало - даже несмотря на то, что затворничество приобретает более мягкий характер после 1938 года, начиная с которого при Шри Ауробиндо находится группа учеников - врачей по специальности.
Шри Ауробиндо оставил физическое тело 5 декабря 1950 года. Я хочу подчеркнуть тот факт, что для определенного круга его почитателей этот человек был больше, чем выдающимся поэтом и философом, даже больше, чем поэтом, философом и духовным учителем, вдохновленным личным духовным опытом и откровениями из сверхсознательных сфер. Шри Ауробиндо сотворил Богу на земле. Его жизнь с известного момента была мощнейшим воздействием божественной силы на Энроф, на законы этого слоя, как и жизнь Матери. Тот круг почитателей, о котором я упомянул, придаёт этим двум фигурам такое значение, что в их глазах телеология истории XX столетия в целом вращается вокруг их йогической работы, и есть интересное биографичекое исследование Джорджа ван Фрекема “За пределы человека”, местами принимающее ярко выраженный метаисторический характер.
Спустя примерно три недели после смерти Шри Ауробиндо в сталинской России, во Владимирском централе, 23 декабря 1950 года, началась работа Даниила Андреева над “Железной мистерией”, а на следующий день - над “Розой Мира”. И эти и другие произведения Андреева, и наследие Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы стали полностью доступны широкой русской аудитории фактически одновременно - вскоре после распада Союза. Теперь, спустя двадцать лет, нужно взглянуть на дело Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы глазами Розы, глазами нового христианства.
Я прослежу значение этих людей в трёх последовательно сужающихся контекстах, затронув вначале наиболее общую тему - соотношение христианства и традиционного индуизма, затем - ренессанс этих религий на рубеже прошлого столетия, и наконец, непосредственно творчество Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы.
1. Иисус Христос
"Роза" христоцентрична. Индуизм ближе к христианству, чем иудаизм и ислам, потому что в отличие от последних христианство и индуизм исповедуют факт нисхождения Божественного в земную жизнь. В индуизме, как известно, для обозначения этого используют термин “аватар”, и в терминах “Розы” можно дать его очень чёткое определение: аватар есть воплощение богорождённой монады в слое плотной материальности.
Хотя Шри Ауробиндо парадоксальным образом, как мы увидим ниже, не переосмысливает значения Христа для индуизма, он даёт оригинальную эволюционную интерпретацию десяти Аватарам, описанным в священных текстах Пуранах. Я приведу одно из его писем, посвященных этому вопросу: “Феномен воплощения Божественного на земле не имел бы большого значения, если бы не был связан с процессом эволюции. Перечень из десяти Аватаров в индуизме — это своего рода аллегорическое описание земной эволюции. Первым Аватаром была рыба, затем земноводное (черепаха), живущее как в воде, так и на суше, затем млекопитающее (вепрь), затем человек-лев — Аватар, сочетающий в себе природу человека и животного, затем человек-карлик — приземленный, неразвитый и полностью погруженный в физическое существование, но содержащий в себе божество и начинающий управлять собой и окружающим миром. Затем последовательно появлялись раджасический, саттвический и ниргунический Аватары, ведущие эволюцию человека от витального раджасического к ментальному саттвическому человеку, а от него — к сверхчеловеку, сознание которого превзошло пределы разума. Кришна, Будда и Калки олицетворяют собой последние три стадии — стадии духовного развития человека: Кришна открывает возможность достижения Верховного Разума, Будда стремится достичь запредельное и обрести высшее освобождение, которое носит еще негативный характер и не предполагает возвращения на землю, чтобы позитивно завершить эволюцию; Калки должен исправить это положение и установить Царство Божие на земле, уничтожив асурические силы, которые этому противостоят. Таким образом, в этом описании последовательных воплощений десяти Аватаров безошибочно угадываются основные стадии эволюции, причем каждая из них символически описана с поразительной точностью” (Собр. соч. изд-ва “Адити”, том 21 стр. 204).
Итак, ещё раз: Шри Ауробиндо называет список десяти аватаров индуизма, седьмым из которых является Рама, восьмым - Кришна, девятым - Будда, а следующий после жившего в V в до н.э. Будды аватар должен стать Калки, Мессией, приносящем земле окончательную победу Света. И кто же этот хронологически следующий после Будды аватар? По-моему, отвечая на этот вопрос просто невозможно остановиться на ком-либо, кроме Иисуса из Назарета. И вот самое парадоксальное: и Шри Ауробиндо, и Мирра Альфасса признавали Иисуса аватаром, но не видели в нём Калки-аватара индуизма. Почему? как Шри Ауробиндо, этот невероятный религиозный гений, йога которого должна была привести к победе над смертью, мог пройти мимо Воскресения? - вот вопрос, который сводит с ума.
На него можно дать довольно простой ответ: по понятиям индуизма Иисус ещё не является Мессией - Мессией Он станет во Втором Пришествии. Шри Ауробиндо не узнал в Нём того, кто придёт как Калки, из-за недовершенности Его миссии, ведь (цитирую Андреева) “законы остались законами, инстинкты – инстинктами, страсти – страстями, болезни – болезнями, смерть – смертью, государства – государствами, войны – войнами, тирании – тираниями”.
Перейдем теперь к следующей теме.
2. Божественная Мать
Конец XIX - первая половина XX вв - черезвычайно значительная духовная эпоха, связанная с откровением о Вечной Женственности в Индии и России. Почти одновременно обе культуры пережили религиозный ренессанс, у истоков которого в России стоит Владимир Соловьёв (1853-1900), а в Индии - Шри Рамакришна (1836-1886). И, подобно тому как прозрения Даниила Андреева стали кульминацией русского духовного возрождения (в мистическом срезе, кульминацией творчества был Бердяев), йога Шри Ауробиндо стала кульминацией возрождения индусского. Нет никаких сомнений, что и в том, и в другом случае духовный подъём и обновление культур были вызваны воздействием Звенты-Свентаны: об отношении Соловьёва и Андреева к Вечно Женственному распространяться не нужно, а что же до Рамакришны и Шри Ауробиндо, то Божественная Мать была буквально в центре их духовной жизни. Однако, как мы увидим в следующей части, ожидания от будущего, которые появление Звенты-Свентаны в Шаданакаре вызвало в России и Индии, оказались различными. Вернемся пока к индийскому ренессансу.
Рамакришна был экстатиком, охваченным священным безумием любви к своей богине жрецом Кали - одного из ликов Божественной Матери - в храме недалеко от Калькутты. Ромен Роллан в его биографии приводит описания потрясающих переживаний Рамакришны, происходившие с ним в этом храме.
Что касается Шри Ауробиндо, то для него Мать, или Шакти, и была той сверхсознательной силой, которая вершила его йогу, используя его сначала в качестве своего инструмента, а затем возвысив настолько, что между ними уже не было различия. Признание того факта, что Бог имеет женственный аспект, проявляющийся, в свою очередь, в четырёх ипостасях, традиционно в индуизме. У Шри Ауробиндо есть тоненькая брошюра под названием “Мать”. В ней рассматриваются основные принципы природы Божественной Матери, проявление её на разных уровнях Бытия, её непосредственное участие в Творении. Подробно описаны четыре основные её проявленные в мироздании качества, четыре ипостаси, ответственные за связь между непроявленным Изначальным Единым и проявленным множеством форм Его Творения (“Мать”, Москва 2005): “Махешвари (Мудрость) пролагает главные пути действия сил, правящих миром, Кали (Мощь) управляет их энергий и движением, Лакшми (Гармония) раскрывает их ритмы и такты, а детальной разработкой и исполнением ведает Сарасвати (Скурпулёзность)” (там же, с. 21; пояснения в скобках мои). Я хочу обратить внимание, что София, Мудрость - одно из четырех качеств (или “могуществ”) Матери, которые называет Шри Ауробиндо.
Шри Ауробиндо создал выдающиеся женские образы в своих художественных произведениях: это, например, Андромеда в пьесе “Персей-освободитель”. Но главный из них, конечно, - Савитри из одноимённой грандиозной эпической поэмы, которая была в определенном смысле делом его жизни. За эту поэму Шри Ауробиндо был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе 1950-го - этот год оказался годом его смерти, и лауреатом он не стал. В Индии “Савтри” называют пятой ведой. Сюжет поэмы основан на изложенной в древнем индийском эпосе Махабхарата легенде о царевне Савитри, чья супружеская любовь и праведность столь велики, что, когда её муж и царевич Сатьяван внезапно умирает, она оказывается способной покорить самого бога Смерти и вернуть своего мужа к жизни. Шри Ауробиндо в своём монументальном переложении этой легенды наделяет её глубинным символизмом. В поэме Шри Ауробиндо предстаёт воплощением самой Божественной Матери, которая нисходит на землю, чтобы освободить душу мира, олицетворяемую Сатьяваном, от власти Неведения, Страдания, Лжи и Смерти (Мельгунов, Вступительное слово к “Савитри. Книга Судьбы”, Спб 2010). При чтении невозможно отделаться от ощущения, что спасительница Савитри, - никто иная, как Звента-Свентана.
Итак, женственность имеет решающее значение для Шри Ауробиндо. Но здесь мы наталкиваемся на затруднение, а именно на тот факт, что Шри Ауробиндо учил, что Мирра Альфасса - это сама воплотившаяся Вселенская Мать, и настаивал на её божественности, что отчётливо демонстрирует один из эпизодов его переписки:
Вопрос: Ведь это о нашей Матери идёт речь в Вашей работе “Мать”?
Шри Ауробиндо: Да.
...
Вопрос: Многие считают, что она была обычным человеком, но теперь в ней воплотилась Божественная Мать, и её “Молитвы”, по их мнению, подтверждают это. Но, по моему разумению и внутреннему ощущению, она и есть Божественная Мать, согласившаяся облачиться в покровы тьмы, страданий и невежества, чтобы нас, людей, вести прямо к Знанию, Счастью, Блаженству, ко Всевышнему.
Шри Ауробиндо: Чтобы проложить путь и показать его людям, Божественное принимает человеческий облик, принимая на себя человеческую природу, но остаётся, всё же, Божественным. И в таком случае это уже проявление, проявление растущего божественного сознания, божественного, а не человеческого, становящимся божественным. Даже в детстве в своей сути Мать была выше человеческого, и потому мнение “многих” ошибочно. (Сборник “Мать”, Москва, 2005, раздел “Письма о Матери”, стр. 32).
Поклоннику “Розы Мира” вроде меня, даже Иисуса Христа считающего воплощением не Вселенского, а Планетарного Логоса, трудно поверить, что Мирра Альфасса была вочеловечившейся Вселенской Матерью. Это вынуждает искать иную интерпретацию её божественности.
Спросим себя, не была ли Мирра Звентой-Свентаной во плоти. К сожалению, это невозможно. Во-первых, во время написания “Розы Мира” в конце 50-х Звентана Свентана всё ещё пребывала в одном из высоких миров Шаданакара, а Мирра Альфасса родилась в 1878 году. Честно говоря, появись она на свет после смерти Андреева, я был бы готов поверить в изменение провиденциального плана, по которому Прекрасная Дама Шаданакара не должна облечься физической плотью - если бы не ещё одно обстоятельство. Дело в том, что, согласно Д.Андрееву, “эманация в Шаданакар великой богорождённой женственной монады совершилась только на рубеже XIX века” (РМ X 4), а в одном из мест своей переписки Шри Ауробиндо оставляет без возражений утверждение о том, что они с Матерью пребываю “на Земле” (т.е., в терминах “Розы”, в Шаданакаре) “со дня её сотворения”, и уже неоднократно воплощались в человечестве. Вот этот фрагмент (курсив мой):
Вопрос: Мы считаем, что вы оба, вы и Мать, аватары. Но только ли в этой жизни у вас обоих проявилось божество? Говорят, что вы с ней на земле со дня сотворения. Чем вы занимались в прошлых воплощениях?
Ответ: Направляли эволюционный процесс.
Вопрос: Мне довольно трудно понять столь краткое высказывание. Не могли бы вы объяснить подробнее?
Ответ: Мне пришлось бы описать всю историю человечества... (Собр. соч. изд-ва ”Адити”, том 26, стр. 493)
Итак, если Мирра Альфасса - не Вселенская Мать и не Звента-Свентана, то кто же она? Некая другая борождённая монада? Можно предположить и ещё один вариант. Вот один из фрагмент из “Розы” (курсив мой): “Близится день Ее (т.е. Звенты-Свентаны - прим.) долгожданного спуска в один из верховных градов метакультур. Там должна Она родиться в теле из просветленного эфира - дитя демиурга и одной из Великих Сестер. С Нею спустится в этот затомис из Элиты Шаданакара сонм высочайших душ”. Кажется правдоподобным, что две души Элиты могли низойти ещё раньше - причём низойти в Энроф, чтобы дать здесь откровение о Вечной Женственности, что Шри Ауробиндо и Мирра Альфасса в действительности и сделали.
Дело ещё в том, что Божественное в терминологии Шри Ауробиндо синонимично супраментальному. Супрментальному плану в космической иерархии предшествует план Верховного Разума - план мировых религий и “план богов”, как называл его Шри Ауробиндо. Ему совершенно явно соответствует сакуала трансмифов. Таким образом, носителями супраментального сознания являются обитатели миров более высоких сакуал - Синклит мира, Великие Иерархии и Элита Шаданкара. Я позволю себе сделать предположение, что Шри Ауробиндо и Мирра Альфасса относились к одному из этих сообществ, и достижение супраментального сознания в период жизни в Энрофе было не первым для них, но необходимым после облачения в человеческую природу.
Наконец, можем ли мы в самой “Розе” найти хотя бы намёк на эти колоссальные фигуры? Я думаю, что можем. Вот цитата из первой главы первой книги (курсив мой): “Во главе Розы Мира естественнее всего стоять тому, кто совместил в себе три величайших дара: дар религиозного вестничества, дар праведности и дар художественной гениальности. Может быть, такой человек не придет или придет не скоро. Возможно, что Розу Мира будет возглавлять не он, а коллектив достойнейших. Но если бы Провидение направило такую великую душу в наш век - а Оно ее уже направило - и демонические силы не сумели бы устранить ее, - это было бы для всей земли величайшим счастьем”. Конечно, каждый имеет своё мнение о том, кого именно здесь имеет в виду Андреев, но я придерживаюсь мнения, что речь идёт именно о Шри Ауробиндо.
3. Предназначение человечества
Попытаемся же составить с точки зрения “Розы Мира” какое-то суждение о том, какое место Шри Ауробиндо и Мирра Альфасса занимают в духовной истории земного Энрофа, и какую роль в этой истории играет сообщество его последователей, практикующих Интегральную йогу.
Я напомню, что на протяжении текста “Розы Мира” Даниилом Андреевым несколько раз называется предназначение человечества, таинственное и ставящее в тупик перед вопросом о средствах своего осуществления (курсив в цитатах мой):
“Силами Планетарного Логоса было создано второе человечество – титаны, назначение которых состояло в том же, что и у всех сообществ Света: в просветлении материи”. (“Логос Шаданакара”)
“Цель просветления трёхмерной материальности продолжала стоять перед Провиденциальными силами. Так как животное царство оказалось к этому неспособным <...> были созданы предпосылки к тому, чтобы из него выделился один вид, могущий скорее и успешнее справиться с этой задачей.” (“Логос Шаданакара”)
“Греховное в Энрофе, где материальность сотворена Провиденциальными силами и предуготовляется к просветлению, самоубийство в демонических слоях оправдано...” (“Демонические стихиали”?)
“Недовершённость миссии Христа сказывается и в том, что материальное начало в природе и плотское в человеке не дождались предназначенного им просветления во всеобщих масштабах, а не в одном только естестве Самого Христа”.
По иронии, на исходе истории человечеству открывается смысл его существования. Коренное преображение своей телесности, формирующейся из телесностью Земли, просветление материи трёхмерного слоя.
Между тем, как я сказал во вступительной части, йога Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы на поздних её этапах (т.е. так называемая супраментальная йога) была ничем иным, как преображающей работой божественных энергий на промежуточных планах человеческой природы, и, в конце концов, на плане физическом. В свете данных “Розы” можно предположить, что её конечным результатом должна была стать та трансформа, возможность которой закрылась перед Иисусом из-за крестной смерти (“Но после смерти для Него оказалась возможной трансформа иного рода: воскресение”, - пишет Андреев). По мнению автора данной статьи, работа Шри Ауробиндо и Матери была самой грандиозной попыткой провиденциальных сил переломить ход человеческой истории после Христа. На промежуточном этапе супраментальное сознание-сила должно было установить в физическом организме некий новый принцип функционирования, отменяющий его распад и смерть, а это означает полное удаление из человеческой природы эйцехоре. Но по какой-то причине на тот момент эта решающая, хотя не последняя, реализация оказалась невозможной (либо была намеренно отвергнута) сначала для Шри Ауробиндо, а потом и для Мирры Альфассы.
Тем не менее, они оставили своим последователям определенный метод - Интегральную йогу - и похоже, что это метод исполнения миссии человечества. Но возможна ли такая реализация в будущем, если она оказалась невозможной для самих основателей йоги? Если да, то она, по-видимому, перечеркнёт неумолимую логику исторического процесса, и человечество вступит во второй эон “имманентно”, а не в результате трансцендентного вмешательства. Для этого свершения в Энроф должны прийти души, которые окажутся способными пройти весь невероятно трудный путь йоги от начала до конца; очевидно, что такому подвигу должно предшествовать длительное становление в иных воплощениях и в иных мирах. Во всяком случае, не похоже, чтобы кто-либо из людей после Мирры Альфассы поднимался до супраментального могущества, которое одно только и может сделать невозможное возможным.
Согласно пророчеству Даниила Андреева, Роза в конечном счете падёт, золотой век человечества завершится царством антихриста. Но, наблюдая логику событий спустя несколько десятилетий после написания книги, можно предположить, что цепь дилемм начала ветвиться иначе. Шри Ауробиндо и Мирра Альфасса, о работе которых Даниил Андреев, похоже, не знал, сместили баланс сил в Энрофе. Ныне в случае наступления “золотого века” духа, и в случае, если этот золотой век оценит послание и йогу Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы по достоинству - а он, я уверен, их оценит - могущество Света в мире сём станет таково, что шансы воцарения антихриста станут минимальны, и Земля войдет во второй эон, если можно так выразиться, безболезненно. (Примечание от 11 марта 2013: Возможен и иной вариант: нарастающий напор провиденциальных сил на Землю будет как бы один за другим вскрывать её нарывы, и польётся гной. Чтобы Свет низошёл до самого дна, должна разверзнуться бездна - таков, может быть, смысл царства антихриста, которое в таком случае неизбежно. Но независимо от всего прочего вот что поразительно: по Андрееву в середине прошлого века до смены эонов - 250-300 лет, и по словам Шри Ауробиндо, для полного проявления супраментальной силы на Земле - три столетия (Сатпрем, "Путешествие сознания", СПб 2009, с. 365), и хотя "эту работу надо начинать сейчас, завершится только к концу Кали Юги" (Сатпрем, "Мать. Божественный материализм", изд-во Мирра, с. 250)).
В заключении этой части следует сказать о значении задачи преображения трёхмерной материальности вообще. Дело в том, что реально это узкая, очень специфичная, имеющая отношение к эволюции лишь одного из множества космических слоёв, носящая временный характер задача, не могущая иметь решающего значения в вечной судьбе души, как и в отгадке вечных тайн бытия. Она возложена на человечество как на одну из космических иерархий, а не как на множество вот этих конкретных индивидуальных душ. В интегральной йоге это самая отдалённая задача, даже не стоящая перед вступающим на этот путь, но соблазняющая некоторых амбициозных неофитов своей масштабностью.
4. Идеал человеческого единства, вестничество и проч.
Цели Розы, декларируемые Даниилом Андреевым, - это задачи социально-этического, политического, экономического и экологического характера. Наиболее фундаментальной среди них является осуществление “всечеловеческого братства”, и мы совершенно не погрешим против стоящего за словами содержания, если назовём её “идеалом человеческого единства”. Именно так озаглавлено одно из сочинений Шри Ауробиндо, и совершенно независимо от того, каково наше отношение к его мистическому учению, мы должны рассматривать эту социально-политическую работу как имеющую самое прямое отношение к задачам Розы. Наверное, о ней следовало бы написать отдельную статью. Это средняя по объёму (около пятисот страниц) книга, где в тридцати пяти главах подробно разобраны условия, возможные пути, формы, трудности и опасности объединения народов. По словам замечательного биографа Питера Хиза “Шри Ауробиндо предвидел, что самым опасным препятствием на пути возникновения мирового единства будет рост тоталитарных сверхдержав. Подъём нацистской Германии и сталинской России подтвердил его опасения. Истинный мировой союз никогда не будет достигнут при помощи насильственного введения единообразия во всех составляющих его частях. Равновесие может дать только “единство в многообразии”, где каждая группа выражает собственный характер, участвуя в общей жизни целого”. Реалистический дух, в котором написан “Идеал человеческого единства”, разительно отличается от мечтательности, веющей со страниц заключительной книги “Розы”.
Можно указать и на другие общие мотивы в творчестве Даниила Андреева и Шри Ауробиндо. Например, вот что пишет последний о призвании поэта в своей работе “Поэзия будущего”: "Поэт — и об этом знали древние — есть провидец, а не просто сочинитель виршей, не просто менестрель, рапсод или трубадур; он не просто прибегает к поэтическим средствам для изложения собственных мыслей. Он устремляет взор в те сферы, которых не достигает зрение поверхностного ума и находит слово-откровение, не просто точное и действенное, но озаренное и озаряющее, вдохновенное и единственно верное слово, которое заставляет прозреть и нас". Что это, если не описание вестничества? Если не знать авторства, легко ошибиться и предположить, что эти слова вышли из-под пера Даниила Андреева. Он тоже писал о "поэзии будущего", которую называл "сквозящим реализмом", или "метареализмом", и о её создателях-вестниках, тех, кто "даёт людям почувствовать сквозь образы искусства в широком смысле этого слова высшую правду и свет, льющиеся из миров иных".
Кроме того, в “Розе” Андреев описывает несколько ранних цивилизаций, пока неизвестных науке, и Шри Ауробиндо, рассматривая в “Тайне Веды” такие культуры, как древнегреческая и индийская, приходит к выводу, что многое “говорит не в пользу того, что они зародились у примитивных дикарей. Эти культуры являются результатом глубокого и мощного доисторического развития”.
Интересно, что названный в честь Шри Ауробиндо город Ауровилль был основан Матерью в 1968 году, т.е. в конце десятилетия, которое предуказано в книге Андреева как время возникновения Розы Мира. А 12-го числа 12-го месяца 2012-го года в ашраме Ауровалли состоялось открытие Всемирного Храма (World Temple).
Заключение
Этим штрихом к общей картине моя статья заканчивается, и в заключении я бы хотел ещё раз повторить, что глубоко убеждён в том, что в XX веке на Землю пролился свет, какого не было со времени Христа, человечеству были даны две величайшие драгоценности: первая - это русская религиозная философия и духовидение Даниила Андреева, а вторая - Интегральная йога Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы. Они - обратная сторона трагедий XX века, глубоко и таинственно с ними связанная. Тем, какие они принесут плоды, будет в целом определяться дальнейший ход истории.
Чувствуется, что книги “Роза Мира” ещё недостаточно для самой Розы Мира, что она пророчество, обещание будущей динамики, для создания которой в мир должна была прийти новая сила, которой здесь никогда не было, и которой нет ещё и в самой “Розе”, и вот я верю, что сила эта пришла через Шри Ауробиндо и Мать.
Согласно Даниилу Андрееву, “в возрасте от четырнадцати до тридцати лет Иисус находился в Иране и Индии”. И ныне мы, христиане, подобно Спасителю, совершаем путешествие в Индию - и обратно.
Январь 2013