"О, конечно найдётся немало людей, которые станут утверждать, будто методика Лиги – непрактична и нереальна. Ах уж мне эти поборники политического реализма! Нет безнравственности, нет социальной гнусности, которая не прикрывалась бы этим жалким фиговым листком. Нет груза более мертвенного, более приземляющего, чем толки о политическом реализме как противовесе всему крылатому, всему вдохновенному, всему духовному. Политические реалисты – это, между прочим, и те, кто в своё время уверял, даже в самой Индии, что Ганди – фантаст и мечтатель. Им пришлось стиснуть зубы и прикусить язык, когда Ганди и его партия именно на пути высокой этики добились освобождения страны и повели её дальше, к процветанию. Не ко внешнему процветанию, которое порошит людям глаза чёрной пылью цифр о росте добычи угля или радиоактивным пеплом от экспериментальных взрывов водородных бомб, а к процветанию культурному, этическому и эстетическому – процветанию духовному, неспешно, но прочно влекущему за собой и процветание материальное."
Кн1 гл1,36
Комментарий:
Конечно, иногда необходимо быть и реалистами, и осознавать адекватно окружающую нас действительность, в том числе общественно-политическую -- не думаю, что автор говорит здесь против этого, но его посыл к читателям в том, что на путях деятельности Розы Мира, Лиги строителей прекрасного будущего нашей земли, очень часто придётся поступать и нелогично, и несуразно, и необычно, и нестандартно в ущерб так называемому здравому смыслу, рассудочным цифрам и расчётам экономистов -- но сея те вдохновенные и крылатые семена, которые впоследствии окупятся уже более глубокими изменениям в среде обитания людей, атмосфере нашего дыхания, на этическом, эстетическом, культурном уровне, когда уже и разговоры о материальный достатке становятся более основательными и уместными!
Текст Андреева обычно плотный по содержанию, художественно-поэтический и философичный по стилю в этом отрывке становится и достаточно эмоциональным, речь его парит и слышатся нотки негодования, обращая наше внимание на то, что люди часто пользуются доводами утилитарной практичности и приземлённой необходимости, чтоб прикрыть зло безнравственных поступков!
Также хотелось бы отметить, что это первое противопоставление, рассудочности и вдохновения, автор в конце абзаца продолжает, проводя мысль о различной природе экономического процветания. И противопоставляя уже внешнее и внутреннее, Даниил Андреев говорит о разнице сущностного характера в достижении материального достатка! Понятно, что он, материальный достаток, может быть только во внешней ойкумене, и никак иначе, но к одному приходят через гекатомбы ничем необоснованных жертв и в ущерб внутреннему здоровью, а к другому как к сопутствующему духовному процветанию!
***
Навигатор по комментариям:
*