О великих религиях современности как о последовательных этапах высоких откровений.
Безусловно, в дальнейшем сближении религий и религиозных учений, а значит и людей в разное верящих и по-разному религиозно мыслящих, не малую роль сыграет поиск точек соприкосновения великих религий современности. В том числе поиск и всеми нами.
На мой взгляд, одним из таких подходов, с целью сближения и дальнейшего сотрудничества религий, может явится соотнесение великих религий мира с последовательными звеньями одной цепи высоких откровений о неведомом.
Откровений, что хотя и не в столь полновесной и емкой форме, но, конечно же, были и прежде, были, бесспорно, и после великих светочей былого – Моисея, Зороастра, Будды, Иисуса Христа или Мухаммеда. Открывших миру высочайшие истины, отлившиеся затем в иудаизм, зороастризм, буддизм, христианство и ислам. Являющихся вместе с индуизмом (не имеющим одного столь же ярко выраженного основателя) не просто великими религиями текущего периода (протяженностью последние 3-4 тысячелетия), а именно жизнеопределяющими мировоззрениями, всецело соотносимыми к ТРЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ЭТАПАМ высоких откровений:
РЕЛИГИИ I ЭТАПА (главным образом – иудаизм и индуизм).
Цель: Зарождение мировоззрений об едином Боге как о создателе всего сущего (как мировоззрений с одной стороны, о Создателе и всецело зависящем от Него мире, а с другой – мировоззрений, призванных адресовать молитвенные обращения (в т.ч. и по преодолению двойственной природы самого человека) исключительно к Всевышнему).
Можно с уверенностью полагать, что первый и основополагающий этап в глобальном плане Провиденциальных сил последних 3-4 тысячелетий, связанном с религиями и религиозными учениями, возник в середине II тысячелетия до нашей эры.
Когда, в пору бытовавшего на земле многобожия, но после того как человечество стало способно постичь уже и полноту Всевышнего, зарождается новый период в постижении людьми сути зримых и незримых реалий.
В то самое время, когда с той или иной степенью отчетливости и полноты, великими вероучителями той поры, жившими вовсе не случайно фактически одновременно в середине II тысячелетия до н. э. (в большинстве своем мы знаем лишь Моисея и Эхнатона), приносится в мир знание о том, что существует лишь Единый Бог, Создатель и Творец всего зримого и незримого (в т.ч. как создатель человека и всего нашего мира).
Положив тем самым общими трудами великих вероучителей того времени (ныне большей частью забытыми):
- Или начало ведическому периоду индуизма в Индии, с его учением о Едином мировом порядке;
- Или культу Единого Бога в виде Бога-Солнца фараона Эхнатона в Египте;
- Или поклонению, как основе основ, Верховному Началу в Китае;
- Или религии единобожия Моисея, учившего о существовании Верховного Бога – Творца всего сущего.
Столь ново и столь значимо для всех последующих поколений, хотя и не везде и не всегда успешно, проповедуя и освещая сущность Единого Бога, не просто создавшего все живое и не живое, зримое и потустороннее, но и управляющего развитием и становлением всего сущего.
Куда монолитно и еще не раскрыто-определяюще входит и жизнь всех значимых для человечества, реальных и инореальных сил, пока в форме только одной, общей и всеохватной группы: Создатель и всецело зависящий от Него мир.
Когда за 13-15 веков до воплощения Спасителя, усилия Провиденциальных сил были направлены всецело лишь к тому, чтобы:
- С одной стороны, отразить существование единого мирового порядка Создателя, в основе своей от Него же зависящего;
- С другой стороны, указать людям (в том числе, вероятно, и через миф о грехопадении первых людей) о двойственной природе самого человека и всего живого. Предварив тем самым понимание о двойственности вселенского мира. Равно как и десятью заповедями, к примеру, еще не осветив, но предварив безусловное постижение человечеством любви не только к себе и своему ближнему, но и ко всем людям, даже и к гонителям и врагам.
РЕЛИГИИ II ЭТАПА (главным образом – зороастризм, буддизм, даосизм, конфуцианство).
Цель: Зарождение мировоззрений о человеке и человечестве как о самостоятельно-ответственной величине (как мировоззрений еще не для нравственного преображения всего рода людского в целом, а для этического подъема каждого из нас в отдельности).
Уже несколько позднее, явив собой второе звено и второй этап в цепи высоких откровений, опять же, вовсе не случайно жили примерно в один и тот же период середины I тысячелетия до нашей эры: Зороастр в Иране, Исаия и Иеремия в Палестине, авторы Упанишад, как и Махавира и Будда в Индии, Лао-Цзы и Конфуций в Китае или, к примеру, Платон в Греции.
В пору, когда буквально во всем мире происходил новый интенсивный духовный подъем, способствуя (наряду с сонмищем других малоизвестных или забытых на сегодня героев светлого духа):
- Или окончательному установлению Единобожия (к примеру, в иудаизме);
- Или полновесному раскрытию этических учений о необходимости праведного образа жизни (как, скажем, в буддизме, индуизме или в том же иудаизме).
Выведя тем самым все сущее из одной общей группы (Создатель и всецело зависящий от Него мир), условно очерченной религиями первого этапа (как оказалось главным образом лишь иудаизмом), теперь уже в две группы:
- Первую, по-прежнему еще огромно-охваченную сферою Творца (а потому пока еще определяюще-неясную для понимания всей правды о Провиденциальных и демонических силах);
- Вторую, вобравшую в себя все человечество в целом.
В то самое время, когда еще более «повзрослев», человечество способно уже стало осознать себя как самостоятельную и ответственную величину. В полной мере внимая великим вероучителям той далекой поры. Что столь разноязычно, но по глубокой сути схоже, и опять же вовсе не случайно почти одновременно учивших о том, что и без слепого упования на сверхъестественные, потусторонние силы, люди и сами, через постижение высокой этики и добродетельные поступки и помыслы, способны следовать по пути личного спасения и высокого нравственного становления.
Но тогда, за пять-семь веков до Спасителя, мир еще не ведал о противостоянии и двойственности потусторонних сил (если не считать мало распространившегося дуализма зороастризма о полярности Светлых и темных сил). Еще не было в ту пору разделено проявление инореальных сил на две взаимопротивные стороны: демоническую и Провиденциальную. А потому, та группа сил, что очертила собой человечество, осветилась в ту пору у азиатских вероучителей еще не для нравственного преображения всего рода людского в целом (способного возвысится только с помощью ясно осознанных целей, возможностей и принципов Провиденциальных и демонических сил; что и будет присуще «Золотому Веку человечества»), а лишь с целью этического подъема каждого из нас в отдельности. Полновесно вторя для этого Моисеевым заповедям; вспомним, к примеру, созвучные Моисеевым заповеди буддизма, принятые для мирян: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лги, не пьянствуй.
Таким образом, ко времени воплощения Сына Божьего, мир уже, в определенном смысле, осознавал о том, что человечество вполне самостоятельно в своем становлении. Что, пребывая отдельной группой, оно в какой-то мере даже независимо от группы исполинских, запредельных и могущественных сущностей.
РЕЛИГИИ III ЭТАПА (христианство и отчасти ислам).
Цель: Зарождение мировоззрений во-первых, о Боге как о Боге любви, во-вторых, о Провиденциальных и демонических силах, об их принципах, целях и возможностях, в-третьих, о человечестве как о части Провиденциальных сил (с одной стороны, для нравственного преображения всего рода людского в целом, а с другой – для преображения и просветления всего нашего мира).
Надо полагать, в соответствии с глобальным замыслом Провиденциальной стороны, после Первого этапа, принесшего в мир единобожие и осветившего существование Единого Бога, после Второго этапа, приведшего к осознанию человеческими множествами себя как самостоятельной и ответственной величины, предстоял, вместе с воплощением на земле Сына Божьего, и Третий этап в человеческой истории последних тысячелетий. Должный быть при этом определяющим и наивысшим; как, опять же, пророчествовали еще за несколько веков до рождения Спасителя, религиозные вестники и пророки.
К горестному сожалению, все светоносно планировавшееся и начавшееся Спасителем две тысячи лет назад воплощаться, не было завершено. Как не вполне открытой осталось и столь же важное и ориентирующе-указующее – правда о двойственности не только природы человека и всего физического мира, но и о двойственности потусторонних сил, с четким делением их на Провиденциальных и демонических (как раз и порождающих своим противостоянием противоречивость и двойственность нашего мира).
И Третье звено в цепи великих откровений, в лице Спасителя мира должное было стать определяющим и поворотным, к несчастью, завершилось Голгофой, и в отличие от миров инореальных – временной победой демонических сил в мире физическом.
(Следует отметить при этом и то, то, что не удалось Спасителю, оказалось, конечно же, не по силам через шесть столетий и пророку Мухаммеду. Рожденному, очевидно, стать правопреемником, не только общей для всех светлых вероучителей задачи по раскрытию людям неведомого, но и, как можно предположить, во многом именно продолжателем незавершенной миссии Иисуса Христа в части привнесения в человечество чистейшего откровения о неведомом.)
Хотя возвышающее воплощение Сына Божьего, надо полагать, изначально виделось совсем иным. Ибо вся долгая земная жизнь Спасителя, венчаемая бесповоротной победой сил Света в нашем мире, нацелена была, безусловно, на завершение того благодатного пути высочайших истин, что начат был еще полутора тысячелетиями ранее. Поскольку лишь по прошествии многих времен после Моисея и Эхнатона, а затем и после Будды, Зороастра и их великих современников, человечество стало способно понять и осмыслить не только существование Единого Бога и Его единого вселенского миропорядка, не только свою двойственную и противоречивую сущность, не только пути к нравственному совершенствованию каждого в отдельности, но и возможность этического подъема и преображения всего рода людского в целом. А затем, под направляющей опекой Провиденциальной стороны, и просветляющего переустройства всего нашего мира в целом.
Для чего, именно миссия Христа, должна была, ориентируя и направляя, провести нерушимую черту между силами Добра и зла, выделяя при этом уже все три группы:
- Во-первых, указуя на Бога как на всемилостивого и всеблагого Бога любви, даровавшего всякому полную свободу волеизъявлений;
- Во-вторых, емко и однозначно обрисовав вместе с тем уже обе, основных для нашего мира и человечества группы сил – Провиденциальные и демонические, полновесно обрисовав их цели, принципы и возможности в нашем мире;
- В-третьих, столь же однозначно выделить уже и непосредственно само, в полной мере наделенное свободой собственного выбора, человечество. Способное, при поддержке Провиденциальной стороной, шаг за шагом избавляясь от негативного и темного, преобразуя и совершенствуя человеческое сообщество, пойти по пути этического преобразования и себя и мира.
И именно поэтому, совершенно по-новому, и отлично от всех религий былого, освещается Христом сущность Бога, как всеблагого Духа вселенской любви. (К примеру, у апостола Иоанна: «Бог есть любовь».)
Хотя, к несчастью, в связи с незавершенностью миссии Сына Божьего в нашем мире, христианство лишь незначительно отошло от ветхозаветного миропонимания. Лишь частично возложив, тем самым, ответственность за все происходящее в мире зло на демонические силы. По-прежнему нелепо очерняя лик вселюбящего и всемилосердного Бога чертами грозными и мстительными. Ошибочно присваивая Ему тем самым роль грозного и карающего судьи.
Хотя именно с воплощением Спасителя (в виду Его огромной внутренней сверхчеловеческой, богорожденной, масштабности, только, пожалуй, и способного в таком случае, безошибочно открыть правду о том, кто есть кто в «потусторонней вселенной»), демонические силы должны были обрести уже свои подлинные очертания: могучих, коварных, но свободных в собственном волеизъявлении губителей.
Прежде же во множестве религий, фактически, или не игравших самостоятельной роли (как, к примеру, в иудаизме), являясь словно бы только послушным орудием Всевышнего. Или же неопределенно и путано вбиравших в себя черты и светлых и темных начал (как, скажем, в индуизме, а отчасти в том же иудаизме.)
Но как бы там ни было, но именно с откровением Христа и последующим затем зарождением христианства отошло постепенно общечеловеческое большинство:
- и от иудаистского понимания зла, как кары Богом за неисполнение людьми древних заповедей;
- и от индуистского принятия зла, как следствие, якобы, не соблюдения кастовых, словно Богом установленных законов;
- и от буддистского взгляда на проявление зла в виде страданий, как будто бы свойства присущего всякому земному существованию;
- и от конфуцианского восприятия зла, как итога нарушения издревле существующего строя жизни.
Другое дело, что Спаситель, начав открывать всю правду о демонических силах, не успел завершить задуманное. Не успев в полной мере донести причину существования зла на земле:
- Во-первых, вследствие потусторонней активности, множественности и могущественности демонических сил;
- Во-вторых, по причине действенного влияния демонических сил как на каждого человека в отдельности (как считается ныне в христианстве и в исламе), так и на целые человеческие множества; к примеру, на «народы», «государства», «партии», «церкви»… (об этом христианство и ислам умалчивают).
Хотя Христос вполне определенно и указывал (продолжая отчасти сказанное пророком Даниилом о потусторонне-противостоящих водителях «народов» и «государств», называя их «Властителями» (князьями)), что именно демонические силы и их темный вождь – дьявол, стоят за таким явлениями в человечестве как великодержавное царство (империя).
(К примеру, в Евангелии от Луки, запечатлевшего признательные слова дьявола: «И возведя (Спасителя)… на высокую гору, дьявол показал Ему все царства мира во мгновение времени, и сказал Ему дьявол: «(Если подчинишься) Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она принадлежит мне, и я кому хочу, даю ее…»)
Другое дело, что, при незавершенности миссии Спасителя, христианская церковь, не имея способности отделить в полной мере проявления темных сил от проявлений сил Светлых, уже не только отказалось от освещения идеи о том, что за «великими народами» и «великими (великодержавными) государствами» могут потусторонне стоять противостоящие силы, но и вовсе отказалось от открытия правды о том, что потусторонние силы способны оказывать масштабное воздействие на большие человеческие коллективы и множества. И по сию пору умалчивая, к примеру, о потусторонней причине внезапной перемены в умонастроении иерусалимского большинства, вскричавшего чуть ли не вдруг «Распни!», вовсе не по желаю Бога (якобы решившего принести Сына самому Себе в жертву), а по велению дьявола (о чем Спаситель и свидетельствует апостолам незадолго до распятия: «Уже немного Мне говорить с вами, ибо идет (уже дьявол) князь мира сего, что (общего) со Мной не имеет ничего» (Евангелие от Иоанна)).
Вследствие же незавершенности миссии Спасителя, и по сию пору – и в христианстве, и в исламе – акцентируется внимание лишь на том, что демонические силы способны оказывать темное, низводящее воздействие исключительно лишь на каждого из нас единично (а вовсе не на человеческие множества сразу; к примеру, как на граждан «великодержавного государства»).
При этом следует предположить и то, что завершение задач Третьего этапа будет возложено как в целом на «Золотой Век человечества» (надо полагать с 2020-х годов), так и в частности на новое светлое мировоззрение (уже теперь, но в большей мере, опять же, с началом 2020-х годов), а затем и на консолидирующую религию итога (вероятно, с конца 2020-х-начала 2030-х годов).
С достижением (под возвышающей опекой Провиденциальных сил), сначала первичной цели – этического подъема всего человечества, а вслед и просветляющего переустройства уже и всего нашего мира. Буквально всего за несколько десятилетий, подняв – и себя, и мир – на многие и многие ступени; сначала в мировоззрении и нравственности, а затем – в духовном развитии и высокоморальном жизнеустройстве.