Оказывается, какое сильное влияние на философию и практики современного индуизма (в его вишнуистской части) оказало христианство! У меня имелись смутные подозрения на этот счёт, но во-первых очень смутные, а во-вторых я опасался их высказывать ввиду, казалось бы, невозможности подобного, а теперь слышу это уже от других в развёрнутой и доказательной форме и начинаю убеждаться с окончательностью!
Вот здесь и ответ на вопрос: почему Христос не проповедовал в Индии? Значит у них, мол, и так всё уже являлось настолько совершенным, что новая проповедь не требовалась? А на самом деле, отнюдь нет! И проповедь была -- апостола Фомы в Керале -- и основание первой христианской церкви в том же 1-м веке нашей эры. Эта церковь, меняя имена и административное подчинени, существует и по сей день. Но, как выясняется, дело даже не в самой этой церковной общине (отнюдь немногочисленной по индийским меркам -- всего несколько миллионов верующих), а дело в той огромной преобразующей работе, которую христианство совершило в толще самого индуизма. Вот, что примечательно!
Речь идёт об учении Рамануджи (примерно 12-й век нашей эры). А Рамануджи -- это с тех пор величайший авторитет вайшнавов и, как утверждают, основная мистико-философская школа современного вишнуизма.
Теперь приведу на эту тему некоторую пространную выдержку из лекции проф. А.Б. Зубова (по политическим взглядам, увы, предателя, но как религиоведа весьма сильного и глубокого знатока данного вопроса).
https://abzubov.com/new_course/lecture_137Вот, что он сообщает в завершении лекции.
== Цитата ==
... Сева [
Всеволод Семенцов -- прежний наставник Зубова] даже говорил мне то, чего я не нашел ни у одного другого автора как положительный факт: Макс Мюллер пишет об этом как о совпадении, как о близости.
Всеволод Сергеевич предполагал, что Рамануджа создал некое христианское, но очень индийское сообщество, в котором даже совершалась святая Евхаристия. Только он мне об этом говорил, я больше нигде не нашёл таких фактов. Но я повторю, что он знал немало, и изучал всё это на месте. И о том, что это в принципе, теоретически возможно, говорит самая простая истина – то, что именно в дравидской Индии, на юге Индии, в Тамилнаде, в Керале, в Декане христианство существовало буквально с I века.
[Всеволод Семенцов учился в Бенаресском санскритском университете – центре индуистской учёности, - учился у настоящих гуру, хотя и оставался христианином. И когда его гуру его отпускал обратно в Россию, он сказал ему: уезжай в Россию и никогда не оставляй своей религии. Она так же ведёт к истине, как и та, которую ты познал здесь, в Бенаресе.]
Христианство там проповедовал апостол Фома, а может быть, и апостол Варфоломей. На это есть разные точки зрения, но, в любом случае, мы ясно знаем, это исторические факты, что уже в IV веке после Р.Х. в Южной Индии были большие христианские общины и среди брахманов, и среди низших каст, и среди иудеев, которые перешли в христианство. И все они создавали, при всей причудливости индийских социальных структур, единое тело древней христианской индийской церкви, которую мы сейчас называем Яковитской, Сирийской, но которая была в первую очередь просто христианской.
И тут мы вспомним, насколько Раманужда был открыт другим традициям – настолько, что мог в молодости пойти учиться к кевала-адвайтисту, настолько, что был внимателен и пытался многому научиться у шудр, у низших брахманских джати. Конечно же, Рамануджа прекрасно знал христианство. Безусловно, при свойственной ему любознательности он изучил его, это можно сказать наверняка. Тем более, что он прожил огромную жизнь – восемьдесят ли лет, или сто двадцать, – в любом случае он успел всё это изучить, познать в индийском мире, в котором христианство присутствовало.
В его учении ясно видна попытка синтеза – не только попытка объяснить Упанишады через опыт личной любви к Богу и опыт диалога с Богом. Ясно видно, что Рамануджу пленила, как мне кажется, и христианская идея жертвы - Бог, как жертвующий ради человека, Бог, как любящий человека – даже больше, чем человек любит Бога, и потому приходящий к человеку и спасающий его.
Вот такое удивительное учение Вишишта-адвайта, во многом христианское по своим духовным интенциям, а возможно, и по сознательным уподоблениям, и оно появилось в Индии благодаря Раманудже и, конечно, вайшнавизму, который он объяснил философски в ХI-ХII веках после Рождества Христова.==Конец цитаты==
.