Страница 1 из 1

Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 13 янв 2012, 18:56
Яник
Даниил Андреев (1906-1959) великий русский визионер, автор монументального трактата «Роза Мира».

Кроме того, он очень большой русский поэт, но эта сфера остается в тени трактата и поэтому недооценена.
Сам же трактат «Роза Мира» выпадает из общего современного тренда культуры, искусства и философии и также в силу этого недооценен.

Получается заколдованный круг. Адепты «Розы Мира» и поклонники творчества Даниила Андреева уверены, что этот круг будет прорван!

Кто такой «визионер»? Слово это утвердилось в русском языке, но, разумеется, не для всех.
Смысл его достаточно прост для современного читателя. Визионер – это тот, кто за пределами нашего физического мира, состоящего из атомов, протонов, электронов, бозонов, кварков (можно я не буду дальше перечислять?), а также электромагнитных и гравитационных полей (вы ещё не забыли начала фразы?)… Итак. Визионер – это тот, кто за пределами перечисленного видит (уверенно) тонкий, нефизический, божественный, астральный, ментальный (и т.д. – точного определения не существует) – мир.

Верить, или не верить в это – дело Ваше

Наш наблюдаемый материальный мир плотно связан с потусторонним. События здесь - жестко влияют на события там. И наоборот. Какой мир главнее (или какие миры) еще не решено окончательно.

Бытие человека не заканчивается его физической смертью. В этом по определению не сомневается христианин (а у нас в России их – пруд-пруди).

Так вот. Даниил Андреев на основании своих пророческих видений и откровений нарисовал замечательную логичную непротиворечивую картину Мироздания, включающую в себя все Богорожденные и Богосотворенные миры. Нечто подобное до него создавали только Иоанн Богослов (Апокалипсис) и Данте Алигьери (Божественная комедия). Но после Иоанна Богослова прошло 2000 лет, а после Данте Алигьери – 700. Назрела необходимость обновить парадигму. Это и сделал Даниил Андреев в середине ХХ века.

Повторю - Даниил Андреев в первую очередь визионер. И только во вторую – русский поэт, литератор, мыслитель, историк и философ.

Самое ценное в «Розе Мира» - это описанные прекрасным русским литературным языком собственные наблюдения, видения, путешествия Даниила Андреева по иным мирам, его общения с духами и ангелами.
Всё это приведено в безукоризненную мировоззренческую систему и вызывает у понимающего читателя восторг познания и доверие.

Вперед, пытливый читатель!


PS: генеалогическое дерево Даниила Андреева, составленное Михаилом Натановичем Белгородским.

Краткое изложение идейной сущности трактата "Роза Мира", выполненное Артемом.

... у меня сложилась цельная картина, которую, как мне кажется, хотел донести Даниил Леонидович. У её метаисторической части есть чётко выраженный ствол причин и следствий, по сравнению с которым всё остальное вторично: падение Люцифера - Гугтунгр примыкает к Люциферу (самоочевидный факт, в книге его нет) - создание Шаданакара Планетарным Логосом - Гугтунгр вторгается в Шаданакар - грехопадение Лилит - создание человечества с целью просветления материальности одного из слоёв Шаданакара - вочеловечивание Логоса, необходимое для исправления последствий грехопадения Лилит и осуществления человечеством своей миссии - отвержение Логоса людьми - падение человечества, которое не сможет предотвратить даже Роза Мира - смена эонов. Это, с позволения сказать, тот символ веры, который может быть сформулирован в рамках "Розы" (за исключением содержания главы "Исходная концепция"):


1. Многослойность, брамфатуры и панорама брамфатуры Земли. Нисхождение и восхождение душ.
Мироздание, по описанию Даниила Андреева, имеет как бы слоистую структуру, т.е. включает множество "параллельных" вселенных, иерархически организованных по количеству пространственных и временных координат и, вместе с тем, по степени возрастания (или убывания, если двигаться "сверху вниз") совершенства - от божественных до демонических. Не все из них имеют размеры, сопоставимые с размерами нашей вселенной, называемой Энроф, есть и локальные.

Многие небесные тела одних вселенных связаны с небесными телами иных, образуя таким образом сложные системы миров, или брамфатуры. В книге можно найти такое свидетельство Андреева: "Я видел и россыпь бесчисленных звёзд, но не так, как у нас: то были не звёзды, а брамфатуры. Не блестящие точки, но системы просвечивающих друг сквозь друга концентрических сфер; когда взгляд останавливался на любой из них, она делалась огромной и явственной, точно приблизившись; мне кажется теперь, что все они медленно вращались, гармонически звуча и перекликаясь многозвонными голосами".

Земля - один из двухсот сорока двух миров брамфатуры по имени Шаданакар. Шаданакар как бы развёрнут в спектр между двумя полюсами - миром Планетарного Логоса и миром Планетарного Демона Гагтунгра. При этом все миры, его составляющие, определённым образом соотносятся друг с другом метагеографически, так что, например, "наибольшая полнота" мира Логоса "связана с высокими слоями атмосферы", а мир Гагтунгра связан с земным ядром.

Общая картина происходящего в Шаданакаре заключается в творчестве светлых духов, или монад, непрерывно осложняемом и искажаемом вмешательствами отпавших от Бога монад тёмных, некогда вторгшихся в Шаданакар. Стороны находятся в постоянном противоборстве. Светлые духи нисходят от Бога в высокие миры восходящего (относительно Земли) ряда, где и пребывают, а "путешествие" по Шаданакару совершают созданные ими души. Сначала они нисходят во всё более низкие и тёмные миры либо для работы там (т.е. здесь) с целью их просветления, либо влекомые вниз кармическим грузом. Затем же, после определённого нисходящего пути, восходят во всё более прекрасные слои, где исполняются всё большего совершенства и, соединившись однажды с монадой, восходят к Богу. "Существует некий закон масштабов, - пишет Андреев, - становящаяся монада делается тем более великой, чем глубже были спуски, которые ею совершены, и страдания, которые пережиты. Монада эманирует из Отчего лона в материю не для того, чтобы скользнуть по поверхности одного из слоёв планетарного космоса, а для того, чтобы пройти его весь, познать его весь, преобразить его весь и, возрастая от величия к величию, стать водительницей звёзд, созидательницей галактик и, наконец, соучастницей Отца в творении новых монад и вселенных".

По Даниилу Андрееву, при созерцании метаисторических панорам и перспектив "невозможно рассмотрение ни отдельной человеческой жизни, ни существование целого народа или человечества в отрыве от духовного предсуществования и посмертия... Переживаемый нами отрезок по отношению к целому сравним с десятисекундной остановкой на полустанке в ночной степи пересекающего гигантский материк пассажирского поезда". Воплощение монады в человечестве и соучастие в его миссии, даже в метаисторчиеских процессах Шаданакара - краткий эпизод её становления.

2. Учение о Святой Троице - Боге-Отце, Боге-Сыне и Приснодеве-Матери. Согласно Даниилу Андрееву, именами Отца и Святого Духа в христианском Писании называется одна и та же ипостась Троицы (“Ведь кем может быть Сам Бог-Отец, как не Духом? Только Духом. И притом именно Святым, в отличие от всех других духов, им сотворенных”). Третьей (или второй) ипостасью является не Святой Дух, а Приснодева-Мать, Вечная Женственность Божья. Об этом сообщении Андреев говорит как о "решающем тезисе" книги, о котором, тем не менее, он "едва смеет сказать несколько слов".

Бог абсолютно благ. Нет никаких препятствий к тому, чтобы в конце спаслись все, даже демоны.

3. Христология.
Согласно Андрееву, в Иисусе Христе воплотился не Сам Бог-Сын, не одна из ипостасей Троицы, а Её выражение в богорождённой монаде, которая низошла в Шаданакар в самом начале его становления, чтобы стать его Логосом, "средоточием Провиденциальных сил и Божественного Духа" в нашей брамфатуре. Если Бог-Сын - Вселенский Логос, то воплотившийся в Иисусе Христе дух - Логос Планетарный. Такая монада есть в каждой брамфатуре. Планетарный Логос воплощался по крайней мере ещё в одном сообществе сотворённых существ помимо людей, а именно среди даймонов. Что же касается Его вочеловечивания, Андреев признаёт все факты жизни Иисуса, описанные в Евангелиях, включая непорочное зачатие и воскресение, но признаёт истинность не всех цитат, приписываемых евангелистами Иисусу. Он пишет, что "в пробелы [евангельской истории] вкрался исконный враг; проникая в человеческое сознание авторов Евангелия, он сумел извратить многие свидетельства, исказить и омрачить идеи, снизить и ограничить идеал, даже приписать Христу слова, которых Спаситель мира не мог произнести. У нас ещё нет способов отслоить в Евангелии подлинное от ошибочного, нет точных критериев, нет очевидных доказательств. Каждому, читающему Новый Завет, следует помнить лишь, что учение Христа – это вся Его жизнь, а не слова только; в словах же, Ему приписываемых, истинно всё, что согласно с духом любви, ошибочно всё, отмеченное духом грозным и беспощадным".

Итак, у Андреева Христос является Творцом и Спасителем по отношению к человечеству, Сыном Божьим (являясь богорождённой монадой, но в этом смысле не единородным (не единственным)), но, как уже было сказано, не является воплощением ипостаси Бога.

Эта новая христология, с одной стороны, нисколь не умаляет масштаб личности Христа, даже наоборот, благодаря "Розе Мира" можно приблизиться к пониманию её грандиозности. А с другой стороны, это непостижимое величие оказывается по значению не вселенским, а планетарным, и это (насколько я понимаю) приводит к тому, что исследователь творчества Андреева Дмитрий Ахтырский назвал "новой коперниканской революцией", т.е. к окончательному отходу от геоцентрических и антропоцентрических перспектив, на этот раз в сфере религии.

4. Толкование первородного греха: Лилит, её грехопадение и его последствия. Лилит - одна и семи верховных стихиалей Шаданакара, “ваяющая цепи рода” в мирах плотной материальности, владычица сексуальной сферы. “Она участвует во всяком акте человеческого соития и зачатия. У нее - ключи вожделения друг к другу представителей двух полов” (в тексте это слова о кароссе России, но они применимы скорее к самой Лилит). Андреев настаивает на различии между стихиалью - хотя и падшей - Лилит и демоницей "Великой Блудницей" - женским лицом Гагтунгра. Лилит встречается в намного более ранних мистических учениях, но у Андреева нет к ним отсылок, он наполняет её образ лишь тем содержанием, которое было дано ему в переживании.

Некогда Лилит, сочетавшись с Планетарным Логосом, дала начало ангелам. “Под представлением о первородном грехе следует понимать то, что произошло между Лилит и вторгшимся в её мир Гагтунгром”, в результате которого “её тончайшее материальное тело восприняло в себя некий демонический элемент” - эйцехоре. "Это была катастрофа". С тех пор эйцехоре отравлены все творимые Лилит цепи рода. После грехопадения она участвовала в создании ещё трёх светлых сообществ (перечислены в хронологическом порядке): титанов, даймонов и людей. На каждое из них были возложены миссии, имеющие значение для миров, в которых проходит их становление, и для других сообществ. Тем не менее, титаны пали и прошли путь в мирах искупления; даймоны были спасены воплотившимся среди них Планетарным Логосом, путь которого в их мире “превратился в Его апофеоз”; человечество же, распявшее Спасителя на кресте, падёт подобно титанам. Предпоследним звеном в этой цепи событий будет воцарение на Земле антихриста. Причём после прихода последнего Лилит воплотится в нашем мире, чтобы стать его супругой. "Вокруг себя и воплощенной Лилит антихрист создаст кощунственный культ мирового совокупления".

Искупление и спасение Лилит станет одной из задач Второго Эона, т.е. периода истории брамфатуры после Второго Пришествия Христова на Землю.

5. Недовершенность миссии Иисуса Христа. Грехопадение Лилит, произошедшее ещё задолго до того, как стараниями провиденциальных сил “человечество выделилось из животного царства” с целью просветления материальности Земли, поставило исполнение этой задачи под угрозу и сделало необходимым воплощение Планетарного Логоса среди людей. Согласно Даниилу Андрееву, “Христос не должен был умирать - не только насильственной, но и естественной смертью. После многолетней жизни в Энрофе и разрешения тех задач, ради которых Он эту жизнь принял, Его ждала трансформа, а не смерть - преображение всего существа Его и переход Его в Олирну на глазах мира. Будучи завершенной, миссия Христа вызвала бы то, что через два-три столетия на земле вместо государств с их войнами и кровавыми вакханалиями установилась бы идеальная Церковь-Братство”.

Однако, Гагтунгр инспирировал Его убийство, что имеет для человечества катастрофические последствия - фактически, является причиной почти всех бедствий мировой истории после Христа, и в конечном счёте приведёт к падению человечества в такое состояние, в котором выполнение его миссии станет невозможным. Она будет исполнена Самим Христом в Его Втором Пришествии. Из-за распятия Христа "девятнадцать веков человечество двигалось по изломанному, зигзагообразному, неравномерному и односторонне суженному пути: он – равнодействующая между работой Провиденциальных начал и яростным воздействием Гагтунгра". Для сравнения, сакуала даймонов, среди которых миссия Логоса “была доведена до победоносного конца”, “вступила на путь последовательных просветлений”; ныне они неизмеримо обогнали нас в развитии.

Андреев многократно возвращается по ходу повествования к этому тезису оборванности земного пути Христа.

6. Нисхождение в земную систему миров богорождённой женственной монады на рубеже XIX в. “Недовершенность миссии Христа сказывается и в том, что материальное начало в природе и плотское в человеке не дождались предназначенного им просветления во всеобщих масштабах, а не в одном только естестве Самого Христа. И, оставшись непросветленными, они были выброшены христианскою церковью за пределы того, что обнималось ею, что ею принималось и благословлялось”, сформировались представление об антогонизме между духом и плотью и идеал исключительно аскетической духовности. Выработать и осуществить “идеал праведности также и гражданской, семейной, общественной, государственной... было бы возможно лишь в двух случаях: или если бы миссия Христа была довершена, а не оборвана, или если бы новый поток космических духовных сил хлынул из макробрамфатуры в Шаданакар”. И вот это событие "такого значения, что его можно сопоставить лишь с вочеловечением Планетарного Логоса", произошло на рубеже XIX в; в Шаданакар низошла женственная богорождённая монада по имени Звента-Свентана. "Звента-Свентана – это не что иное, как выражение Женственной ипостаси Божества для Шаданакара". По словам Даниила Андреева, во время написания "Розы Мира" Она пребывала в высших слоях брамфатуры, а в последствии спуститься в затомис одной из метакультур (а именно русской, хотя она "только предуказана"). И именно "это метаисторическое событие отразится в земном Энрофе как появление Розы Мира".

7. Пророчество о Розе Мира, трактовка пророчеств об антихристе и Втором Пришествии Христа. Роза Мира - русская миссия. Значение, вкладываемое Даниилом Андреевым в слова “Роза Мира”, довольно неоднозначно. Во-первых, это будущая эпоха Розы Мира, золотой век человечества, сущностью которого должна стать, вообще говоря, наиболее полная в истории связь между Богом и людьми. Во-вторых, это сообщество Розы Мира, всечеловеческая церковь-братство. В третьих, это учение Розы Мира - "интеррелигия", или "религия итога". В четвертых, Роза Мира - это интеркультура, т.е. общечеловеческая метакультура, затомис которой называется Аримойя, а Соборной Душой, очевидно, станет Звента Свентана. В книге не сказано, будет ли её Демиургом некая неизвестная богорождённая монада, или Сам Логос Шаданакара, но в одном из мест говорится, что Планетарный Логос можно понимать как верховного Демиурга. Наконец, о Розе Мира говорится как об надгосударственной организации, или инстанции, осуществляющей этический контроль над деятельностью правительств.

По Андрееву, закладка основ Розы Мира, создание интеркультуры и интеррелигии, - это, в сущности, смысл существования русского народа, его миссия, ради которой он был "вызван из небытия”, и которая стояла перед его народоводительствующими иерархиями с самого начала их творчества в четырёхмерных слоях. По всей видимости, первым человеком, чья задача на Земле напрямую заключалась "в пророчестве о Звенте-Свентане и в создании исторических и религиозных предпосылок для возникновения Розы Мира", был Владимир Соловьёв. С другой стороны, творчество великих русских деятелей культуры служило, в конечном счёте, тем же целям.

Само же значение Розы Мира в общей метаисторической перспективе весьма ограниченное: оно заключается в том, чтобы как можно более сократить число духовных жертв антихриста, которые вынуждены будут пройти посмертие в мирах искупления; Роза Мира не сможет преодолеть последствий недовершенности миссии Христа и привести человечество к выполнению его миссии (которая, напомню, заключается в просветлении материальности Земли).

Даже в наиболее оптимистичном сценарии, рассматриваемом Андреевым, антихрист устанавливает универсальную тиранию. Можно сказать, что интерпретация и конкретизация пророчества об антихристе Андреева находится в линии таковых у Достоевского ("Легенда о Великом Инквизиторе") и Соловьёва ("Краткая повесть об антихристе"). Триумф Антихриста будет не последним актом мировой драмы. В результате определенных действий Планетарного Логоса антихрист будет развоплощён, после чего мир погрузится в хаос анархии и последней мировой войны всех против всех. Конец им положит Второе Пришествие Христово. Во время написания книги до этого события, по Андрееву, - “двести пятьдесят или триста лет”, т.е. "конец света" должен произойти в 2200-х - 2250-х гг.

Необходимо понимать, что у Даниила Андреева всё это является наиболее вероятными, а не неотвратимыми возможностями.

Re: “Даниил Андреев” (кратко об авторе и жанре)

СообщениеДобавлено: 13 янв 2012, 19:31
Сан Саныч
Монументально :ya_hoo_oo: :bra_vo: :co_ol:

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 13 янв 2012, 21:01
Andrew
Фактической достоверности у Андреева не больше чем в мифах Толкиена. Это после выдуманных им Селенитов едва ли нужно обьяснять :)-(:
Антропоморфные образы РМ, те же шрастры с лавой, базальтом и рарругами - не несут никакой информации, кроме художественной. Аналогично с Олирной - в которой трава зеленее, небо голубее, а сухофрукты - слаще. Все это - попса.
По настоящему серьезные идеи РМ - эгрегоры, архетипы, вестничество, отношение к миссии Христа, восприятие жизни как мистерии, а также высокая этика - не визуальны.

Реальность кардинально отличается от антропоморфных образов. В качестве ни на что не претендующих ассоциаций - это может быть некая математическая структура, чистое сознание, мир идей и т.п. Проблема в том что антропоморфные конструкции - бесполезны, тогда как содержательная информация - не-антропоморфна, и потому ее крайне сложно уловить, а уловив - интерпретировать без искажений.

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 13 янв 2012, 22:53
Legatus
Аналогично с Олирной - в которой трава зеленее, небо голубее, а сухофрукты - слаще. Все это - попса.

Литература.
Тут Андреев прямо выступает как титан эпохи Возрождения, но с поправкой на современный контекст. За это упрекали Данте. Данте, кстати. как и Андреев, прямо прописал в Аду политических противников, а тех, чьим идеям симпатизировал, отправил в рай. ;-)

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 14 янв 2012, 06:21
Яник
Andrew писал(а):
Антропоморфные образы РМ, те же шрастры с лавой, базальтом и рарругами - не несут никакой информации, кроме художественной. Аналогично с Олирной - в которой трава зеленее, небо голубее, а сухофрукты - слаще. Все это - попса.

Художественную информацию ты, стало быть, признаешь?
Даниил в "РМ" много раз сетует, что вынужден трансфизическую информацию переводить в антропоморфизм.
Толковый читатель должен уметь переводить ее обратно.

Andrew писал(а):Реальность кардинально отличается от антропоморфных образов. В качестве ни на что не претендующих ассоциаций - это может быть некая математическая структура, чистое сознание, мир идей и т.п. Проблема в том что антропоморфные конструкции - бесполезны, тогда как содержательная информация - не-антропоморфна, и потому ее крайне сложно уловить, а уловив - интерпретировать без искажений.
А я тебе заявлю, что реальность ЧАСТО кардинально не отличается от антропоморфных образов. ::yaz-yk: ::yaz-yk: ::yaz-yk:
Я искренне так считаю, а не назло тебе. Еще раз: Андреев никогда не настаивал на антропоморфизме и неоднократно оговаривался о его условности.

А аргументация типа: "наши космонавты на небо летали и никакого бога там не видели" хуже самого заматерелого антропоморфизма.

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 14 янв 2012, 06:34
Яник
Legatus писал(а):
Аналогично с Олирной - в которой трава зеленее, небо голубее, а сухофрукты - слаще. Все это - попса.

Литература.
Тут Андреев прямо выступает как титан эпохи Возрождения, но с поправкой на современный контекст. За это упрекали Данте. Данте, кстати. как и Андреев, прямо прописал в Аду политических противников, а тех, чьим идеям симпатизировал, отправил в рай. ;-)
Андреев делает это деликатнее. Он перечеркнул всю советскую литературу, но все таки пишет, что почти всю. Т.е. оставляет шанс.
И, например, когда он пишет список участников Небесной России, то говорит, что с удивлением услышал имена Шевченко и Флоренского (т.е. сам бы их туда не поместил, но ничего мол поделать не могу)

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 14 янв 2012, 11:50
Legatus
когда он пишет список участников Небесной России, то говорит, что с удивлением услышал имена Шевченко и Флоренского (т.е. сам бы их туда не поместил, но ничего мол поделать не могу)

Это красивый литературный приём. Внушает доверие читателя. ;-)

Но политический контекст, игнорируемый часто, всё-таки имеет место.

Станем на позицию литературоведа, то есть будем рассматривать текст Розы Мира и других работ Андреева именно как текст, а не как мистическое откровение. И тогда интересная картина вырисуется. Она не есть истина, естественно в последней инстанции, но и такой взгляд имеет свою долю правды.

Ленин отказывается принять свой рахт, низвергается и попадает в Олирну.
Иоанн Кронштадский (идеолог русского монархизма и чернсотенства) в синклите Руси.
Там же, где и его идеологический враг в реальной жизни - Лев Толстой, кумир либеральной интеллигенции.

Шевченко - уступка украинским националистам.
Флоренский - эзотерика, гностицизм.

Это я так только на вскидку.

Получается, что Андреев размещает знаковые фигуры, символизирующие консенсус широкой антисталинской оппозиции, от троцкистов (Ленин в Олирне) до черносотенцоев (Иоанн Кронштадский в Небесной России), от монархистов и царебожников (упоминание о "подвиге царевича Алексея") до либералов и агностиков (Лев Толстой, плюс воспевание февраля 1917).

Ну, и в конце характерный для русской литературы со времён протопопа Аввакума приём, записать главного политического врага антихристом или на худой конец предтечей или кандидатом в оные.

Почему у Андреева планетарный демон носит имя Гагтунгр с этой точки зрения?
А ещё в "Железной мистерии" - Нергал?

А всё очень просто.
По-древнеперсидски "Гакт Ангро" - "Сталь Тьмы".
По-шумерски "Нер-Гал" - "Господин Стали" (как бог, покровитель изготовления оружия).

Ключевое слово уже ясно?

Как закалялась сталь только в негативном контексте?

Кстати, такой же намёк есть и у Толкина.
Саурон - его главный антагонист - носит второе имя Гортхаур (намёк на "Гакт Ангро"), но последнее только титул, а настоящее имя этого демона в зороастризме было Сауру (или Савар - в зороастризме так был демонизирован древнеиндийский бог солнца, Сурья).

Конечно, творчество Андреева многоаспектно и многогранно, и такой, литературоведческо-политологический анализ ни в коем роде не может претендовать на охват его целиком. Но и свою долю истины он указать может. ИМХО.

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 14 янв 2012, 11:55
Яник
Интересно.
А это твои изыскания, Андрей?
Почему у Андреева планетарный демон носит имя Гагтунгр с этой точки зрения?
А ещё в "Железной мистерии" - Нергал?

А всё очень просто.
По-древнеперсидски "Гакт Ангро" - "Сталь Тьмы".
По-шумерски "Нер-Гал" - "Господин Стали" (как бог, покровитель изготовления оружия).

Ключевое слово уже ясно?

Как закалялась сталь только в негативном контексте?

Кстати, такой же намёк есть и у Толкина.
Саурон - его главный антагонист - носит второе имя Гортхаур (намёк на "Гакт Ангро"), но последнее только титул, а настоящее имя этого демона в зороастризме было Сауру (или Савар - в зороастризме так был демонизирован древнеиндийский бог солнца, Сурья).

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 14 янв 2012, 12:38
Legatus
это твои изыскания, Андрей?

Про Гагтунгра - да. Это ж мне в копилку проекта "Цебрумр" надо. ;-)

Точнее, я сначала знал про Нергала, а потом долго рылся и уже почти уверился в том, что имя "Гагтунгр" Андреев придумал. Но потом мне случайно помог текст по зороастрийской демонологии. Там указывались семеро дэвов Ангро-Майнью (Ахримана) не просто по именам, а по титулам, за какой грех отвечают и т.п. Сауру - Савар - соответствует планете Сатурн, отвечает за тиранию и жестокость, а также является изобретателем оружия и войн, в коей ипостаси и носит имя (или титул) Гакт Ангро. А современные зороастристы ему ещё научно-технический прогресс (отрывающий от души) приписывают - тоже аналогия с Толкином, у которого орки/гоблины машины любят (у Андреева - игвы).

А имя "Урпарп" прямо происходит от аккадского. Ур Парбу - "обжигающий краски"(по украински, кстати. "краска" - "фарба" - через посредство скольких языков заимствовано, однако!) - в частности, у финикийцев, заимствовавших многое от аккадцев, Ур Парбу - ипостась бога Мелькарта, покровительствующая горшечникам и изготовителям изразцев. (Ы-ы-ы-ы... Покровитель вольных камещинков - аналогия напрашивается). :-)

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 14 янв 2012, 22:25
Баядера
Баядера писал(а):
Яник писал(а):Ты имеешь право считать его великим русским поэтом. И я имею. И все имеют.
Но чтобы заслуженно носить это звание, надо чтобы оно было общепризнано.
Т.е. кроме всего прочего общепризнанность необходимое условие "великости".

Яник... радость моя... дело как раз в обратном:
1) Лично я при всём моём уважении к Андрееву, ни то, что НЕ считаю его ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЭТОМ, а... даже, скорее, наоборот... поэт он так себе какой. Посредсвенный. Не более того.
2) "Большой" - это слово можно применять в случаях: большой проказник, большой выдумщик, или что-то в этом духе. По отношению к слову "поэт", слово "большой" НЕ применяется. Ню, если только в подъепонском смысле... :smu:sche_nie:

Яник писал(а):Не придуривайся. "Большой поэт" никогда не обозначало физический размер.


Аглая писал(а):Я за "большой". Или любой другой эпитет, кроме "великий".
Великий русский поэт - это штамп.

А еще фь шляпе... :-( :ni_zia:

Аглая писал(а):Большой русский поэт - вполне допустимый оборот для эссе.
А штамп тянет на речевую ошибку.

Окститесь, барышня, едва мы заявим ТАКОЕ прелюдно-официально, как нас тапками и забрасают.
Вот, если не влом, потрудись, и найди ссылки, где и как, и когда такое выражение употреблялось? Вот Альта бы сразу кучей ссыл засыпала бы...

Legatus писал(а):Выдающийся, тогда уж лучше.
Выдающийся русский поэт первой половины ХХ века.

Вот с этим согласна - Андреев, действительно выдающийся, то бишь, "выходящий за рамки привычности" - это да.

Legatus писал(а):А может, не будем пугать сразу визионерами?

+!!

Яник писал(а):Не согласен. Это было бы искажение действительности ради массовости (создание эгрегора).
На это я пойтить не могу

:nez-nayu: :ne_vi_del:
Не согласна.

Legatus писал(а):Для создания эгрегора как раз нужна идеологически однородная массовость, а принимая мой вариант мы этому препятствуем, приглашая людей РАЗНЫХ идейных позиций. Так что единого эгрегора не будет.

:a_g_a:

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 28 янв 2012, 07:47
Иоанн
Приятно порадовало, что на видном месте висит такая взвешенная статья, в которой нет перекоса ни в одну сторону - ни в сторону излишнего почитания Андреева, ни в сторону его критики.
Приятно порадовло, что автор - Яник.
(Единственная фраза, на которой я бы поставил знак вопроса - это "включающую в себя все Богорожденные и Богосотворенные миры" Про богорожденные и богосотворенные монады слышал. Про миры - нет. :)

Как Андреева воспринимать?
Мне лично не очень нравится слово "визионер" - может быть, в силу созвучия со словом "ревизионер", не знаю. Правда, в нем нет лишнего пафоса и претензий, как в слове Духовидец. Мне нравится слово "мистик", хотя оно, конечно, не конрктено.
Русский вариант "визионера" = "Видящий". Правда, тут возникают неизбежные ассоциации с кастанедовским смысловым рядом, которые многих раздражают. Помню, что на орге назвал как-то Андреева сновидящим - ох и закидали же меня тапками! :grin: Хотя по сути слово правильное - Андреев значительную часть увиденного им увидел в предутренних тонких снах.

На втором месте для меня Андреев- философ, и только на третьем Андреев-поэт. Все-таки книга "Роза мира" важнее стихов, а в тех случаях, когда этого не принимают, то скорее по идейным соображениям. А в "Розе мира" религиозная философия занимает место значительное. Она там, конечно, не на первом месте - на первом мистика, или если угодно, визионерство. Когда Андреева воспринимают как философа в первую очередь - это тоже перекос, как у А.Кольцова или Кирилла. Когда Кирилл говорит про "Розу мира" метафизический трактат, мне хочется убежать в лес. :-(

Насчет того, какой Андреев поэт - великий, не великий.
Мне кажется, эпитет "великий" вообще уместен только к поэтам 19 века. Таким как Пушкин и Лермонтов. И с большой осторожностью можно добавлять к этим двоим кого-то еще.
Не поэтичный был этот век - 20. Прозы в нем было больше. И даже поэзия становилась какой-то рваной, клочковатой, рвалась на фразы, как у Маяковского.
Если сравнивать Андреева с такими людьми, как Цветаева, то Андреев уступает. Вряд ли с этим кто-то станет спорить, даже среди наибольших почитателей его поэтического дара.
В то же время многие его стихи, на мой вкус, ничем не хуже стихов Вл. Набокова или Пастернака. Особенно стихи о природе.
Тут дело в другом - не в масштабе таланта (как поэта), а в том, что очень необычной была его поэзия. Читаешь стихи из цикла "сквозь природу" и чувствуешь соприкосновение со стихиалями. Вроде слова все простые, но так необычна их расстановка.

Случается ночь, оторачивающая
Как рамою, трель соловья
Всем небом, землею укачивающею,
Всем чутким сном бытия.

Зеленый, почти малахитовый,
Чуть светится бледный свод,
И врезаны листья ракитовые
В стекло неподвижных вод.

Остановилась вселенная,
Сквозя в прозрачнейшей мгле,
Столь тихая, столь совершенная,
Как никогда на земле.

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 28 янв 2012, 09:09
Gellemar
Иоанн, привет! Впервые “встречаемся” с тобой здесь, но, быть может, ты меня помнишь.

Ресурсу US нужна грамотная и взвешенная статья об “истории форумов”. Ну так, без негатива, как бы “обзор со стороны”. Имена ресурсов, кто, чего, идеи которые витали, расколы и рождения. Направления. Думаю, можно будет поместить её в “Совместном” разделе под отдельной иконкой, будет доступна с главной.

Ты вроде бы писал подобное? Как там, закончил, или только в процессе? :)

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 28 янв 2012, 09:35
Иоанн
Привет!

Да, помню, конечно.

Собственно, это мое второе сообщение здесь. Думаю, что периодически буду заходить в гости. Я сейчас обитаю в основном на РМ-портале.

По поводу историю форумов - почему нет? Дописываю ее здесь:
http://forum.rmportal.ws/index.php/topic,5730.0.html

Осталось еще несколько фрагментов, пока добрался до 2007 года. Как допишу, можно выложить, полностью или частично. Эмоциональные оценки стараюсь сводить к минимуму, хотя наверное избежать их полностью невозможно. :)

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 28 янв 2012, 10:06
Gellemar
Любой текст проходит сквозь личность автора, что ж поделать? )) Как закончишь, и будет цельная вещь - дашь знать в личку?

Re: Даниил Андреев - кратко об авторе и жанре

СообщениеДобавлено: 30 янв 2012, 07:43
Иоанн
Gellemar писал(а):Любой текст проходит сквозь личность автора, что ж поделать? )) Как закончишь, и будет цельная вещь - дашь знать в личку?


Да, хорошо!