Страница 1 из 4

Свободная Украина в планетарном синтезе. Возможности

СообщениеДобавлено: 02 дек 2013, 04:59
Ахтырский
Мой текст на Выходе.


Свободная от российского великодержавия Украина нужна отнюдь не только самим украинцам - тем, которым удалось, преодолев скепсис, второй раз устроить в стране ненасильственную (не совсем, но почти) революцию - и сочувствующим. Это шанс для всей восточно-славянской культуры и для всех обитателей ее пространств - и новые перспективы для человечества в целом. Не надо бояться мыслить масштабно. Привычка редуцировать пафос и героику - симптом трех наших болезней. Апатии, цинизма и конспирологии из серии "все уже проплачено до нас". Пошлый прагматизм ведет только к беспринципной реалполитик и не дает увидеть панорамы возможностей будущего, без оценки которых невозможно ориентироваться в текущей ситуации.

Один мой друг сказал мне, что когда победил первый Майдан, он почувствовал, что как будто часть его души освободилась из-под гнета. Речь он вел о грузе государственных глыб, которые держат взаперти душу народа, объединяющую носителей той или иной культуры в единую общность. Когда асфальт авторитаризма разламывается цветком ненасильственной революции - и если цветок этот не затаптывается сапогами новых слуг нового дракона - человеку становится легче дышать. Легче - если он не связал себя с рухнувшим монструозным образованием, если не привык к его наркотикам.

Свободная Украина - это для нашей восточнославянской общности то же самое, чем могла бы стать для нее русская (и украинская) Америка. Демократической альтернативой для метрополии. Такой же, какой стали Соединенные Штаты для Западной Европы. Это аксеновский Остров Крым - только в большем масштабе.

Но проповедники разделения так называемой "общей судьбы с большим братом" в обеих наших странах не желают самого формирования подобной альтернативы.

Мы не будем здесь говорить о прямолинейных и открытых шовинистах - тех, кто просто хочет вонзить зубы в этот кусок и не желает его никому отдавать - о человекоорудиях российского/московского великодержавия. О них разговор короткий. Они считают, что у их "России" есть великая миссия - привести человечество в место, которое они никак не могут выдать за рай, поскольку никакая маркетинговая служба не может обеспечить им настолько талантливого визажиста. Колючая проволока пудрой не маскируется.

Другие боятся за нежную душу и невинные тела украинцев, которых немедленно растлят прикатившие на розовых танках десантники-трансвеститы из "Гейропы". Для таких коррупция и насилие в Московии предпочтительнее, патриархальнее - в таком вареве вертикаль правильных ценностей стоит и не падает. Альфы на верхних нарах, петухи у параши. Все надежно, по-старому.

Третьи же полагают, что бежать из тюрьмы можно только вместе. Побег же одного безнравственен, а потому бежавшего не зазорно и сдать тюремному начальству. Все три типа объединены одной общей базой: России без Украины будет плохо. А Украину Европа либо оберет до нитки, либо обратит в потребительскую религию. Или одновременно - сионские мудрецы вместе с британскими аристократами еще и не то удумать способны. И будут украинцы жить то ли бедно, то ли богато - но совершенно бездуховно, предав то ли братьев-православных, то ли мировое левое движение.

Действия таких поборников единства наших культур подобны неприятным аффектам ревнивца, не могущего отпустить партнера, желающего уйти. Если бы этот партнер получил благословение и отпущение на все четыре стороны - через некоторое время возможным бы оказалось новое соединение. Скандалы же при разводе отнюдь не способствуют дальнейшему общению. Всем рекомендуется посмотреть на Чехую и вспомнить 1968 год. И посмотреть для контраста на Чехию и Словакию.

Общая культура от вхождения Украины в Евросоюз никак не распадется. Сходное обвинение, наверное, могли бы бросить американцам англичане в период войны за независимость. В итоге британская империя пострадала. А англо-саксонский культурный мир только выиграл. Давайте также посмотрим, в какие времена Германия и Италия были наиболее продуктивными в творческом плане культурными зонами - в эпоху независимых городов или в эпоху единых фатерляндов.

Так повторим - Украина может стать для России аналогом Соединенных Штатов Америки для Европы. Локомотивом преобразований внутри нашей общей культуры. Местом, начиная с которого восточнославянская культура может начать видимым образом реализовывать свои планетарные задачи. Раскрыть собственные потенции. Какие это потенции - об этом немало писали российско-украинские философы, такие как Соловьев, Бердяев, Даниил Андреев. Не будем тут углубляться в эту тему - это особый и длинный разговор. Но планетарный культурный синтез нашего времени без восточнославянской культуры и того лучшего, что в ней еще только должно реализоваться, будет неполным. И меру нашей ответственности - ответственности носителей этой культуры - приуменьшать не стоит.

Пока что, однако, наша культура находится в фактической изоляции от процесса культурного синтеза. Достаточно посмотреть на степень вовлеченности в общемировые процессы российских гуманитариев. Или оценить известность уже упомянутых выше восточнославянских философов. А им было что сказать миру - и, предполагаем, есть что сказать и их духовно-интеллектуальным наследникам.

Интеграция Украины в европейское пространство дала бы нашей общей культуре этот плацдарм - стартовую экспериментальную площадку для выхода в открытый планетарный культурный космос. А если и отказаться от теории культур в пользу чисто космополитического взгляда - то можно обойтись и без идеи долженствования культур. Все просто - свобода, любовь и творчество выражают собой само существо нашего сознания. Стремиться к реализации этих принципов человеку свойственно. От своего лица и от лица редакции Выхода от всей души желаю гражданам Украины успеха на этом пути. За нашу и вашу свободу и творчество. От граждан России - с любовью.

Re: Свободная Украина в планетарном синтезе. Возможности

СообщениеДобавлено: 23 дек 2013, 00:48
Ахтырский
Фёдор Синельников:

"По поводу как и на какие земли смотрит Польша, даже говорить неловко. Век аннексий и контрибуций давно прошел. Сейчас в мировом сообществе существует фундаментальное правило - нерушимость государственных границ без референдумов. Поэтому комментировать эту реплику не стану. А вот о том, почему европейцев так много на Майдане, а российских депутатов на юго-востоке мало, отвечу. Потому что европейские политики являются представителями гражданского общества и обращаются напрямую к украинскому гражданскому обществу, которое является верховным носителем суверенитета. А российские дипломаты представляют коррумпированную и неэффективную диктатуру, и обращаться им на Украине не к кому, кроме как к таким же как они януковичам-азаровым-колесниченкам-киваловым. Достаточно посмотреть на митинги партии регионов, чтобы понять, как там будут чувствовать себя российские депутаты. http://rutube.ru/video/0e4a98d630ebcad0 ... 86bd1fd48/ - посмотрите на эти метакультурные лица. Наши российские депутаты предпочтут тесным контактам с ними отдых на своих виллах в Ницце или в лондонских особняках. Что они могут сказать этим милым людям? Тем более, что что они могут сказать Майдану? Что-нибудь про нашу общую метакультуру?"

Re: Свободная Украина в планетарном синтезе. Возможности

СообщениеДобавлено: 23 дек 2013, 21:26
Ахтырский

Re: Свободная Украина в планетарном синтезе. Возможности

СообщениеДобавлено: 24 дек 2013, 16:19
Ахтырский
Полагаю, что расчет демонических сил - именно на то, чтобы держать "ручных"уицраоров для задуривания людей и извлечения энергии до последнего. Постепенно формируя антицерковь на смену. Однако и антицерковь может появиться только как реакция на благое движение в человечестве, поскольку демонические силы не имеют собственного творческого потенциала. Поэтому необходима работа сразу по нескольким фронтам, выход из-под влияния не только уицраоров, но и игв, и других демонических сил. Участие в позитивных творческих ненасильственных движениях. И шаввогонка в деле просветления всех живых существ никак помочь не может.

Re: Свободная Украина в планетарном синтезе. Возможности

СообщениеДобавлено: 24 дек 2013, 20:38
Ахтырский
Любители уицраоров подобны последователям второго кандидата в антихристы, описанным Андреевым:

При этом хитрость Гагтунгра сумеет даже героический протест широких масс обратить себе на пользу. Тот неудачный кандидат в антихристы, который был побеждён предыдущим воплощением князя тьмы и покончил с собой в финале второй мировой войны, теперь явится самозванным вождём, увлекая на борьбу с властелином мира толпы негодующих. При этом он будет яростно обличать Розу Мира в слабости и в непротивлении, утверждая, что в борьбе с исчадием тьмы хороши все средства без исключения. Это движение, отрывающее от Розы Мира тех, кого не смог оторвать антихрист, будет само тёмным насквозь, вовлекая сердца в воронку неистовой злобы, жестокости и опустошающей ненависти.

Сторонники же Розы Мира пойдут на мученическую смерть, не обнажая оружия.

Майдан в метаистории - позиция Фёдора Синельникова

СообщениеДобавлено: 24 янв 2014, 06:36
Ахтырский
"Сидя в путинской гламурной и циничной Москве, в теплой квартире, натопленной газпромовским газом, следить за событиями в горящем Киеве и читать новостные сводки о гибели людей, поднявшихся на борьбу за свободу… И все же мне ничего не остается сегодня, кроме вот этого вот выражения своей поддержки протестующим, своего сочувствия им. Восхищения ими…

Сейчас в Киеве на Майдане решается, как в ближайшем будущем будет складываться судьба не только Украины, но и всей Восточно-славянской метакультуры. И более того - всего мира. Заявления такого рода могут показаться пафосным, эмоционально невыдержанным и скоропалительным, особенно в современной циничной России. Стране, уже, кажется, неспособной верить во что-нибудь, кроме вождя, каковым сегодня выступает не кремлевский карлик, а всевластный "баблос". Однако моя вовлеченность в миф Даниила Андреева позволяет мне увидеть за разворачивающимися в Киеве событиями нечто большее, чем борьбу граждан за свои политические и национальные права, нечто большее, чем стремление гражданской нации к единственной естественной для нее форме существования – классической западной демократии.

В мифе Даниила Андреева свобода Соборной души метакультуры, которую он именовал "Российской" и которую я предпочитаю называть "Восточно-славянской", является условием осуществления ею своей планетарной по масштабу миссии. Суть этой миссии в мифе Андреева является небесный брак Демиурга и Великой Соборной души метакультуры и рождении в затомисе великой женственной монады – Звенты-Свентаны.

То, что мы сейчас наблюдаем на Украине, является очередным (и хочется верить, последним) актом длительной драмы освобождения одной из соборных душ Восточно-славянской метакультуры – Соборной души Украины. Первый акт – это события 1989-91 гг., второй - Оранжевая революция 2004 г. И вот сейчас на наших глазах разворачивается третий акт, оказавшийся самым ожесточенным.


Вопрос: Как освобождение Соборной Души Украины подействует на метакультуру в целом? Какие отношения в ней возникнут? И какие сценарии могут реализоваться - литовский, румынский, китайский или какой-либо еще?

Строго говоря, ситуация в Украине не имеет аналогов.

О Китае я уже писал: "Москва 1991 г. и Пекин 1989 г.: различия и сходства". Здесь решающее значение имел аграрный уклад Китая.

Для понимания антидемократических потенций власти имеет значение уровень урбанизации страны. В Польше к моменту введения военного положения он был невысоким (в 1980 г. только 52% населения жило в городах). Но в странах-сателлитах СССР уровень урбанизации, по-видимому, не играл решающей роли. Так, в Румынии в 1989 г. уровень урбанизации примерно соответствовал польскому 1981 г. Однако этот фактор не обеспечил устойчивости режиму Чаушеску. Следовательно, для Польши в 1981 г. решающее значение имело существование СССР, готового непосредственно вмешаться в конфликт. Кроме того, в 1981 г. в Польше репрессивные функции взяла на себя польская армия. Янукович украинскую армию использовать не может, и на военную интервенцию РФ полагаться он тоже не может.

Однако на Украине есть другой важный фактор, неблагоприятствующий демократии: наличие значительной части населения, в этно-лингвистическом плане гомогенного ключевому этносу III Российской мета-державе. Численность этого населения постепенно сокращалась в 1991-2013 гг. И по мере ее уменьшения росла зрелость украинской гражданской нации.

Если же говорить о Соборной душе Украины... Если принять "неиерархическую" гипотезу о том, что над украинцами надстоит сразу две диады - и диада всей Восточно-славянской метакультуры и та диада, которая особенно связана с формированием украинского народа в XVI-XX веках, то освобождение Украины от власти III Российской метадержавы открывает возможность брака Демиурга и Соборной Души метакультуры".

Re: Майдан в метаистории - позиция Фёдора Синельникова

СообщениеДобавлено: 24 янв 2014, 09:01
Ахтырский
Ахтырский:

Может ли этнический русский быть полноценным гражданином Украины, Фёдор?

Тебя тут в нацизме начали обвинять, потому что такое прочтение вполне возможно. Типа, "когда русские перемрут - будет на Украине демократия". А у тебя именно этнический момпент подчеркивается. Может создаться впечатление, что сокращение числа этнических русских - хороший процесс, поскольку способствует зрелости гражданской нации. А без вымирания русских никак зрелости нации не достичь? А если русский выучил украинский? В Киеве на Майдане таких полно. А при чем тогда этничность?


Синельников:

Ахтырский писал(а):Может ли этнический русский быть полноценным гражданином Украины, Фёдор?


Естественно. Сам вопрос свидетельствует о том, что мои слова о корреляции сокращения русскоязычного населения на Украине и возрастании зрелости украинской гражданской нации нуждаются в уточнении.

Я писал: "Однако на Украине есть другой важный фактор, неблагоприятствующий демократии: наличие значительной части населения, в этно-лингвистическом плане гомогенного ключевому этносу III Российской мета-державе. Численность этого населения постепенно сокращалась в 1991-2013 гг. И по мере ее уменьшения росла зрелость украинской гражданской нации". Поясняю: это констатация наблюдаемого факта, а не призыв к действиям по физической или культурной ликвидации русскоязычного населения на Украине ради "светлого будущего".

Если "читается" по другому, то это проблема не пишущего, а читающего. Слова "не ходи сегодня на улицу, там сильный мороз" еще не означают, что надо увеличить промышленные выбросы в атмосферу для достижения парникового эффекта.

Полагаю, не нужно подробно объяснять, что население Востока и Юга в своей массе (но конечно не все) настроено пророссийски (что на практике означает - пропутински), оно стремится к сохранению на Украине советского наследия, голосует на выборах за Регионы и коммунистов и предпочитает патерналистские формы государства - вплоть до диктатуры - гражданскому обществу. Благодаря голосам избирателей Востока и Юга президентом Украины является сегодня Янукович. И не стоит воспринимать Януковича только как какого-то кровожадного монстра. Он является результатом политического выбора населения Востока и Юга. Оно боится демократии - потому что понимает, что в этих условиях оно утратит свое положение тех "нищих, которые молятся на то, что их нищета гарантирована". Нищета не тольо материальная, но и политическая, социальная, культурная.

Я писал уже об этом в своей статье о пост-советской Украине: "Большая часть русскоязычного населения Востока и Юга Украины оказалась как бы в промежутке между двумя национальными мифологемами. За исключением русского населения Крыма, оно не может усвоить российский этно-национальный и политико-исторический миф, так как в этническом отношении определяет себя украинцами. Но оно остается чуждо и украинскому этно-национальному мифу, включающему в себя положительное отношение к деятелям украинского национализма XX века. Для этой русскоязычной части населения Украины советская национально-политическая идентичность фактически остается наиболее актуальной (так же как и для населения Белоруссии и Приднестровья). Поэтому с такой настойчивостью здесь продолжают поддерживать культ «Великой отечественной войны» и с такой неприязнью относятся к украинскому антисоветскому национализму".

Re: Майдан в метаистории - позиция Фёдора Синельникова

СообщениеДобавлено: 24 янв 2014, 09:41
Ахтырский
Фёдор Синельников:

"Я понимаю, что двигало русскоязычным населением в Приднестровье в 1991-92 гг. и в Беларуси в 1994-95 гг. Страх за свое место в жизни. Категорическое нежелание принимать правила игры этно-националистов (слово использую здесь безоценочно). Но ничего, кроме апелляции к диктатуре и советизму они применить не могли. И то же самое мы видим на Востоке и Юге Украине".

Re: Майдан в метаистории - позиция Фёдора Синельникова

СообщениеДобавлено: 24 янв 2014, 09:53
Ахтырский
Фёдор Синельников:

"Проблема национал-демократического движения в Молдове, Беларуси, Украине в том, что оно не смогло предложить никакой внятной программы гражданского компромисса, основанного на демократии. Естественно, что этот компромисс не мог базироваться на частичном примирении национал-демократов с существованием в этих государствах советско-российского имперского мифа (именно это и нужно III Российской мета-державе). Но альтернативный внятный вариант русскоязычному населению предложен не был.

Возможно, что поиск такой альтернативы на Украине позволит приблизиться и к спиритуализации демократии..."

Значение Украины для Розы Мира

СообщениеДобавлено: 25 янв 2014, 13:24
Ахтырский
Текст Фёдора Синельникова:


"...Для мира это важно потому, что именно наша метакультура должна предложить новое наполние демократических форм. Только ленивый не говорил о двойных стандартах Запада. Дружат с саудовским королем и на основании фальсификатов бомбят Хусейна, говорят о недопустимости этнических чисток в Югославии, и потворствуют изгнанию сотен тысяч сербов из Хорватии и Косова. И это только самые очевидные проблемы. Многие светлые векторы западного развития остаются как бы задействованными только наполовину. Экологические проблемы, особенно на глобальном уровне, не могут быть решены обществом, в котором доминирует сциентизм и отношение к природе либо как среде обитания человека, либо как самоценной "естественности" (с ее самопожиранием).

Западной социально-политической модели не хватает спиритуального наполнения. Демократические выборы - это не только естественное право гражданской нации, это и состояние сопряжения народа и его провиденциальных начал. Соответственно и состояние политического выбора есть состояние экзистенциальное, в котором человек может приобщиться к высшей реальности - и метакультурной, и сверх-метакультурной. И этого Запад, при всех его огромных исторических заслугах, не понимает. Именно потому, что задача Северо-западной метакультуры была в другом - в гуманизации политического поля, в формировании ответственной гражданской личности, в объединении мира. И поскольку наша метакультура является согласно Даниилу Андрееву носительницей особой миссии планетарного масштаба, то именно от нее следует ожидать предложения нового наполнения европейских форм.

Но Россия остается имперской страной. То есть государством, подчиненным III мета-державой (Третьим Жругром на языке Андреева). По ряду причин, о которых я писал в ЖЖ, переход РФ к демократии в ближайшее время невозможен. Но возможен выход из-под власти III мета-державы стран, связанных с Восточно-славянской метакультурой. Вернее одной такой страны - Украины (потому что Грузия и Армения изначально являлись странами другой метьакультуры). Надстояние над украинским народом сразу двух светлых диад (общеметакультурной и локальной) усиливает влияние Света на эту страну.

Украинский этно-национальный эгрегор в условиях демократии не может быть помехой для провиденциальных сил. И это выгодно отличает Украину от России, которая кроме великой диады метакультуры инициируется III мета-державой. Даже в состоянии деградации она сохраняет способность блокировать свободное выражение Великой собороной души нашей метакультуры. Но ее освобождение может иметь и, так сказать, локальный характер. Я не случайно писал о том, что "локальная" светлая диада проявляет себя на территории, изначально связанной с Восточно-славянской метакультурой и не являвшейся никогда регионом, в котором с максимальной интенсивностью выражали себя три мета-державы. Восточно-славянская метакультура сейчас, на новом витке своего развития, возвращается к своим доимперским началам. И происходит этот процесс на Украине. Он начался еще в XVI веке, но только сегодня он достигает своего итога. Даже если я ошибаюсь, и миссия метакультуры не может быть выполнена только одной ее страной, окончательное освобождение Украины от власти III мета-державы является залогом освобождения от нее и самой России".

Оффтоп из "Значения Украины для "Розы Мира"

СообщениеДобавлено: 25 янв 2014, 13:35
Ахтырский
Leon:

"Только вот боюсь, что российская метакультура стремительно теряет потенциал подобного действия. Еще немного, и о воплощении Звенты-Свентаны в российской метакультуре придется забыть. И может получится, что носителями идей, обогощающих северо-западную модель более глубоким спиритуальным наполнением будут не русские в России, а русские эммигранты (независимо от национальности). Как это уже было - носителями идей, на которых базируется весь современный мир была не Иудея, но иудеи в эммиграции. А российская метакультура, как не выполнившая свое высокое предназначение, просто исчезнет. Будет поглощена".


Фёдор Синельников:

"Есть действительно интереснейшие параллели между развитием Еврейской и Восточно-славянской метакультур. Планетарный Логос воплощается в Еврейской метакультуре, Звента-Свентана - в затомисе Восточно-славянской. Условием возникновения новых христианских метакультур - "Византийской" (я предпочитаю ее называть Анатолео-христианской) и Романо-католической - стала гибель великодержавной системы Еврейской метакультуры в 130-е гг. н.э. Но вот как раз с Украиной возникает различие. Еврейская метакультура была гомогенна в этно-культурном плане. Если не считать общины самаритян, никогда не имевших своей государственности, в Еврейской метакультуре не было своей "Украины". А в Восточно-славянской она есть. Кроме того, можно сказать, что сам текст Андреева свидетельствует о том, что новая метакультура уже начала проявлять себя в истории. И Андреев в этом смысле - вестник не только Восточно-славянской, но и новой метакультуры, связанной с Аримойей. Так что, может быть, тем русским, которые являются носителями новой (мета)культурной идентичности для начала придется эмигрировать из великодержавной России на Украину....

К вопросу о русскоговорящих украинцах и русских на Украине. Если русский человек может быть свободен от великодержавных комплексов в РФ, то ничего не мешает ему освободиться от него на Украине. Русскоязычное население на Украине уникально по своим возможностям. Оно как раз может стать тем сообществом, в котором найдет свое выражение миссия Восточно-славянской метакультуры и воплотится новая (мета)культурная идея. Как раз эти потенции и блокируются российским великоджержавием. Для достижения этого состояния должна быть решена прикладная задача - гармонизация украино- и русскоязычного пространства на Украине. Русскоязычного - не означает пророссийского имперского и пост-советского. Вернее - не должно означать. И здесь усилия нужно приложить как украиноязычным так и русскоязычным гражданам страны. Тем более, что на Украине существует уникальный феномен свободного двуязычия у миллионов ее граждан - не суржика, а именно двуязычия.

Поэтому так важно Украине сохранить свою целостность. Украина как государство несет ответственность за своих граждан, живущих на Востоке и Юге и не желающих оставаться под властью авторитарной и коррумпированной системы, которая инициируется III Российской мета-державой".

Re: Значение Украины для Розы Мира

СообщениеДобавлено: 25 янв 2014, 14:01
Ахтырский
Дмитрий Ахтырский:

Если продолжать параллель, можно сказать, что аналогом Украины в еврейском культурном пространстве двухтысячелетней давности была Галилея.



Фёдор Синельников:

Вполне представляю себе русских (особенно патриотов). которые сморщив нос, выдавят из себя: "От Украины (хохлов, бандеровцев, майданутых) может ли быть что доброе?" Без всякого лукавства скажут - просто по скудомыслию и усвоенной от собственной империи духовной глухоте. Могущество России и низвержение загнивающего вашингтонского обкома - вот, собственно, все. что могут выдавить из себя русские патриоты. Я уже писал им где-то: русские патриоты, любите страну, которую вам не жалко. Так нет же - матушку-Русь им подавай. Что ж поделать, детская травма - эдипов комлекс...

Сравнение Украины с Галилеей интересно и эвристично. Действительно, пространство, которое издавна воспринимается в Москве и Петербурге как периферия метакультуры. Но в перифериях сокрыт огромный потенциал. Украина, которая станет первой страной Восточно-славянской метакультуры, вступившей в ЕС (не столь важно, когда именно), действительно подобна эллинизированной Галилее. Подобно Галилее, она в экономическом и политическом плане отстает от Великой России, с ее Дворцом Ирода и Храмом первосвященника. Интересно даже совпадение этимологий: Украина - окраина, край; Галилея - область, провинция, местность, округа. Но в этом краю-окружности - как на казацком круге - открывается свобода Соборных душ - и всей метакультуры, и одного из аспектов украинского народа. И этой край-окраина - эсхатон - приближает эсхатологическую развязку драмы не только нашей метакультуры.

Re: Значение Украины для Розы Мира

СообщениеДобавлено: 25 янв 2014, 16:16
Ахтырский
Leon:

Знаете, Федор, я прекрасно понимаю, почему вы стали подменять термин Даниила Андреева "Российская метакультура" своей "Восточно-Славянской" метакультурой. Но, боюсь, что я с вами не вполне согласен. По большому счету я склонен считать, что Украина таки есть окраина метакультуры Российской, и до самостоятельной роли и влияния на всемирную историю ей далеко. И если говорить о возможности воплощения Звенты-Свентаны, то я не вижу за Украиной этого потенциала. Скорее уж это произойдет в метакультуре Северо-Западной, в США, или в Германии, и очень даже возможно, что в среде русской эмиграции.

Другое дело, что в нынешней ситуации Украина - наверное, последняя надежда России на освобождение от 3-ей империи (и будем надеяться, что четвертой не бывать) Если Украине удастся отсечь это щупальце Жругра, то это, возможно, придаст сил и здоровой части российского эгрегора. И тогда выполнение метаисторической миссии Российской метакультуры продолжает оставаться возможным. А если на Украине 3-й уицраор сможет закрепиться, то шансы на реализацию сценария Андреева становятся вполне призрачными.

А что касается аналогий с Иудеей, то это действительно очень интересно: народ российский, как и народ иудейский, являются носителями метаисторической миссии. Но, как показывает исторический опыт, именно народ, а не государство. Государство Иудейское должно было быть уничтожено, чтобы евреи рассеялись по всей Европе, оплодотворяя метакультуры нового времени. Не исключено, что Россию ждет тот же сценарий, увы... С точки зрения метаисторической такой процесс, по-видимому, более эффективен, чем влияние через государственный эгрегор.



Фёдор Синельников:

"Не подменять, а заменять...

Я об этом и писал - про Галилею. В ней тоже не видели потенциала. И первая национальная революция в Северо-Западной метакультуре произошла на окраине, к тому же подчиненной могущественной Пиренейской мета-державой: в Нидерландах. Интересно, что слово "Нидерланды" тоже выглядит как-то несолидно: низинные земли. Местное население в Англии вообще называют Dutch - то есть Дойч. И вот вам: окраина - первая национальная республика Нового времени.

Рим был окраиной Античной метакультуры, Персия - Иранской (кстати термин "парса" возможно, связан с "боком", "краем", то есть той самой окраиной). Так что окраины содержат в себе огромные возможности.

И по поводу названия "Российская метакультура". Россия - это греческий термин, связанный с еврейским текстом, приписываемым Иезекиилю. Там "рош" - всего лишь "глава" в смысле "предводитель". Из Византии слово попало на Русь. При Иване III "имя Россия" стало использоваться официально (наверное, тоже конкурс провели). Том самом Иване, который уничтожил Новгородскую республику. При Иване IV "Россия" стало употребляться официально. При том самом Иване, который опричнину ввел. Так что именовать метакультуру "Российской" весомых оснований я не вижу".

Re: Значение Украины для Розы Мира

СообщениеДобавлено: 25 янв 2014, 17:00
Ахтырский
Люди, для которых материальное имеет приоритет над духовным, могут в ситуации ухудшения экономической ситуации в Украине, мигрировать в Россию. Если при этом Украина станет полноценным демократическим государством - то возможна и обратная миграция, европейски ориентированных людей из России в Украину. Тем более свободной может оказаться Украина в итоге. Такая миграция необязательно будет болезненной. Сходные вещи происходят в США, где люди с либеральными взглядами предпочитают селиться на обоих побережьях, а консерваторы - в глубинке.

Я имел в виду мирный вариант, в котором Украина оказывается экономически более бедной, но политически и духовно более свободной. В случае гражданской войны, понятное дело, побегут куда попало, кому куда ближе и кому куда удается.

Украинская революция и миссия метакультуры

СообщениеДобавлено: 28 янв 2014, 20:54
Ахтырский
Изображение


Оригинальный текст - по ссылке.


Сейчас в Киеве на Майдане решается судьба не только Украины, и даже не только восточно-славянской (название условно) культурной общности, но и человечества в целом. Если видеть в мировой истории не простую борьбу за власть и богатство, но излучистое движение человечества к реализации своих творческих потенций - то можно увидеть за разворачивающимися в Киеве событиями нечто большее, чем борьбу граждан за свои политические и национальные права, нечто большее, чем стремление гражданской нации к состоянию классической западной демократии.



Миссии метакультур

Человек часто склонен воспринимать свою жизнь в свете служения высшим идеалам. Он может обозначать это служение словами "долг", "задача", "призвание", "миссия". О таком призвании можно говорить, полагаю, и в отношении коллективных субъектов - поскольку мы можем говорить о концепте "коллективного сознания". Эти задачи можно рассматривать "субъективно" и "транссубъективно". Как говорил Владимир Соловьев, идея народа - это не то, что народ думает сам о себе во времени, но то, что Бог думает о нем в вечности. Вот эта божественная мысль и есть то, что человек пытается осознать как смысл своей деятельности в мире - и, в частности, смысл своей деятельности именно как участника той или иной культурной общности, культурного проекта.

Мы не можем, конечно, доказательным образом выявить высшие задачи той или иной общности, формально определить ее призвание. Но, к примеру, несомненно, что миссией западных культур было объединение мира на основе общих либерально-демократических норм, распространение идей свободы и прав человека, равенства возможностей и толерантности. И миссия эта еще не исполнена, хотя многое людям Запада уже удалось совершить. Исполнение этой задачи сталкивалось с огромными сложностями - поскольку любая миссия может быть искажена. Или даже можно сказать так, что темным полюсом миссии Запада была культурная нивелировка планетарного масштаба, распространение атмосферы утилитаризма и потребительства, подведение планеты на грань экологической катастрофы. Но никакие искажения и даже тень-антипод не смогли отменить саму суть миссии, которая и в наши дни остается той же и осознается наиболее одаренными этически и мистически представителями западных культур.

Мы не будем в этом маленьком тексте вдаваться в проблематику миссий всех человеческих сообществ - и даже всех крупных культурных образований, подобных культурам Запада. Мы оставим в стороне все колоссальное значение, которые имеют для мировых судеб, к примеру, Китай и вся Восточная Азия, Индия и Азия Южная, Южная Америка, мир ислама и даже Черная Африка (она уже сыглала свою важную роль в революции 60-х - и кто знает, что еще нам откроет в будущем культура африканских сообществ).

Наша забота - и прежде всего в эти дни, дни украинской революции 2013-2014 года - подумать о призвании общности, к которой принадлежат и жители Украины, и авторы этих строк. Следует подчеркнуть, что этническими украинцами авторы являются разве что в малой степени, гражданство имеют российское и проживают один в Москве, а другой - в Нью-Йорке.

Эту общность мы и решили именовать “Восточно-славянской метакультурой". Под словом “метакультура” будем называть всю совокупность культурных, психологических и онтологических реалий, имеющих отношение к той или иной крупной культурной общности1.

О какой миссии можно вести речь - если попытаться взять на вооружение работы тех русских мыслителей, которые сочетали историософский дух с глубоким универсализмом?2 Это миссия наполнения планетарного гражданского общества новым содержанием. Превращение гусеницы в бабочку богочеловечества в коконе гражданского общества. Западные культуры создали все предпосылки для появления единой планетарной общечеловеческой метакультуры, создали для нее форму и задали духовно-правовые основы. Теперь же начался процесс создания того, что можно было бы назвать “сверхгражданским обществом”, которое ставит для себя прежде всего задачи любви и взаимопонимания - в расширенном западными культурами пространстве свободы, без которой не может проявиться и любовь.



Шестидесятые - Первая Волна

Русский поэт, визионер и мыслитель Даниил Андреев провидел всплеск процессов такого рода и полагал, что они начнутся в 60-х гг. XX века. Именно Россию он считал тем местом, где эти процессы начнутся. Однако ряд исторических коллизий изменили ход ппланетарных процессов. Андреев не ошибся в сроках. Скорее, в его видении соединились две долженствующие придти волны. По той или иной причине - но процесс освобождения и демократизации, который получил в СССР название “оттепели”, прекратился. На следующий год после отстранения от власти Хрущева в странах Запада начинается так называемая “молодежная революция”. Эта революция и стала первой волной, изменившей лицо мира - и совсем не только западного. запустились процессы интенсивного диалога культур, возникло сильное стремление к преодолению ксенофобии, пониманию Иного - и следствиями этого стремления стали, к примеру, вегетарианство и экологическое движение, синкретические учения New Age и использование разнообразных психотехник для путешествия в глубины собственного (а, может быть, и не только собственного) сознания.

Первая волна едва не сбила человечество с ног одних радостью, других - ужасом перед грядущим. Она была какой угодно, но очевидно, что едва ли не впервые в мировой истории такого рода культурное потрясение оказалось практически ненасильственным. Множество попыток философов, историков, культурологов объяснить происшедшее оказалось малоудачными. Сталкиваясь с небывалым, происшедшее даже назвали “вторым осевым временем”. Волна, как это бывает с первым инсайтом, сошла, но на новой почве стали расти новые семена, дающие понять, что человечество оказалось в ином культурном мире. Старые ригидные структуры еще сохранились, сохранились и классическеи формы гражданского общества - но новое поколение “психоделических революционеров” на базе этих классических форм начало создавать новую социальность вместе с ее аспектами - новой философией, новой религиозностью, новой наукой, новым искусством. Наконец, новыми формами культурной жизни, которым в прошлом мире просто не нашлось бы названия.



Время Второй Волны

Однако пора идти дальше. Наступает время второй волны. И есть определенная вероятность, что эта волна окажется связана с нашей культурной общностью в несколько большей степени, чем первая, без которой Запад не смог бы по-настоящему открыться миру и подарить ему свой идеал гражданского общества. Парадоксальным образом, гражданское общество классического образца само не могло вызвать к себе во вне-европейском мире любви - слишком уж шовинистическим было оно до первой волны, волны 60-х. Бунт против общества оказался лучшей рекламой этому самому обществу.

Вот уже несколько лет в мире активно идут комплексные процессы, дающие основание предполагать, что вскоре человечество войдет в новую активную фазу, фазу “второй волны”. Ограничимся самым кратким перечислением некоторых моментов. Развитие новых коммуникативных технологий, феномены пиратства и копилефта, экономика подарка - но, в целом, главное - это социальная интеграция, влечение к которой повлекло мощное развитие способов коммуникации. Формируются сообщества по интересам нового типа. По сути, рождается некий новый номадический трайбализм, только связь по крови заменяется связью по склонностям, интересам, идеям, идеалам и принципам. Этот интеграционный процесс использует наработки первой волны, остающиеся идеалами и для агентов волны второй.

Первая волна сопровождалась своего рода “антиволной”, ростом международной напряженности. Ее предварял Карибский кризис и начало войны во Вьетнаме, борьба против которой стала фактически символом первой волны. Вторя же волна тоже имеет своего антипода. Это чудовищное усиление роли финансового капитала в мировой экономике, рост фундаменталистских настроений, тревожные тенденции в области прав человека даже и на Западе, формирование того, что в США именуют surveillance state, “государство надзора”, использующее для слежки прежде всего глобальные информационные сети.

Пессимисты, циники и скептики обычно склонны замечать только эту пугающую “тень” волны”. Агентов волны же они часто склонны считать просто сборищем сбрендивших фриков, которым нечем заняться, которым лучше бы набраться ума-разума в армии или в корпорации - или же просто не верят в их существование, видя в них "проплаченных" агентов конкретных геополитических игроков (спецслужб "любимого" врага). Когда же волна производит радикальное изменение, циники просто бывают не в состоянии понять, что произошло - а если понимают и даже понимают глубину перемены (хотя бы отчасти) - но плохо могут сообразить, каким же образом перемена произошла.

А дело-то в том, что эти мечтатели, поэты, вольные философы, искатели, чудаки - они чувствуют приближение волны и готовятся к ней заранее, как к празднику. Они к ней готовы, у них есть те кораблики, которые они пустят на ее гребень. Они всегда находятся как бы в ожидании улыбки-чуда - и реальность рано или поздно улыбается. Именно поэтому так жалко выглядят те предпосылки, которые предлагают серьезные дяди для объяснения происшедшего с западной и мировой культурой в 60-е. Волна свободна, у нее есть предвестия - но предпосылок и причин у нее нет.



Препятствия

Финансовые и иные элиты Запада очень сильны и имеют немалый деструктивный для построения новой планетарной культуры потенциал. Западное гражданское общество в данный момент ведет тяжелое сражение за сохранение своих собственных наработок и идеалов - против интернационала спецслужб, маркетологов и имиджевых специалистов, грозящего подменить гражданское общество контролируемым и управляемым суррогатом. Эта борьба требует концентрации едва ли не всех активных творческих сил в соответствующих странах. И сражение это эпохально - если падет Запад, другого Запада у мира нет, мировое гражданское общество лишится, если можно так выразиться, своего домена, своего главного прибежища, своей анти-имперской метрополии, что может вызвать переход мирового гражданского общества в крипту.

И в этой ситуации крайне необходимым видится гражданский подъем в иных точках земного шара. Миссии азиатских культур, как нам представляется, не связаны напрямую с проблемами социального устроения человечества. Решение этих проблем - задача метакультур, прямо связанных с Благой Вестью Иисуса. И именно Восточно-Славянская (Северо-Восточная христианская) метакультура может стать основным плацдармом реализации новых социо-культурных проектов, инициирующих Вторую Волну.



Внутренние препятствия

Препятствия на пути реализации миссии нашей метакультуры - следующие. Первая - распространенная в ней ксенофобия, цинизм, апатия и агрессивность. Следует четко понимать, что провиденциальная волна несовместима с этими проявлениями чувства и мысли. Миссия метакультуры - это не повод для развития гордыни и самомнения. Это долженствование, которое не может трактоваться эгоистически, так как сама суть миссии - интеграция человечества в братство, сугубо экзистенциальная, “внутренняя”, а не “внешняя” интеграция - непоправимо искажается именно подобным отношением. Ни о каких “народах-богоносцах” не может идти и речи. Чтобы испечь хлеб, нужен совокупный труд людей многих профессий - и ни одна из них не может претендовать на особый статус. Впрочем, настоящее положение дел в нашей метакультуре может вызвать повод для гордости только у глубоко пораженных шовинизмом и ксенофобией людей.

Это препятствие - одно из препятствий внутренних. Они, если пользоваться языком андреевского мифа, являются следствием (коррелятом) пленения в глыбах государственности соборной души нашей метакультуры - той, которая соединяет всех членов метакультурной обществе в одно целое в свободе и любви. Миссия метакультуры может быть выполнена только в том случае, если соборная душа будет освобождена. Это значит, что на территориях, связанных с этой метакультурой - а также в имеющих планетарное распространение ее диаспорах - возникнет и разовьется полноценное гражданское общество, которое будет способно сделать следующий шаг по пути к богочеловечеству, используя западные наработки и обходя западные тупики.

Однако существующие власти в странах нашей метакультуры, будучи прямыми наследниками советсткой номенклатуры и спецслужб, прилагают все усилия для того, чтобы потенции метакультуры не смогли реализоваться - или, во всяком случае, по возможности отсрочить момент освобождения. Разрушается экономика, страны метакультуры превращаются в сырьевой придаток иных регионов мира, деградирует образование. При этом власть поощряет распространение в обществе антизападных настроений, дискредитируя в умах людей ценности гражданского общества - возникает своего рода симуляционный патриотизм, гордость не реальными достижениями, но некими фантомными образами величия и традиций.

Особо следует сказать о деструктивном мифе о “единстве метакультуры” - или о “Единой России”, которая мыслится как цементирующая своим влиянием или прямой вертикалью власти все пространство бывшего СССР (а в мечтах наиболее радикальных шовинистов - и более широкие области). Следует заметить, что большинство ныне существующих метакультурных областей не имеют единого государственного образования. Культурный расцвет итальянского ренессанса совпадал с эпохой мелких городов-государств. То же можно сказать и о “золотом веке” германской культуры времен романтизма, закончившемся вместе с политическим объединением Германии во второй половине XIX века. Эта псевдоценность “единства любой ценой” блокирует вариативность развития, препятствует выявлению творческих потенций метакультуры - особенно в условиях авторитарного правления ее имперского центра. Авторитаризм в условиях силового единства развращает народ, лишая его инициативы, чувства ответственности за свое дело, за свою страну и за планету в целом. Когда же в ответ указывают на объединяющуюся Европу - следует помнить, что Европейский Союз базируется на принципах прав человека, а не властной вертикали. Суть ЕС - базовые этические принципы гражданского общества, анти-имперские по своей природе. В перспективе именно интеграция стран Восточно-славянской метакультуры с Европейским Союзом может создать наилучшие предпосылки для исполнения ею своей миссии.



Внешние препятствия

Однако наша метакультура сталкивается не только с внутренними, но и внешними проблемами на пути решения своих планетарных задач.

Следует понимать, что наиболее значимая сила на мировой арене - союз стран Запада - имеет, как мы говорили выше, два полюса. Первый полюс - это высшие идеалы метакультуры. Второй полюс - это изнанка метакультуры, ее деструктивный двойник, "обезьяна Бога". Суть изнанки - профанация, искажение, выхолащивание идеалов, их подмена чем-то, может быть, схожим по форме, но диаметрально противоположным по этическому содержанию. Под словами "идеал" и "изнанка" мы имеем в виду здесь в первую очередь некие этические экзистенциальные максимы. И объединение мира людьми, находящимися под воздействием того или иного полюса, видится совершенно по-разному - хотя в ряде моментов формального характера может и иметь некоторое сходство, которое как раз и является поводом для множества спекуляций в шовинистических кругах “российских имперцев” и отчасти “русских националистов”.

Для “теневой” стороны метакультур Запада крушение СССР и Варшавского договора представляло собой не шанс на новое устроение человечества, но просто победу в холодной войне и открытие путей к негативному варианту глобализации, к реализации “изнаночной миссии” Запада. Циничный прагматизм вполне позволял демократическим странам иметь плотные торговые связи с “восточным блоком” - и даже, можно предположить, весьма тесные контакты на уровне спецслужб. В результате после распада СССР часть советской партийной и гебистской элиты получила на Западе что-то вроде индульгенции - негласно выданной карт-бланш на контроль над частью территории бывшего восточного блока и возможности сохранить свои сбережения в западных банках. Произошла конвертация части власти в финансовые активы. Часть западных политико-экономических элит оказалась связанной множеством нитей с элитой постсоветсткой - и эта связь усилилась после резкого повышения цен на мировых топливных рынках. В качестве примеров такой связи мы можем только напомнить переход канцлера Германии Шредера после выхода в отставку на работу в аффилированную с “Газпромом” структуру - или фактическое спасение “Роснефтью” компании British Petroleum путем скупки ее активов, что позволило BP решить проблемы, связанные с катастрофой в Мексиканском заливе.

Власть Путина и тех, кто за ним стоит, оказывается выгодной ряду игроков на западной политико-экономической арене. Такая российская власть стабильно поставляет энергоресурсы, худо-бедно контролирует запасы оружия массового уничтожения, не давая им расползаться по миру. Руками российских спецслужб, предполагаем, можно делать операции, которые не могут позволить себе проводить спецслужбы Запада. Можно вспомнить также проблему азиатско-европейского наркотрафика, идущего в значительной степени через Россию. Наконец - и это для нас самый важный момент - сознательно или бессознательно агенты “западной изнанки” пытаются блокировать развитие гражданского общества в других регионах мира - и, прежде всего, в Северо-Восточной христианской метакультуре. Сама неявная поддержка нынешних постсоветских властей есть уже сама по себе помеха становлению гражданского общества. Но можно предположить, что недопущение развития гражданского общества в России, Украине и Белоруссии есть стратегическая цель “западной изнанки”, а остальные моменты ее политики представляют собой лишь следствия и тактические ходы.

Такая политика западных элит имеет и “внутреннюю” цель - удар по гражданскому обществу самого Запада. Происходит попытка навязать общественному сознанию приятие атмосферы цинизма, реалполитик, сговора элит. Можно наблюдать следы некоей “темной конвергенции” - соединения не лучших черт систем Запада и СССР (как мечтал Сахаров), а худших. К примеру, представителям граждансого общества на Западе трудно публично негативно высказываться о российской политике - ведь тогда такой представитель как бы окажется в одном лагере с западными ультраконсерваторами-ястребами типа Маккейна и Сары Пейлин, чего западный либерал не может себе позволить. И проблема тут в этом самом “как бы”, поскольку совпадение позиции по одному вопросу отнюдь не означает единения и по другим позициям - назло маме не надо отмораживать уши, а если поп плохой, то это не значит, что Бога нет. Многим игрокам на мировой шахматной доске может быть выгодно отсутствие демократии и гражданского общества в странах третьего мира и по вполне утилитарным экономическим причинам - в Китае или России забастовки куда менее реальны, чем в странах Запада, рабочая сила дешева и не в состоянии в условиях авторитаризма и отсутстввия прав и свобод бороться за улучшение условий труда. И это при том, что Китай и подобные ему страны ныне являются центрами мировой индустрии - после перехода Запада к постиндустриальному типу экономики. Экологисты представляют на Западе реальную силу - но совсем иное положение у них в Китае (индустриальном центре) и России (центре сырьевом). Таким образом, блаженные зоны экологического благополучия в одних местах покупаются ценой деградации в иных местах, идет разделение на элоев и морлоков.

Деструктивная тенденция в сознании части западных элит получает возможность договариваться по различным поводам непосредственно с авторитарными кругами не-демократических стран в обход гражданского общества этих стран, находящегося в рудиментарном состоянии - да и в обход собственного гражданского общества, которое утрачивает возможность влиять на экономическую политику по причине перевода значительной части производств в авторитарные страны.

Даже продолжающийся скандал на тему прав ЛГБТ-сообщества в странах бывшего СССР производит впечатление симулятивного, разворачивающегося для отвода глаз честных, но не смотрящих вглубь процессов граждан. Западной прессе есть, что обличать в России, а Путину и его подельникам есть, что предъявить шовинистически настроенным подданным - при этом другие проблемы остаются фактически вне серьезного рассмотрения. Этим предположением мы нисколько не хотим приуменьшить значение развития толерантности и поддерживаем права людей на свободу частной жизни, не нарушающей права и свободы других людей.

Сходные вещи происходят и в политике “изнаночных элит” в отношении не-демократических государств Ближнего Востока - в отношении тех, кого в просторечии называют “шейхами”. Гражданское общество на Западе только-только понемногу начинает рефлексировать на тему сотрудничества стран Запада, к примеру, с Саудовской Аравией - и осознавать, насколько такое сотрудничество и поддержка соответствующих режимов компрометирует западный мир и тем самым препятствует выполнению миссии западных метакультур. Осложняющим моментом выступают особые отношения Запада и с Израилем. Образуется деструктивная вилка: осуждающий Израиль как бы - опять это “как бы”! - оказывается союзником Саудовской Аравии, и наоборот.

Проблема западного гражданского общества в настоящее время - неготовность бороться сразу на двух фронтах. Мы привели уже два подобных примера - и есть основания предполагать, что “изнанка запада” будет и дальше пользоваться этими “вилками”, пока гражданское общество не решится открыто взглянуть на положение вещей и осознает неправомерность выбора между сциллами и харибдами. Сходная ситуация имела место с левыми западными интеллектуалами, осознававшими несоответствие СССР их собственным идеалам, но предпочитавшим из тех или иных конъюнктурных соображений закрывать на это несоответствие глаза.

Многие светлые векторы западного развития остаются как бы задействованными только наполовину. Экологические проблемы, особенно на глобальном уровне, не могут быть решены обществом, в котором доминирует сциентизм и отношение к природе либо как исключительно к среде обитания человека, либо как к некоей самоценной "естественности" (с ее этически неприемлемым взаимопожиранием).

Наконец, нельзя обойти вниманием уже упоминавшийся нами скандал с разглашением Сноуденом секретов американских спецслужб. Сам факт, что Сноудену не дало убежище ни одно из западных государств, и он был вынужден просить убежище у России, компрометирует западные ценности, возможно, сильнее, ярче и нагляднее, чем все лицемерие в отношениях с авторитарными режимами. Этим ходом оказались дискредитированы как западные государства (и их ценности), так и гражданское общество Запада, которое теперь любой сторонник слежки и контроля на Западе может, глумясь, обвинить в любви к авторитарным режимам (что и происходит - достаточно почитать российских псевдо-демократов, высказывавшихся на эту тему).



Спиритуальная демократия

Мы надеемся, что наша метакультура сможет внести свой вклад в дело нового наполнения демократических форм. Западной социально-политической модели не хватает спиритуального наполнения. Демократические выборы - это не только естественное право гражданской нации, это и состояние сопряжения народа и его провиденциальных начал. Соответственно и состояние политического выбора есть состояние экзистенциальное, в котором человек может приобщиться к высшей реальности - и метакультурной, и сверх-метакультурной. И этого западной культуре, при всех ее огромных исторических заслугах, не просто воплотить в жизнь. Именно потому, что задача Северо-западной метакультуры была в другом - в гуманизации политического поля, в формировании ответственной гражданской личности, в объединении мира. И, возможно, именно от нашей метакультуры следует ожидать предложения нового наполнения европейских форм. Или же - более скромно - народы нашей метакультуры могут включиться в творческий процесс формирования демократии нового типа, “сверх-гражданского общества”. Сверхгражданского - в том смысле, что гражданственность в таком обществе выйдет на новый уровень осмысления, это понятие углубит и расширит свое содержание (в противоположность предлагаемым интеллектуальной обслугой авторитарных режимов суррогатов типа “суверенной демократии”).

Тут следует пояснить, что именно мы разумеем под словосочетанием “спиритуальная демократия”. Название это условно. Слово “спиритуальная” мы могли бы (и никто этого нам или другим солидарным с общим ходом нашей мысли людям сделать не мешает) заменить на иные термины - “холотропная”, “психоделическая”, “интегральная”. Наконец - “этическая демократия”.

Суть трансформации классической демократической модели в том, чтобы перенаправить некоторые деструктивные векторы ее развития. Человек, принимая участие в жизни демократического общества, должен прежде всего ориентироваться на свои высшие этические ценности, на максимально доступные его восприятию идеалы, а не на фантомы вроде “реальной политической ситуации”, конформизма, утилитаризма и прагматизма, которые в частности, порождают эксцессы так называемого “лоббизма” - бича западной демократической системы. Лоббистские схемы играли во времена становления гражданского общества свою позитивную роль, но в новую эпоху они приобрели атавистический характер и должны быть трансформированы, а подход к проблемам демократии переосмыслен.

Человек, принимая участие в демократических процедурах, должен прежде всего ориентироваться на собственные озарения, на инсайты, на максимально высокие переживаемые им состояния - те, которые в традиционных обществах назывались состояниями молитвенными или медитативными. Именно они, а не некие сиюминутные соображения или даже долгосрочные прагматические стратегии, должны стать в “спиритуальной демократии” основным фактором принятия решений. Знаками, указывающими на трансформацию гражданского общества в направлении спиритуальной демократии, являются разнообразные Occupy-ассамблеи или тот же самый украинский Майдан. В идеале принятие политического решения должно предваряться рефлексией, созерцанием, медитацией, сосредоточением максимально высокого из доступных конкретному человеку порядков. Выборы, парламенты, прения - все на этом пути приобретает иное наполнение и даже стилистику. В каком-то смысле, спиритуальная демократия на новом витке спирали возвращается к идеям-идеалам отцов-основателей американской демократии - и сам факт подобного совпадения должен послужить мостом, облегчающим концептуальный переход от классической демократии и демократии новой эры. Видимо, изменится сама демократическая процедура - и еще раз в этой связи в качестве примеров отошлемся к Occupy-ассамблеям или к идеям прямой интернет-демократии, реализующимся в Исландии.

Подчеркиваем - когда мы ведем речь о спиритуальной демократии, мы не имеем в виду массовые намазы на площади Тахрир или молитвенные стояния по призыву глав жреческих корпораций. Мы имеем в виду новое состояние сознания, которое открывается через настроенность на ценности, которые мы считаем провиденциальными: ненасилие, любовь, стремление к всеобщему преображению. Традиционные формы ритуализированной религиозности, как нам представляется, не будут играть заметной роли в создании нового общественного уклада - скорее напротив, от них в силу их охранительно-консервативного характера следует ожидать пассивного или активного сопротивления этому процессу. Впрочем, некоторые традиционные конфессии оказываются вполне способны к эволюционным трансформациям - таковы, например, некоторые течения в протестантизме, католицизме, буддизме в исламе и т.д. Речь не идет об отказе от секуляризации. Речь идет о спиритуальном секулярном обществе - при всей парадоксальности и антиномичности этого словосочетания. Клерикализация - худший враг спиритуальной демократии. Спиритуальная демократия совершенно не предполагает следования древним системам ритуалов и табу, признания авторитета тех или иных жреческих корпораций - скорее, наоборот, она является новым шагом на пути секуляризации, когда мир - секулум - начинает высвечиваться изнутри.

Хотелось бы подчеркнуть, что, говоря о "спиритуальной демократии", мы пытаемся сделать лишь самый предварительный вполне субъективный набросок. Манифестарность нашего текста в данном случае - всего лишь первый шаг на пути постижения грядущих принципов мироустройства, социального взаимодействия наступающей эпохи.

Для успокоения тех, кто не терпит разговоров об особых задачах - и для шовинистов тоже - следующее замечание. Процесс уже идет, и деструктивные факторы в нашей метакультуре не должны суметь ему воспрепятствовать. Другое дело, что когда они мешать перестанут, мы сможем надеяться на раскрытие креативного потенциала на всех уровнях (в том числе и на социальном), который у восточно-славянской общности, безусловно, есть.



Российская метадержава

Но Россия остается имперской страной. Что это значит? Что значит в наши дни быть “империей”? На эту тему - тему природы и закономерностей функционирования великодержавной государственности на протяжении всей мировой истории мы в настоящий момент пишем весьма объемное и подробное исследование. Вкратце мы можем сказать, что выделяем в мировом историческом процессов влияние некоторых объектов, которые мы назвали сметадержавами или империумами. Эти образования эмпирически могут быть наблюдаемы только косвенно, по косвенным признакам они и могут быть запеленгованы. Зона их воздействия не совпадает с территорией в пределах границ тех или иных государственных образований, но наиболее ярко это воздействие проявляется именно в политических и психических феноменах, связанных с функционированием мощных государственных образований. Они могут проявлять себя как в одном, так и в нескольких государственых образованиях. Более того, их влияние могут испытывать люди, даже не являющиеся гражданами соответствующих государств. В своем существовании эти объекты проходят определенные циклы, напоминающий циклы жизедеятельности однолетнего растения. На территории России и части постсоветского пространства в настоящее время продолжает выявлять себя третья “российская” (восточно-славянская) метадержава, родившаяся во второй половине XIX века, утвердившаяся в 1917-1918 году и продолжающая существовать, несмотря на то, что СССР распался и изменилась официальная государственная идеология и часть символики. Доказательствам факта, что часть современного постсоветского пространства подвержена воздействию именно этой, старой, “советской” метадержавы, а новая, “четвертая” не утвердилась - посвящена работа одного из авторов этого текста (Фёдора Синельникова) под названием “Циклы российского великодержавия и современность”.

Зоной максимального воздействия рассматриваемой метадержавы является государство Российская Федерация и психика людей, испытывающих по отношению к этому государству особое эмоциональное притяжение. Под сильным воздействием этой же метажержавы продолжает находиться Белоруссия. Прибалтика же, к примеру, полностью вышла из-под ее влияния.



Украинский прорыв

В настоящее время РФ является государством, в котором III Российская метадержава проявляет себя весьма интенсивно. Есть два фактора, препятствующих переходу России к демократии. Это претензии на роль интегратора постсоветского пространства и существование в РФ автономных национальных республик. Переход к демократии будет означать, что РФ отказывается от особой роли на постсоветском пространстве и готова не только "отпустить" постсоветские государства в ЕС, но и сама берет курс если не на вступление в ЕС, то на теснейшее с ним взаимодействие. Демократия в РФ приведет к консолидации политических наций в автономных республиках, что может привести к дезинтеграции РФ. Все это никак не может устраивать III Российскую метадержаву. Именно поэтому она сохраняет в РФ и других подконтрольных ей постсоветских государствах (признанных и непризнанных) авторитарную систему.

Но возможен выход из-под власти III метадержавы стран, связанных с Восточно-славянской метакультурой. Вернее, одной такой страны - Украины.

Украина проходила свое становление вдали от центра образования российских метадержав и сравнительно поздно попала под их контроль. Первая метадержава возникла как ответ на монгольское нашествие на северо-востоке Руси, и ее первым репрезентатором стал Александр Невский. И впоследствии именно Москва оставалась средоточием великодержавных систем в метакультуре. Украинская культурная общность имеет свои собственные задачи - украинская идентичность имеет свой высший идеальный полюс. И, что особенно важно, имеет особую традицию свободы (субкультура казачества). Однако даже и в низших своих аспектах украинская этно-национальная идентичность в условиях демократии не может быть помехой для реализации конструктивного развития. В условиях отсутствия метадержавы и при условии выбора европейского вектора украинские националисты будут не более опасны для гражданского общества и демократических ценностей, чем “Национальный фронт” во Франции. И это выгодно отличает Украину от России, идеальному полюсу которой противостоит III метадержава. Даже в состоянии деградации она сохраняет способность блокировать свободное выражение соборной души (а значит, творческих потенций, проявляющихся в любви и свободе) нашей метакультуры. Но ее освобождение может иметь и, так сказать, локальный характер.

Интересно, что высшие идеальные начала украинского сегмента метакультуры - проявляют себя на территории, изначально связанной с Восточно-славянской метакультурой. “Киев - мать городов русских”. Украина, повторим, никогда не была зоной максимально интенсивного проявления ни одной из трех метадержав нашей метакультуры. Восточно-славянская метакультура сейчас, на новом витке своего развития, возвращается к своим доимперским началам. И происходит этот процесс на Украине. Он начался еще в XVI веке, но только сегодня он достигает своего итога. Даже если мы ошибаемся, и миссия метакультуры не может быть выполнена только одной ее страной, окончательное освобождение Украины от власти III мета-державы является залогом освобождения от нее и самой России.

То, что мы сейчас наблюдаем на Украине, является очередным (и хочется верить, последним) актом длительной драмы освобождения одной из соборных душ Восточно-славянской метакультуры – Соборной души Украины. Первый акт – это события 1989-91 гг., второй - Оранжевая революция 2004 г. И вот сейчас на наших глазах разворачивается третий акт.

Освобождение Украины от власти III Российской метадержавы открывает возможность брака Демиурга и Соборной Души метакультуры. В переводе с языка андреевского мифа на общечеловеческий это означает возможность раскрытия всех творческих конструктивных потенций, заложенных в восточно-славянском культурном мире, раскрытие этого мира в мир глобальный - и осуществление основных задач, часть которых мы попытались описать выше. Для реализации этих целей предельно необходима максимальная дружественная открытость миру - без такой открытости возможность полноценного культурного синтеза останется закрытой.



"Русские украинцы"

Во время последней украинской революции, которая еще не закончена, окрепла новая общность - мы условно называем их "русскими украинцами". Это люди, для которых, вне зависимости от их этнической самоидентификации, родным или основным языком является русский, и которые считают себя частью украинской гражданской нации и разделяют ее заявленные на Евромайдане ценности. Возможно даже, что более корректно говорить не столько о "русских украинцах", сколько об уникальном культурном феномене, существующем в Украине: двуязычный украинец может быть носителем этого "русско-украинского" сознания. Он может быть и украинцем и русским - в культурном и языковом планах - при этом оставаясь украинцем в плане своей этнической и гражданской самоидентификации.

Именно эта общность, сохраняя связи с русским сегментом восточно-славянской метакультуры, сможет стать ключевым моментом в освобождении соборной души метакультуры из-под гнета великодержавия. Именно "русские украинцы" могут стать миной под стенами авторитарной цитадели. Именно они могут образовать мост между расходящимися политически российским и украинским обществом - и наряду с русской диаспорой в других странах сформировать Свободную Русь. В условиях открытых границ эта Свободная Русь будет оказывать все более серьезное влияние на процессы, идущие в российском обществе, находящемся под контролем авторитарного государства.

В этой ситуации предельно важно, чтобы количество этих "русских украинцев" было достаточно велико. Создается впечатление, что на Майдане таких около трети. Это обнадеживающая цифра. Крайне желательно в свете вышесказанного, чтобы активность русских украинцев сохранила целостность Украины - или хотя бы минимизировала количество оторвавшихся русских территорий, которые практически неизбежно попадут в орбиту российского великодержавия (при этом став едва ли не его оплотом в результате радикализации по типу Приднестровья). С другой стороны, крайне необходима толерантность к "русским украинцам" или хотя бы к нейтрально настроенным этническим русским со стороны этнических украинцев, активно участвующих в революционных событиях. Будем надеяться на то, что восторжествует доброта и мудрость - и гражданская украинская нация сможет начать свой полноценный исторический путь достойно. Для достижения этого состояния должна быть решена прикладная задача - гармонизация украино- и русскоязычного пространства на Украине. Русскоязычного - не означает пророссийского имперского и пост-советского. Вернее - не должно означать. И здесь усилия нужно приложить как украиноязычным так и русскоязычным гражданам страны. Тем более, что на Украине существует уникальный феномен свободного двуязычия у миллионов ее граждан - не суржика, а именно двуязычия.

Так что, может быть, тем русским, которые являются носителями новой (мета)культурной идентичности, для начала придется эмигрировать из великодержавной России на Украину - осуществлять там наши общие задачи.

Значительная часть русскоязычного населения Восточной и Южной Украины остается в сфере влияния российского великодержавия. Однако у людей, имеющих в сознании имперскую компоненту, есть возможность стать не только "русскими украинцами", но и "русскими европейцами". Этот путь предполагает изживание имперского комплекса. От их выбора зависит не только их личная судьба, но и становление метакультуры, осуществление ею своей планетарной миссии.



Вместо послесловия. Украина как восточнославянская Галилея

Представляется интересным и эвристичным сравнение Украины с Галилеей. "Из Украины (от хохлов, бандеровцев, майданутых) может ли быть что доброе?" - аналог такой фразы, причем произнесенный без всякого лукавства, можно услышать от поклонника российского великодержавия. Могущество России и низвержение загнивающего вашингтонского обкома - вот, собственно, все, что такой псевдопатриот сможет высказать в оправдание своей позиции.

Действительно, Украина - пространство, которое издавна воспринимается в Москве и Петербурге как периферия метакультуры. Но в перифериях сокрыт огромный потенциал. Украина, которая станет первой восточнославянской страной, вступившей в ЕС (не столь важно, когда именно), действительно подобна эллинизированной Галилее. Подобно Галилее, она в экономическом и политическом плане отстает от Великой России, с ее Дворцом Ирода и Храмом первосвященника. Интересно даже совпадение этимологий: Украина - окраина, край; Галилея - область, провинция, местность, округа. Но в этом краю-окружности - как на казацком круге - открывается свобода Соборных душ - и всей метакультуры, и одного из аспектов украинского народа. И этой край-окраина - эсхатон - приближает эсхатологическую развязку драмы не только нашей метакультуры.

Re: Украинская революция и миссия метакультуры

СообщениеДобавлено: 29 янв 2014, 09:03
Ахтырский
На всякий случай - перевод надписи на изображении: "Украина - это Россия. Но свободная".

Re: Украинская революция и миссия метакультуры

СообщениеДобавлено: 30 янв 2014, 07:41
Ахтырский
Что еще важно: миссия нашей метакультуры (если она еще не переложена на другие плечи) не может быть реализована в отрыве от миссии метакультур Запада. Она может быть реализована только в преемственности. Фантазии об особой роли авторитарной не-демократической России, в которой нет гражданского общества, не уважаются права личности - это всего лишь мечты о некоем особом величии, не имеющем этической компоненты, и особой "духовности", проявляющейся в основном в ритуалах и чинопочитании.

Формальное "единство метакультуры" дает не дружбу между народами", но, напротив, приводит к фашистско-нацистским следствиям. Дружбы между народами в "единой России" становится все меньше. А про отношение к иным культурам - не и разговора. Видимо, обитатели "единой России" почитают за счастье контакты с китайцами и индийцами, очень любят Черную Африку. И вообще так называемых "мигрантов".

Re: Майдан в метаистории - позиция Фёдора Синельникова

СообщениеДобавлено: 19 фев 2014, 02:03
Ахтырский
Alexander:

Возможна ли после всего этого Роза Мира в России?

Фёдор Синельников:

А зачем вообще нужна такая Россия, в которой даже на андреевских форумах кипит патологическая истерия патриотов? Кипит, но никак не выкипает. Российская государственность давно стала разлагающимся кадавром на дороге истории. И произошло это не в 1917 г. и даже не в 1819 г. Сейчас этот кадавр гальванизируется инфернальными чудовищами и поднимается из гроба истории, в котором ему уже давно самое место. А российские великодержавные патриоты сегодня - это жалкие скорлупы, из которых давно высосан всякий творческий дух. Вы посмотрите на все эти патриотические форумные, да и не только форумные, хари и рожи. Даниил Андреев им нужен для оправдания собственной несостоятельности - умственной, физической, социальной, культурной. Они пытаются опереться на его авторитет для подкрепления своей патологической ориентации - духовной, а не физической. Впрочем, на что они ориентируются физически - тоже вопрос открытый. Просто удивительно, как вся эта свора сознательно выбирает в качестве поклонения те сущности, которые самим Даниилом Андреевым определены как демоны и блокираторы исполнения миссии метакультуры. Это поклонение демонам великодержавия и есть самый настоящий сатанизм - глубоко осознанный их скудным умом и прочувствованный большим, но гнилым сердцем. Сатанизм - это ведь не рисование пентаграмм прыщавыми подростками на заброшенном кладбище. Печально, что вся эта патриотическая нечисть пытается лезть своими немытыми и алчными руками в сокровищницу русской культуры.

Re: Майдан в метаистории - позиция Фёдора Синельникова

СообщениеДобавлено: 19 фев 2014, 12:05
Ахтырский
Я понимаю, советско-российские державники не понимают, что такое, например, демиургическое влияние. Недаром им так полюбилась (некоторым) теория, что демиург и уицраор - это одно. А если не одно, то два уровня одной системы. так жить проще и понятнее. Наши и ваши. Все путем.

Они полагают, что зло, идущее с Запада, нарочно принимает форму добра. Это добро непосредственно финансируется ЦРУ и при сворачивании финансировании немедленно исчезает. А вегетарианцы без дотаций оскаливают клыки и, быстро минуя стадию коровок и крыс, набрасываются друг на друга с гастрономической целью. Он же там на Западе озверели совсем. Где доказательство озверения? Правильно, пи---сы.

Так и есть - державнику гражданское общество видится милой либо неуместной рюшечкой при его возлюбленном. И если она сочтена неуместной - права качает сильно, реальые куски власти изо рта почитаемого дракона вынимает и выкидывает на помойку (гражданское общество шаввой не питается) - ну, или как Фродо кольцо в Ородруин выкинул - вот это уже реальные отм орозки, которые, с точки зрения державника должны быть уничтожены хоть кем, пусть даже враждебным уицраором - так СССР помогало западным властям противодействовать революции конца 60-х.

Re: Флейм

СообщениеДобавлено: 19 фев 2014, 16:20
BG777
Ахтырский писал(а):Российская государственность давно стала разлагающимся кадавром на дороге истории.
Хорошо сказано :grin: Даже запишу)
Ахтырский писал(а):российские великодержавные патриоты сегодня - это жалкие скорлупы, из которых давно высосан всякий творческий дух.
Отсюда и востребованность замшелых авраамических культов (именно обрядовости, а не понимание принципов учения и следование ему). Христос о таких говорил, что ~многие чтят меня языком, но не следуют сути ~сердце же их отстоит далеко от меня. // Ничего нового не способны увидеть или создать.
Ахтырский писал(а):поклонение демонам великодержавия и есть самый настоящий сатанизм
Тут разводят на внушении того, что свобода означает уход в джунгли к диким хищникам. imho. Жаждущий силы, как правило, внутренне очень слаб. И стремится к внешней компенсации. В принципе, ноги тут растут из риторики ВЗ. Вокруг, де, рыщут волки и агнцы не должны далеко отходить от пастыря. А тем более за изгородь, которую этот пастырь в своей заботе о сохранении стада установил.
Боящийся зла в себе ненавидит свободу в принципе, потому что боится потерять контроль над скелетами в собственном шкафу. Свобода это отсутствие опоры, единого авторитета (эталона-синхронизатора, центра, единой на всех и каждого «правильности» - всё очень сильно усложняется неопределённостями и тд, сомнениями, необходимостью личного поиска ответов..). А уж другие люди видятся при этом ещё менее способными к сопротивлению и проработке теневых аспектов. Поэтому такая реакция - занавесить шторки. imho. Да ладно бы себе, но ведь и всем лезут занавешивать.. Пытаются судить за других о душеполезности того или иного, в своей попытке монополизировать самое понятие духовности и тд Что отличает толпу от подлинного братства? // Если бы человек являлся только телом, то расеологию и проч., можно было бы как-то оправдать, но... мысль моя понятна и так, полагаю, а то замучился пальцем по планшету стучать..

За рамки всех ограничений,
Нектар бессмертия вкусивши,
Они идут из мира тени,
Пьянённые любовью высшей.

«когда восходит солнце любви к человеку, становятся мусором сами понятия веры и безверия»

Телесные стремятся организовать государство по понятиям дележа дикими зверями своих охотничьих угодий. Другие же менее связаны земными границами и тд