Страница 1 из 1

Русь крымская

СообщениеДобавлено: 17 мар 2017, 19:24
Сан Саныч
РУСЬ КРЫМСКАЯ.
Вот уже прошло три года с момента восстановления статуса Крыма, как составной части России. Можно долго спорить о международной легитимности этого события, особенно с нашими украинскими друзьями, но есть и другая сторона этого вопроса, это его историческая справедливость.
В любой истории, как и истории Крыма в части его русской истории есть первооснова, предыстория, начало начал, то есть то, что предопределило развитие всех исторических событий, вплоть до сегодняшних дней. Поэтому, в этом опусе, я обращаюсь к истории 9-х – 13-х веков, как к фактам, так и гипотезам, подходя к их осмыслению с позиции дилетанта и пытаясь размышлять о тех или иных событий с использованием своей, довольно скромной, логики.
Прежде всего, на мой взгляд, важным является составление своего отношения к самому главному первоисточнику, описывающему историю древней Руси – «Повести временных лет» (ПВЛ). На мой взгляд, это более художественное произведение, чем историческая хроника, особенно, что касается до владимирской Руси, да и владимирской в большей степени. Например, рассказ о Рюрике и его родных братьев: Синеуса и Трувора. Никто из летописцев ПВЛ даже и предположить не мог, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Только поэтому пришлось им по-быстрому их умертвить, что бы ни мешали. Дело в том, что в те времена наследование осуществлялось по Лествичному праву (родовой принцип наследования), согласно которому титул Великого князя наследовал старший из оставшихся братьев усопшего, а не его сын. Мне кажется, что именно поэтому на Руси было принято, приходя к власти, умертвлять своих родных братьев.
Что же касаемо хельги – хельг – ольг - Олег, Ольга, то попытаться понять происхождение имен, а также их соответствие персонажам, описанным в ПВЛ, на мой взгляд, не представляется возможным. Дело в том, что после прихода варягов на будущую Русь в славянский эпос плотно вплелся и эпос пришельцев. Поэтому, уже ко времени написания ПВЛ, разделить эти эпосы не представлялось возможным. По моему мнению, Хелги – Ольг – Олег – собирательный образ неких варяжских князей, родственных Рюрику. Хотя мне нравится гипотеза о том, что Хелги (Олег) был волхвом и наставником Ингвара (Игоря) – сына Рюрика, а Ольга (Прекраса) его дочерью, получившая свое имя в наследство от отца, а вместе с ним и волхование. Не зря в ПВЛ он именуется не иначе, как вещий, не смотря на эпическую сказку о его смерти от укуса в ногу обыкновенной гадюки.
Много непонятного в связке таких исторических персонажах, как Игорь, Ольга и Святослав. Ни как не стыкуется утверждение о том, что Святослав был сыном Игоря. Да, согласно летописи Иллариона, написанной по заказу Ярослава Мудрого, Владимир был сыном Святослава и внуком Игоря, но при этом, автор скромно умалчивает о степени родства Святослава с Игорем. Что бы считать его сыном Ольги, то придется очень сильно натянуть дату ее рождения. Скорее всего, Святослав был их племянником. Тогда более менее все встает на свои места, и можно говорить о неком триумвирате, правящем на Руси того времени. В эту гипотезу вполне вписывается и официальный визит Ольги в Константинополь с большой свитой, в которую входил некий таинственный наследник. А сама Ольга именуется не иначе, как архонтесса Руси.
Прежде чем перейти к непосредственному изложению моего видения истории крымской Руси, следует сказать о городах средневековой Руси. Сразу отмечу, что разговор о городах, а не о поселениях. Город, по определению, имеет свои характерные признаки. К ним, в первую очередь, относятся:
- сформировавшийся торгово-ремесленный центр;
- культовый центр;
- защитные крепости;
- княжеская резиденция;
- наличие городской знати и холопов.
Признаки города достаточно точно определяются по результатам археологических исследований. При этом, достаточно точно определяется и датировка его возникновения. На сегодняшний день, период появления первых городов на Руси определен достаточно точно – конец 10-го, начало 11-го века. Конечно же, речь идет о городах, а не поселениях, коих всегда было множество. Поэтому все эти сказки ПВЛ списаны с описания городов 13-го века.
Сказки придумывали не только в 13-ом века, но и много позже. Не так уж и давно первому секретарю КПУ Щербицкому очень захотелось отметить круглую дату основания города Киев. Не мало, не много, а 1500 лет! Вот тогда и была партией поставлена задача: придумать сказку, а ученым чего-нибудь «раскопать».
(продолжение следует)

Re: Русь крымская

СообщениеДобавлено: 18 мар 2017, 17:34
Сан Саныч
Викинги. Я не отношу себя ни к норманистам, ни к антинорманистам. Мне представляется, что союз славян с викингами был обоюдно выгодным. Первые были крайне заинтересованы в расширении торговых связей, прокладке новых торговых путей, а вторые к расширению своей «кормовой базы». Викинги были настолько прекрасными мореходами, насколько плохими наездниками, и при этом отважными воинами с достаточно неплохой организацией. Свои набеги они осуществляли по водным путям, тем более, что как раз около судоходных рек и развивались в то время крупные и богатые поселения. Они были достаточно апатичны к государственному строительству, это их просто не интересовало, конечно, если только не прийти на все готовое, построенное до них. Организация викингов осуществлялась за счет жесткой властной вертикали, в отличие от славян, привыкших к общинному строю. Поэтому такой союз был предопределен, тем более, что в менталитете как скандинавов, так и славян было объединяющее их начало – взаимное приятие культур. Как первые впитывали славянскую культуру, так и вторые скандинавскую. Это привело к тому, что уже через столетие образовалась общность культур, обусловившая ускоренное строительство единого государства – Руси. Ради справедливости, следует отметить и третью культуру (Бог любит троицу), повлиявшую на этот объединяющий исторический процесс. Но о ней я скажу позже.
Одним из приоритетных направлений развития торговли славян всегда было направление на Константинополь, что, в принципе, совпадало с чаяниями варягов. Конечно, торговые караваны ходили, но эти предприятия всегда были сопряжены с серьезными трудностями и затратами. Обусловлены иони были, в первую очередь, политической нестабильностью в северном Причерноморье, а, во-вторых, отсутствием надежных водных путей. Главным же препятствием, на мой взгляд, являлся Хазарский каганат, прочно стоявший в восточном Крыму и на Тамани. Но к 10-му веку каганат ослаб. Хазары никогда не были хорошими мореходами, и держать крепости в Керчи и Судаке, не имея при этом контроля над всем Крымом, стало просто не выгодно. Действительно, легче собирать пошлины на провозимые товары на Дону, по которому все караванные пути вели через Боспор на Черное море и, далее, в Константинополь. Лишь поэтому и была ими построена крепость Саркел на Дону, притом, что на Тамане стоял Самкерц.
Вот тогда то и появилась возможность у Руси отработать не только торговый маршрут, но и создать, говоря современным языком, логистический центр на Черном море. Именно в начале 10-го века и собирается такая экспедиция. Я уверен в том, что щедро оплачивали ее новгородские купцы, возглавил же ее Олег (ольг – князь варяжский) с многочисленной дружиной, потому как для него главным в экспедиции был ее военно-политический аспект. Думаю, что с хазарами договорились на предмет прохода по Дону, как за счет уплаты пошлины, так и, в дальнейшем, оплаты определенного процента от добычи. Пройдя по Волге, волоком перетащили ладьи на Дон, вошли в Азовское море и начали обустраиваться на восточном побережье Крыма.
Два опорных пункта Руси в Крыму составили Корчев (Керчь) и Сурож (Судак), ранее находившиеся под властью хазар. Конечно же, Олег должен был громко заявить о себе, о, теперь уже постоянном, присутствии Руси в Крыму и на Черном море и с которым теперь должна считаться Византия.
Здесь, в Крыму, Олег нашел своих союзников и соратников в лице крымских готов. Готы были наиболее близки, как этнос, к скандинавам. Родственные языки, что серьезно упрощало общение, близкие культуры, что способствовало взаимопониманию. Думаю, что первым договором Олега в Крыму был союзнический договор с готами, к тому времени, христианами со своей епархией. К тому же они имели серьезное влияние и вес среди многонационального населения Крыма.
Я сомневаюсь в том, что Олег брал Константинополь, да это и так важно. Важно то, что в том символическом акте прибивания щита на ворота Царьграда (ПВЛ) выражено объявление Олега о том, что теперь здесь, на Черном море, Русь и будет тут отныне и всегда. А факт признания этого Константинополем, вполне подтверждается текстом договора от 911 года. И что интересно:
«Мы, от (имени) русского народа, Карлы, Ингельд, Фарлаф, Вермуд, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом…»
Выделил «жирным» ошибки перевода летописцев. Скорее даже не ошибка, а просто не перевод. «Карлы» - мужи, «Гуды» - готы, и тогда становится понятным, почему эти два, якобы имени, написаны во множественном лице. Таким образом, именно союз скандинавов и готов определил появление на исторической карте крымской Руси.
(продолжение следует)

Re: Русь крымская

СообщениеДобавлено: 19 мар 2017, 18:17
Сан Саныч
Следует заметить, что на Руси до Владимира не было и не могло быть великих князей. Ошибкой летописцев было старание распространить государственное устройство Руси 13-го века на Русь начальную. Конечно, все русские князья были связанными между собой той или иной степенью родства, но, как правило, каждый «сидел» в своей вотчине – районе сбора податей, не гнушаясь, при этом «покружить» вокруг в поисках добычи, особенно в перерывах между навигациями. Не редко, такие родственники облагали друг друга данью. Тем не менее, в первой половине 19-го века, на Руси образовались два крупных центра, это Новгородская и Крымская Руси. В тоже время с начала и уже к середине столетия появляется новый центр, расположившийся между Днестром и Днепром. Истоки появления и укрепления этого центра нужно икать в Великой Моравии, распавшейся в начале 10-го века под натиском венгров. Интересна в этом переселении на восток к Поднепровью части западных славян роль такой исторической личности, как Олег Моравский. Скорее всего, он относился к княжескому варяжскому роду Олеговичей, вполне может, был сыном, а вероятно младшим братом Вещего Олега, что вполне объясняет его отъезд в Моравию в виду реальной угрозы со стороны Рюриковичей. А если предположить, что Вещий Олег, кроме своей способности к волхованию, занимал пост воеводы у Рюрика, то тогда все становится на свои места, учитывая тот факт, что у викингов по своим полномочиям воевода ни в чем, практически, не уступал князю.
Что же привнесли на Русь западные, моравские славяне. В первую очередь свою культуру. Они являлись христианами византийского патриархата, они являлись не только носителями старославянского языка, но и письменности, данной им Кириллом и Мефодием. И влияние этой культуры на варяжскую Русь сложно переоценить. Достаточно вспомнить о появление на Руси того времени явное предпочтения князьями славянских имен перед скандинавскими. Во-вторых, и что не маловажно, это военное искусство. Если до них княжеские дружины представляли собой, по сути, морскую пехоту, то во второй половине 10-го века уже конную гвардию. Скорее всего, во всем этом не малую роль сыграла княгиня Ольга. Скорее всего, она и крестилась не в Константинополе, а моравскими священнослужителями. И вполне возможно, что главной целью ее визита в Константинополь было достижение договоренности с Византией об ее участии в разделе моравского наследства, понимая при этом, что и сама Великая Моравия была, по сути, византийским проектом.
Вот уж сказка в ПВЛ, та это месть Ольги древлянам за Игоря. Я думаю, что, как минимум, у них не было никаких отношений, а скорее всего полное неприятие. Игорь всю свою сознательную жизнь просидел в Крымской Руси, и в большей степени бездарно, проигрывая раз за разом. Так что более мстил за Игоря скорее Святослав, во всяком случае, хазарам. Зациклившись на идеи создания своего государства от Каспия до Дуная, он сделал то, что и определило в дальнейшем возможность объединения Руси, он «зачистил» южное «подбрюшье» будущей Руси и именно от Каспия до Дуная. Конечно, можно возразить такому выводу, ссылаясь на присутствие печенегов и половцев. Тем не менее, в отличие от хазар, они были кочевыми племенами, совершенно не претендующие на государственность, а следовательно с ними можно было всегда договариваться, хотя достаточно часто приходилось проводить антитеррористические операции.
Таким образом, к концу 10-го века сложились все условия, как внутренние, так и внешние, для объединения Руси и начала строительства государства Великая Русь. Повторно, еще раз следует сказать о колоссальной роли княгини Ольги в становлении Руси. Мудрый правитель, и, что самое главное искусный политик того времени. На исторической арене появляется тот, кто может и обладает силой и смелостью, личность, которая может вести за собой, которая способна объединить вокруг себя людей и народы. Таков был Владимир, и в этом большая заслуга Ольги.
Крестил ли Владимир Русь, сказать однозначно нельзя, но можно с уверенностью говорить о его главенствующей роли в ее объединение. Традиционно все началось с «братских разборок». Владимир взял Киев с помощью варяжской дружины. И здесь происходит удивительная вещь, он меняет варягов на славян. Если учесть тот факт, что к тому времени славянские дружины, как и знать в общем, уже, как правило, были христианами, то вполне можно говорить о крещении Владимира до 988 года. Скорее всего, это и было условием присяги Великому князю, и неким ритуалом в ответной клятве князя в защите подданных и заботе о них. Таким образом, Владимир зафиксировал объединение северной Руси с западной со столицей в Киеве. Далее его путь лежал в Русь южную, в Крым.
Практически невозможно предположить крещение Владимира в Херсонесе. Потому что нельзя поверить, что полностью разграбив город и устроив массовое уничтожение горожан, его защитников (свидетельством тому материалы археологических раскопок), Владимир воспылал некой христианской любовью, выразившейся в желании крещения.
Скорее всего, Владимир крестился во второй раз, но в Корчеве (Керчи), в христианском храме «Иоанна Предтечи», по обрядам, принятым в Крымской Руси. И это было частью, как и в первом случае в Киеве, некого клятвенного ритуала в присяге верности новой Великой Руси, теперь уже включающей в себя и Русь Крымскую. Кстати, этот храм, построенный южными руссами в 10-м веке на фундаменте, прежде, разрушенного византийского, до сих пор стоит и действует в Керчи, являясь первым каменным храмом на Руси.
Так родилась Великая Русь и вступила в исторический период, именованный историками, как Русь Киевская. И тремя источниками, тремя составными частями ее стали: Русь Новгородская (северная), Русь Моравская (западная) и Русь Крымская (южная).
(осталось послесловие).

Re: Русь крымская

СообщениеДобавлено: 20 мар 2017, 05:44
Klop
Ольха́ (лат. Álnus) — род деревьев и кустарников семейства Берёзовые, объединяющий по разным данным от 23 до более 40 видов[3][4].

Народные названия: вильха, вольха, елоха, елха, елшина, лешинник, олешник, олех, ольшняк[5].

Re: Русь крымская

СообщениеДобавлено: 20 мар 2017, 13:15
Сан Саныч
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
988 год – год «юридического» оформления Владимиром в Крыму нового, старого княжества, Тьмутараканского, первым князем которого, стал его сын – Мстислав. Княжество сначала успешно развивалось, но уже во второй половине 12-го века вошло в полосу потрясений, обусловленных, в первую очередь, ставшими уже традиционными, «братскими разборками» на Руси, а во вторую, разгулом половцев в Северном Причерноморье. Уже к 13-му веку княжество, по сути, управлялось Константинополем, который к тому времени сам входил в смертельное пике. Закончилось же русское присутствие в Крыму и на Кубани с приходом Золотой Орды. Бывшее княжество и остальной Крым стало улусом Великой империи. Все империи не вечны, и в 15-м веке Золотая Орда погрузилась в смертельную череду междоусобных войн, в результате которых в Крыму, в 1448 году, появилось независимое государство – Крымское ханство. Впрочем, свою независимость оно потеряло менее, чем через сто лет, с приходом в Крым и Причерноморье грозных османов, устроивших в Крыму кровавую резню, неся разорение и разрушение городов и княжеств, мирно живших рядом с ханством. Только через пять столетий Русь вернулась в Крым, вернулась уже Российской империей.
Люди в Крыму жили всегда, во все времена от начала истории всего человечества. Многие народы, многих национальностей бескрайней Евразии, приходили и селились в Крыму. Крым всегда в этом плане представлял собой «лоскутное одеяло», которое принимало и согревало всех своим теплом, в тоже время сохраняло и защищало от чужаков, приходящих со злом. Таким был Крым, таким он является, и сегодня, таким он будет всегда.
Храни Бог, мой родной край!