Борис Гулько
Парадоксы свободы20 июля 2015
Часть первая. Второй закон термодинамики для обыденной жизни Парадокс жизни: худший кошмар, который человек может себе вообразить – это потеря им свободы: рабство, тюремное заключение, неудачный брак. В Израиле существует частная организация, пытающаяся помочь вырваться дурёхам, связавшимся с мусульманами и попавшим в качестве жён в арабские селения.
В то же время, если назвать самую разрушительную идею за время существования цивилизации, то нужно сказать – это идея свободы. В борьбе за свободу за все века погибло неисчислимое количество героев и посторонних. Кондратий Рылеев, вдохновитель декабрьского восстания в Петербурге 1825 года, писал: «Но где, скажи, когда была без жертв искуплена свобода?» Так всю историю свободу жертвами и искупают.
Народное восстание 1303 -1307 годов на севере Италии под руководством «апостольского брата» Дольчино имело программой братскую любовь и бедность, отказ от частной собственности, включая обобществление жён. Захватывая новые города, восставшие убивали там всех евреев – их идея свободы подразумевала это. До того, как Дольчино сожгли, он успел одержать немало военных побед. Даже крестовый поход, организованный против него Папой Климентом V, поначалу провалился.
Национально-освободительная война под водительством Хмельницкого 1748-1754 годов освободила восточную Украину от подчинения Польше и, по решению Переяславской Рады 1754 года, присоединила её к России. По мнению историка Льва Гумилёва, в этом процессе «первостепенное значение имела единая суперэтническая принадлежность России и Украины». Что случилось с этой «суперэтнической принадлежностью» ныне – аналитикам ещё разбираться, но Украина определённо желает вернуться к Польше, в Европу. Может быть, ей стоило бы аннулировать решение Переяславской Рады? За время освобождения казаки Хмельницкого вырезали, по разным оценкам, от 40 до 150 тысяч евреев.
На Руси борьба народа за свободу произвела восстания Степана Разина (1670-1671 годы), Емельяна Пугачёва (1773-1775 годы). Свободы народ не получил, но людей было перебито много. Подвиг Разина, зачем-то утопившего персидскую княжну, воспет в популярной протяжной народной песне, под которую хорошо засыпала моя старшая внучка, а также отражён в лирических стихах Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.
Борьба за свободу определяла судьбу народов Российской империи со времён реформ Александра Второго Освободителя. Сначала эту борьбу вели террористы, убившие в предреволюционные годы, по оценке историка Анны Гейфман, около 17 тысяч сограждан, потом большевики. Те пели «в царство свободы дорогу грудью проложим себе», а позже шлягер «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», но их свобода оказалась тиранией, уничтожившей десятки миллионов людей. И сейчас часть россиян всё ещё мечтает о свободе.
За свободу боролись и в других странах. Так, в Китае в 1850-1864 годах при восстании тайпиотов – крестьян-китайцев против маньчжурской династии Цин – погибло более 20 миллионов человек, в Дунганском восстании 1862 года мусульманских племён против той же династии Цин число жертв было между 8 и 12 миллионами. Эти восстания закончились поражениями. Успешное же восстание под водительством Мао и его коммунистическое правление оказались ещё ужаснее. Они унесли жизни, как полагают, более 100 миллионов. По соседству Пол Пот, освобождая камбоджийский народ, погубил там треть населения страны.
Не менее кровава борьба за свободу в Африке и Латинской Америке, и при этом она тоже неизменно приводит к увеличению тирании. Особенно в случае успеха. То есть, борьба за свободу ведёт, во-первых, к разрушению общества, а во-вторых – к тирании. Недавно я услышал две естественнонаучные аналогии, логично объясняющие оба эти феномена.
Учёный-химик Лёня Маргулис уподобил свободу в общественной жизни процессу энтропии. Увеличение уровня свободы является увеличением энтропии общества, что, по второму закону термодинамики, необратимо рассеивает энергию и увеличивает меру неупорядоченности системы. То есть увеличение свободы ведёт к потере обществом энергии и к его разрушению.
Ярко проявилось свойство свободы как энтропии в двух квази-государствах, реализовавших анархистскую идею полной свободы человека в обществе: в Крестьянской республике героя Гражданской войны Нестора Махно – он за свои подвиги был удостоен ордена Красного Знамени за номером 4, и в автономной Каталонской республике, в которой тоже верховодили анархисты.
Эти правили на 20 лет позже Махно, в период гражданской войны в Испании. Илья Эренбург в своих мемуарах описывал, как это выглядело: «Тюрем анархисты не признавали, говорили, что нельзя лишать человека свободы; нужно его убедить; но они не были ни толстовцами, ни пацифистами и, видя, что человек не поддается убеждению, порой его расстреливали. В одном селе расстреляли крестьянина, который менял талоны для парикмахерской на кофе или сахар. Я возмутился, но один анархист мне серьезно ответил: «Ты что думаешь? Мы его пытались переубедить, три месяца с ним разговаривали…».
Свобода-энтропия в обоих случаях быстро рассеяла энергию обеих республик анархистов и привела их к исчезновению.
Другие политические образования, построенные на идее свободы, в результате энтропии также быстро иссякали. Выдохлись и скатились к деспотии демократии в античных Афинах, Риме, Франции периода Великой французской революции. Сейчас выдыхается и приближается к распаду совсем молодой Европейский Союз.
История России последних полутора веков также хорошо иллюстрирует этот процесс. Четырежды в России возрастал уровень свободы – в результате реформ Александра Второго, Февральской революции, хрущёвской оттепели и горбачёвской перестройки – и каждый раз система быстро теряла энергию и процесс выдыхался. В двух из названных четырёх попыток вся система разрушалась.
Наши мудрецы понимали пагубность традиционно понимаемой свободы для народов. Раби Ханина в «Поучениях отцов» (3:2) рекомендовал евреям остерегаться участвовать в борьбе за политическую свободу в странах их рассеяния: «Молитесь о благополучии правителей: ведь, если бы не страх перед ними, люди живьём заглатывали бы друг друга». Многие евреи в России не послушали этого совета, ушли в революцию, и в 1937 году узнали, что значит свобода, которая энтропия – разрушение.
Понятие свободы, существующее в иудаизме, имеет природу, отличную от светской свободы-энтропии.
Самый радостный праздник еврейского календаря – Песах – праздник освобождения от египетского рабства. Но в этом празднике есть известное лукавство. Свободными в обычном смысле евреи были ровно 49 дней – от перехода посуху Красного моря до Синайского откровения.
Исход евреев из Египта: переход через расступившееся Красное море.Принятые нами у горы Синай заповеди ограничили нашу жизнь куда строже, чем она была ограничена в Египте. Запреты коснулись не только того, что мы не должны делать (не укради; не прелюбодействуй), но и наших мыслей (не возжелай), и даже законов нашего отдыха (чти день субботний). То, что уход из Египта был не обретением свободы, а ограничением её, подчёркивает фиксированная форма празднования Песаха, зовущаяся «седер» – порядок: «открываем мацу – закрываем мацу; наливаем бокал; выпиваем бокал». Празднуем не свободу-энтропию, а свободу от энтропии – свободу-закон.
Фактически то, что мы зовём обретением свободы от Египта, явилось сменой нашего владельца – фараона на Всевышнего. Мы стали зваться рабами Всевышнего. Вместо кнута надсмотрщика мы приобрели структуру закона, защищающего народ от энтропии. Последний любавичский Ребе в беседе выразил это так: «Нет и не может быть подлинной свободы …без чёткого свода законов справедливости и праведности». Ребе имел в виду под законами, очевидно, 613 заповедей, данных иудеям. Учёный- физик любавич Александр Полторак в своём эссе о празднике Шавуот определил понятие свободы в духе классической механики как свободу выбора между альтернативными возможностями: приняв на себя 613 заповедей Торы, мы приобрели 613 степеней свободы. Это много больше свободы, чем в 10 заповедях, принятых на себя христианами, и в 7 для сыновей Ноаха.
Лёня Маргулис представил такую аналогию: разрушительная энтропия может быть компенсирована только энергией, привнесённой в систему извне. Такой энергией для еврейского общества и стал закон, данный нам на Синае. Более 33 столетий он хранит нас. Это беспрецедентно долгий срок для человеческой общности.
Принятие на себя библейских заповедей – это освобождение от энтропии-исчезновения, то есть это освобождение от свободы. Евреи, уходящие от иудаизма, от его законов, выбирая традиционную свободу, оказываются во власти энтропии, быстро выдыхаются как евреи, ассимилируются и исчезают.
Единственным успешно построенным на принципах свободы государством оказались Соединённые Штаты, созданные религиозными переселенцами из Европы во второй половине 18 века.
Социолог Давид Голдман описал это так: «Американская исключительность – это вера, что Америка, имитируя библейский Израиль, может быть лучшим типом государства, чем этноцентричные нации Европы. Таким был импульс отцов-основателей, рождённый, как показал профессор Гарвардского университета Эрик Нельсон в книге «Еврейская республика», из попытки английской революции построить политику на библейских принципах».
Отцы-основатели США создавали общество, в котором гражданские свободы находились бы в соответствии с библейской свободой от энтропии. История США последних десятилетий – это история отхода от этой концепции: постепенного, а в последнее время стремительного расширения свободы – энтропии. Происходит это по мере ослабления веры в библейские принципы, на которых страна создавалась. Об этом я чуть позже напишу отдельно.
Источник: http://kstati.net/paradoksy-svobody/#st ... yNkXh.dpufЧасть вторая. «Соль» свободы – тирания
В первой части эссе я пытался показать, как увеличение уровня свободы в обществе, по подмеченной учёным-химиком Лёней Маргулисом аналогии с энтропией, приводит к потере этим обществом энергии и к его распаду.
Учёный-физик Миша Абраизов предложил другую аналогию, объясняющую, почему увеличение свободы в обществе зачастую ведёт это общество к тирании.
Миша уподобил общество насыщенному солевому раствору. Увеличение уровня свободы в обществе подобно увеличению концентрации соли в растворе. Соль перенасыщает «раствор» и ведёт к её «кристаллизации», что в обществе выражается в установлении тирании. Это происходит при изменении определённых политических или экономически обстоятельств общества, как по аналогии – при охлаждении раствора или опускании в него постороннего агента.
То, что увеличение свободы в обществе ведёт к кристаллизации тирании,мы наблюдаем в нескольких аспектах жизни современных США.
С начала ХХ века в Америке происходит процесс освобождения женщин от власти мужчин. В 1920 году женщины обрели право голоса, в 1973 году – право на аборты. Это право, вкупе с созданием доступных и надёжных противозачаточных средств, уравняло женщин и мужчин в сексуальной жизни. Скандал при утверждении в 1991 году членом Верховного суда судьи Кларенса Томаса, обвиненного его многолетней сотрудницей в «сексуальных домогательствах», стал «агентом, опущенным в раствор» – разворотом в распределении ролей мужчин и женщин в романтической жизни американцев. Парень, ведущий себя активно, рискует подвергнуться юридическому преследованию. Как сообщала пресса, в детский садик, в котором малыш поцеловал девочку, была вызвана полиция, и малыша арестовали. Характерно, что в нынешних фильмах, по моим наблюдениям, первой всегда целует девушка.
Для обвинений мужчины в «сексуальных домогательствах» и даже в изнасиловании сейчас особых доказательств не требуется. По воле женщин легко разрушаются карьеры и жизни мужчин. Так – по более чем сомнительному обвинению угодил в тюрьму и фактически завершил блестящую карьеру выдающийся боксёр Майк Тайсон.
Майк ТайсонЧудом выкрутился «скользкий» Билл Клинтон. Сегодня уже не рискнул бы повторить смелую фразу, обращённую к студенткам несколько лет назад, ректор одного из колледжей: «Вы можете передумать до, вы можете передумать во время, но, прошу вас, не передумывайте после». Сейчас популярна тема об «эпидемии изнасилований в колледжах». Допускаю, речь идёт здесь зачастую о «передумывании после».
Увеличение свободы для женщин ведёт к их тирании в противостоянии мужчинам. Мой товарищ, начальник подразделения в большой фирме, жаловался, что стало опасно разговаривать с подчинёнными женщинами. Если посмотришь на неё – обвинят, что раздеваешь её взглядом. Если смотришь в сторону – обвинят, что игнорируешь.Сейчас над страной нависла угроза выбора в президенты лживой и коррумпированной Хиллари Клинтон. Критика её мужчиной будет рассматриваться как сексуальная атака на прогрессивный пол. Уж не придётся ли республиканцам выставить кандидатом в президенты или хотя бы в вице-президенты Карли Фиорину, обладающую таким же прогрессивным, как Хиллари, полом?
Другой фигурой, которой будет дозволено критиковать Хиллари, является чёрный нейрохирург Бен Карсон. Путь американских чернокожих от невольничьих кораблей через обретение свободы, получение равных прав, к подавлению свободы других жупелом расизма аналогичен пути феминисток. Лозунг «Равные права всем расовым группам» сменился в США предоставлением меньшинствам преимущественных прав при приёме в колледжи и университеты, при получении государственных контрактов. Исследование 2004 года зачисления в три наиболее престижных университета показали, что быть чёрным равносильно 230 дополнительным пунктам SAT по шкале в 1600 пунктов, используемой для селекции кандидатов.
Черные и белые граждане США оказываются неравными перед законом. Газеты пишут о недоплаченных неформальным лидером афро-американцев Элом Шарптоном миллионов долларов налога. Евро-американца за такое упекли бы в тюрьму. Шарптон же в безопасности. Он – частый и желанный гость президента в Белом доме.
Неравенство граждан перед законом – верный признак кристаллизации тирании.
Кристаллизацией тирании, заменяющей закон, стало насаждение в обществе особого отношения к чернокожим правонарушителям. Агентом, вызвавшим такую кристаллизацию, стало убийство в Фергюсоне белым полицейским чёрного бандита Майкла Брауна. Вспыхнувшие по этому поводу по всей Америке бунты чернокожих аналогичны энергии, по законам химии выделяющейся при кристаллизации. Протестующие сожгли Фергюсон и немало набедокурили в других местах. Сейчас только самый отчаянный полицейский рискнёт арестовывать чернокожего, нарушающего закон. Безопаснее смотреть в другую сторону.
Развал государственных институтов в процессе кристаллизации несвободы иллюстрирует одна из самых чувствительных организаций страны: ЦРУ. Габриэль Шёнфельд в статье от 2 июля для WSJ рассказывает: шеф американских шпионов Джон Бреннан,
тот самый, что называет Иерусалим Аль-Кудсом и, есть сильные подозрения, принял во время службы в Саудовской Аравии ислам, «глубоко озабочен». Руководство ЦРУ, заявил Бреннан, «не отражает разнообразия сотрудников ЦРУ и населения США». В исследовании, проведённом по приказу Бреннера, установлено, что шпионы-инвалиды и представители LGBT (лесбиянки, геи, бисексуалы и транссексуалы) плохо представлены в руководстве шпионского ведомства. Исследование заключает: «Необходимы немедленные шаги, чтобы заполнить руководящие позиции ЦРУ представителями меньшинств. Цель – необходимая и достижимая – 30% руководства». То есть, чтобы сохранить свою позицию в руководстве ЦРУ, белым мужчинам, вроде самого Бреннана, возможно, придётся подвергнуться операции по смене пола. Любящей гетеросексуальной паре для карьерного роста при сохранении семьи придётся поменять пол обоим. Другой путь – принять в семью третьим бисексуала: это тоже поощряется новыми правилами. Хотя бисексуалы – пока что «чёрные овцы» в содружестве LGBT. Их права на брак – а брак бисексуала по определению должен быть полигамным–персоне в нём необходимы минимум один муж и одна жена – пока не ставится.
Ну и, конечно, в ЦРУ, для предотвращения возможного жульничества карьеристов, придётся ввести должности патосексологов-инспекторов, удостоверяющих поощряемый обществом вид сексуальности его руководителей.
Шёнфельд завершает свою статью риторическим вопросом: «В то время, когда глобальный терроризм растёт, Ближний Восток – в огне, русские сапоги – на марше, когда Китай наращивает свою армию, а Иран на грани превращения в ядерную державу – хорошая ли идея для ЦРУ концентрироваться на достижении 30% квоты в руководстве для меньшинств?»
В Америке происходит парадоксальный процесс: увеличение свободы для каждой отдельной группы ведёт к потере свободы всеми. США становятся государством квот. Нас ждут, надо полагать, и расовые комиссии вроде тех, что были в Третьем рейхе.
Это станет необходимым, чтобы предотвратить аферы, такие, как аферу выдававшей себя за чёрную Рейчел Долижал, или любимицы демократов сенатора Элизабет Варрен и калифорнийского профессора Андреа Смит, сделавших карьеру как представительницы индейского племени чероки. Выяснилось, что чероки ведут строгий учёт выходцев из их племени, и никаких Элизабет Варрен и Андреа Смит в их списках не числится. Но поздно, карьеры ложных чероки уже состоялись.
Увеличение уровня свободы групп, подвергавшихся ранее дискриминации – сексуальной, расовой и прочим, ведёт неизбежно к диктатуре в США «политической корректности». Это – другое название для отмены свободы слова – первой поправки к Конституции, и фактически для установления цензуры.
Недавно, по мере освобождения всех и вся, либеральное общество взяло на вооружение понятие «микро-агрессии», превращающее в «соль» любое свободное движение речи и мысли. Самый невинный вопрос, вроде: «Откуда вы родом?», заявление «Америка – страна возможностей» или утверждение, что в Америке правит меритократия, при которой успеха добиваются наиболее способные люди, рассматривается теперь либералами как микро-агрессия.
В статье «Микро-агрессия, макро-безумие» Хитер Макдоналд в журнале «Сити» рассказывает о тренинге по изменению подсознания преподавателей, введённом президентом Университета Калифорнии, бывшим обамовским министром Джанет Наполитано.
Цель тренинга – избавление преподавателей от «неосознанного предубеждения против меньшинств и женщин… расизма, не видимого невооружённым взглядом». В СССР в 30-е годы тренинг подсознания назывался, кажется, перековкой.
От студентов требуется верить, что предпочтений для меньшинств не существует. «Президент Наполитано убеждённо клеймит всякого, кто не разделяет эту коллективную фантазию как «скрытых расистов, которые судят людей на основе исключительно их принадлежности к группе», в соответствии с «Руководством по микро-агрессии», сообщает Макдоналд. Микро-агрессия – это ещё один агент, кристаллизующий в «растворе» общества «соль» несвободы.
Важным рубежом в лишении граждан свободы стало для истеблишмента стремление отменить вторую поправку к Конституции – право на владение оружием. Неустанно трудится над этим президент Обама. Пока граждане могут владеть оружием – полная тирания в обществе затруднена.
Представьте, как бы выглядел 1937 год в СССР, или как проходила бы «Хрустальная ночь» с 9 на 10 ноября 1938 года в Третьем рейхе, если бы граждане там владели оружием. Можно возразить, что Сталин репрессировал, по оценке Троцкого, около 30 000 офицеров Советской Армии. Уж те-то оружием владели.
Но для противостояния тирании оружия мало – нужны ещё свободные граждане. А общественная жизнь и общественное сознание в СССР к 1937 году уже «кристаллизовались». Офицеры внутренне свободными людьми не были и разделяли политические воззрения своих преследователей.
Тяжёлый вопрос: может ли привнесённая извне энергия компенсировать энтропию американского общества и предохранять его от кристаллизации в нём несвободы? Отцы-основатели полагали, что такой энергией может обладать только Библейская истина, на которой основывался «американский сионизм». Они хорошо знали псалом Давида «Ответит тебе Господь в день бедствия, укрепит тебя имя Бога Якова. Он пошлет тебе помощь из Святилища и с Сиона поддержит тебя»(20:2-3).
Значительная часть евангельских христиан Америки решительно поддерживает Израиль, понимая, насколько судьба их страны зависит от происходящего ныне на Святой Земле: «Из Сиона (Он) поддержит тебя». Другого, кроме библейского, противовеса тирании, кристаллизующейся ныне в США, – нет.
Поэтому понятно, почему главный агент кристаллизации несвободы в сегодняшней Америке, президент Обама, столь яростно ненавидит Израиль и стремится его разрушить.
Источник: http://kstati.net/paradoksy-svobody-2/