Страница 11 из 11

Re: "Роза мира" - комменты и дополнения.

СообщениеДобавлено: 21 июн 2016, 01:07
Рауха
Все эти основанные на недоразумениях разногласия между религиями приводят на память одно сравнение, когда-то встреченное мною в религиозной литературе, хотя я и не помню, где именно: как если бы несколько путешественников поднимались с разных сторон на одну и ту же гору, видели и обследовали различные ее склоны, а по возвращении заспорили бы о том, кто из них видел реально существующее, а кто – причуды собственного воображения; причем каждый рассуждают бы, что гора именно такова, каковой она оказалась с его стороны, а свидетельства других путешественников о других ее сторонах – лживы, абсурдны и являют собой западню для душ человеческих. Таким образом, первый вывод, вытекающий из сопоставления междурелигиозных разногласий, заключает в себе путь к устранению тех из них, которые основаны либо просто на недоразумении, либо на несовпадении объектов религиозного познания в различных рядах опыта, то есть противоречия «по горизонтали».

Сфера трансмифов жива, динамична и находится на самом пике миров "чистой формы". Описания её неизбежно схематичны и далеки от точности. Для них даже сравнение с фотографией слишком лестно, это скорее "палка, палка, огуречик" как изображение конкретного живого человека. Сравнение и совмещение ракурсов правомерно и полезно, но проблему соответствия описания с трансфизической реальностью оно заведомо решить не может. Всё намного сложнее. Одна из многих иллюстраций этого положения - нередко какому-нибуль вполне православному человеку проще и естественней совместить свою картину мира с видением язычника, чем с картиной мира другого формального единоверца...

Re: "Роза мира" - комменты и дополнения.

СообщениеДобавлено: 22 июн 2016, 23:27
Рауха
Но не только политеизм, но и анимизм, и праанимизм не исчерпываются мутными, случайными, субъективными образами, возникавшими в сознании первобытного человечества: трансфизическая реальность стоит и за ними. Провидение именно потому и есть Провидение, что оно никогда не оставляло народы и расы быть игралищем фантазмов и иллюзий, без всякой возможности соприкоснуться с высшей реальностью. Не Бога, а темную, злобную силу пришлось бы признать за истинного вожатого человечества, если представить себе, что десятки тысяч лет первобытному человечеству преграждалась всякая возможность пережить что-либо духовное или по крайней мере иноматериальное, соприкоснуться с чем-либо, кроме физического мира да собственных фантасмагорий.

Совершенно справедливо. "Первобытные" ни в чём не уступали нам в области духовного восприятия, а относительная скудость их мифологий не только обедняла точность воспринимаемой ими информации, но и препятствовала развитию спекулятивных идеологически мотивируемых представлений. "Примитивней, но чище". Эволюция мифологии вооружила человечество, показало возможность его самоосознания и превращения в субъект собственной истории, но сохранение культурного разнообразия в том числе и в "первобытной" форме трудно не посчитать провиденциальным.

Re: "Роза мира" - комменты и дополнения.

СообщениеДобавлено: 09 авг 2016, 01:54
Рауха
Пусть так, но чем может духовный опыт «дикаря» обогатить нас – нас, стоящих на столь высокой, сравнительно с ним, ступени духопознания? – А вот именно тем, что было постигнуто тогда, в той обстановке, тою неповторимой психикой, но не передалось, утратилось, не было преемственно воспринято последующими формами духопознания в свою сокровищницу. Специальное исследование магических представлений и опыта пралогического мышления под этим углом зрения помогло бы не только «реабилитации» этих древних верований в их существенных чертах, но и нашло бы для них место в начинающем формироваться теперь синтетическом религиозном мировоззрении. Выяснилось бы, например, что представления австралийского племени арунта о единой жизненной субстанции, переливающейся в материи непрерывно и повсеместно, из существа в существо, из предмета в предмет (а в таких представлениях заключается, в сущности, вся религия этого племени), есть древнейшее откровение человечества о трансфизическом космосе: это есть живое, ярчайшее, безусловнейшее, чем когда-либо потом, переживание единой жизненной силы; австралийцы окрестили её арунгвильтой, высокоразвитый брахманизм называет её праной, а как назовёт её через двадцать или тридцать лет мировая наука – это мы ещё услышим.

Первобытная мифология была логичной и последовательной, иная "исходная аксиоматичность" не свидетельствует об отсутствии логики ни в коей мере.
Что ж до науки - учение о биополе было вытеснено из мейнстрима и сциентической эмпирикой не подтвердилась. Тут, наверное, надо лезть глубже, на уровень не первобытно-обывательский, а "высоко-шаманский". Искать опору не в некой "энергетике",а в в фундаментальных особенностях сознания, открывавшихся редким ведунам и постоянно замутняемых древним шарлатанством, эгрегорными влияниями, опорой на поверхностную суггестивность и т.п.

Re: "Роза мира" - комменты и дополнения.

СообщениеДобавлено: 09 авг 2016, 02:12
Рауха
Это разногласие – утверждение тезиса об арунгвильте-пране древнейшими верованиями и отрицание его подавляющим большинством позднейших религиозных учений – можно рассматривать как разногласие стадиальное, разногласие «по вертикали», разногласие между различными ступенями религиозного познания. Но и здесь мы наталкиваемся на ту же ошибку, тот же неправомерный подход к чужому опыту, с которым мы познакомились, разбирая вопрос об отрицании исламом культа святых или идеи Троичности. И здесь, подо всеми доводами, которые приводятся против древнейшего откровения, таится всё тот же наивный ход мысли: об арунгвильте-пране ничего не говорят авторитетные для меня канонизированные тексты; следовательно, её нет. Ход мысли, по меньшей мере, опасный, потому что в таком случае придётся отрицать реальность не только арунгвильты-праны, но и радиоволн, и элементарных частиц, и множества химических элементов, и галактик, и даже, например, планеты Уран, ибо обо всём этом канонические тексты хранят абсолютное молчание*.

Сомнительное утверждение. За представлениями о западной "пневме" и дальневосточном "ци" легко угадывается всё та же прана. Что ж до претенциозности некоторых канонических текстов, то преставления об "исцеляющаей благодати" на деле сводились к тому же.

Re: "Роза мира" - комменты и дополнения.

СообщениеДобавлено: 11 авг 2016, 20:56
Рауха
Выясняется, таким образом, еще и следующее: решительная необходимость учесть то, что не было учтено в эпоху формирования старинных, так сказать, классических конфессий: опыт первобытного духопознания, а так же то, что не могло быть учтено тогда по самому ходу вещей: опыт многовековой эволюции религий на всех континентах, опыт мировой истории и опыт науки. Материал этих рядов опыта учит нас подходить ко всем догматам и тезисам динамически, уметь понять всякий тезис как звено в цепи религиозно-исторического развития и уметь расслоить его на два, а то и на три пласта. Глубиннейший пласт есть основа идеи, содержащая относительную частную истину. Другой пласт есть специфическая окраска, разработка, детализация идеи в той мере, в какой индивидуальный, расовый или эпохальный аспект ее оправдан, ибо именно такой и только такой расовый или эпохальный склад души дал возможность этому народу вообще воспринять эту идею. Самый же внешний, третий пласт – шелуха, аберрации, неизбежная муть человеческих сознаний, сквозь которую проникает свет откровения. Следовательно, опыт всех стадий развития, в том числе политеистической, анимистической и пр., должен быть освобожден от своего внешнего пласта, от шелухи, заново осмыслен и включен в мировоззрение религии итога. Конечно, принцип такой работы здесь едва намечен, системы критериев нуждаются в огромной разработке, да и вообще такой пересмотр «религиозного наследия» – задача колоссальная, требующая совместного труда многих и многих; в настоящее время для нее нет даже и кадров, не говоря о прочих необходимых условиях. Но если эта задача велика, то чем скорее будет приступлено по крайней мере к подготовительной работе, тем лучше. Не надо преуменьшать трудностей, но есть все основания для надежд на то, что при условии доброй воли, при энергии и инициативности руководящих лиц пропасти и рвы, разделяющие ныне все религии, будут постепенно засыпаны, и хотя каждая из религий сохранит своеобразие и неповторимость, но некоторый духовный союз, некоторого рода уния сможет со временем объединить все учения «правой руки».

ЗОЛОТЫЕ СЛОВА. :smile:
Единственное что хотелось бы добавить - такой подход уместен к любой мифологии, не только духовно-религиозной. И если подробное описание приготовления манной каши тётей Клавой назвать мифом (с вполне достаточными основаниями), то и к нему этот подход применим вполне.