Страница 1 из 1

Система варн и общество Запада

СообщениеДобавлено: 04 фев 2014, 16:22
Ахтырский
В кругах генонистов-традиционалистов, части ньюэйджеров, теософов, антропософов и современных западных индуистов принято с той или иной долей одобрения говорить о так называемом "варновом обществе". Это варновое общество мыслится ими как традиционное и противополагетеся контр-традиционному современному. Как правило (но не всегда), сторонники варнового общества полагают, что общество и реальность в целом деградируют - в этом они ориентируются на индуистскую концепцию кальп и юг, согласно которой мир деградирует и находится на последнем этапе своего существования.

Говоря вкратце, варновое общество предполагает принципиальное онтологическое неравенство между людьми - вплоть до не-признания идеи единства человечества.

Западное либерально-демократическое общество сторонники варнового общества считают несовершенным по причине видящегося им нарушения правильного варнового порядка. С их точки зрения, западное общество есть общество вайшьев, "третьего сословия", что приводит западные общества к отходу от идеалов этико-мистического совершенствования, мужества, чести - место же идеала занимают идеи обогащения, повышения комфортности и безопасности, конформизм.

Такие критики намеренно или ненамеренно забывают одну существенную вещь. Основная ценность западного общества - отнюдь не капитал и не безопасность, но свобода. И оппозиция свободы и безопасности создает один из главных идейных конфликтов в современном западном обществе.

Принцип свободы призван гарантировать возможность перехода из одной социальной страты в другую, что не дает стратам замкнуться. С другой стороны, все cоциальные страты функционируют в пределах единого законодательства. Страты оказываются пластичны - и внутристратовые законы оказываются законами всего социума - либо необязательными к исполнению обычаями той или иной социальной группы.

Нелепо полагать, что западное общество лишено страт, аналогичных индуистским брахманам и кшатриям. Разумеется, смыслы по-прежнему генерируют мудрецы и интеллектуалы - собственно, те, кто в состоянии их генерировать. Кшатрии нового века - все те же администраторы, управленцы, менеджеры разных сфер, вплоть до архетипической для кшатрия военной сферы. Сюда же, видимо, относятся законодатели и юристы.

Однако западное общество - общество с намеренно размытыми социальными границами. Современные аналоги вайшьев - особенно во все расширяющей свое пространство сфере высоких технологий - являются одновременно брахманами и кшатриями. Достаточно вспомнить проект Джобса и Возняка. Критики-тардиционалисты утверждают, что Западом правит "третье сословие" - вайшьи. Но этот взгляд однобок. Западный мир более не является миром третьего сословия. Современное западное общество характеризуется ростом влияния самоорганизующегося гражданского общества и представляет собой сложнейшую систему сдержек и противовесов, в котором власть отнюдь не сконцентрирована в руках крупных финансистов, как обычно принято думать в среде недоброжелателей Запада. К примеру, влиятельные экологические non-profit организации могут иметь куда больший социальный вес, чем крупные банки или ТНК. А бизнесмены, жертвующие деньги на благотворительность, часто никак не вмешиваются в работу спонсируемых ими университетов, культурных проектов или благотворительных фондов.

Следует понимать, что западным обществом правят отнюдь не только деньги, но нематериальные ценности этического порядка.

Пресловутую духовную смерть Запада часто видят в утрате западным обществе некоей "пассионарности". Европа крестовых походов, с точки зрения критиков, заплыла жиром и забыла о высоком. Следует признать подобный взгляд поверхностным, ориентирующимся на отжившие, обветшавшие идеалы - точнее, не сами идеалы, а их внешний эстетический аспект. Забрала и копья - вот чего не хватает в западной реальности таким критикам.

Однако, казалось бы, западные брахманы изобрели, а западные кшатрии взяли на вооружение самое мощное оружие из известных землянам. Вместо забрал - системы противоракетной обороны. Вместо копий - крылатые ракеты. Но работа брахманов как бы обесценила для романтического критика образ кшатрия. Кшатрий-рубака уступил место кшатрию-менеджеру. Современный кшатрий нажимает на кнопки в своем кабинете, и выполняет свою задачу куда эффективнее класического альфа-самца с горой металла в руках, на голове и на теле.

Не будем забывать и о таких вещах, как спорт и массовая физкультура. Экстремальный туризм и волонтерство, сопряженное с риском для жизни. Все эти вещи находят первостепенное развитие именно в западных обществах - жиром в них заплывают как раз низшие слои общества, являющиеся низшими именно по причине невысокой мотивации. Склонность к конформизму и безопасности у западного обывателя ничуть не выше, чем в среднем по планете.

В итоге оказывается, что критики западных обществ, любящие варновую систему, критикуют Запад не за отсутствие варновых схем. А за то, что Запад ими мыслится как конкурент их собственному государственному или религиозному образованию. Отсутствие брахманов и кшатриев на Западе, власть вайшьев - это миф в информационной войне, призванной дискредитировать образ западных обществ. В наиболее же простом случае адепты варновой системы являются фундаменталистами, для которых прежде всего важны не смыслы, а внешние социальные формы, которые на современном Западе не соответствуют шариату, канонам соборов или шастрам - и иным описаниям внешнего благочиния.

Идеалистичность западных обществ на порядок выше, чем в обществе российском. Есть основания предполагать, что она значительно выше и по сравнению со многими другими культурными зонами, в которых сильна "традиционная культура", "традиционное общество". Идея духовного и социального служения по-прежнему животворит западный мир и движет его по пути совершенствования. Чем меньше в обществе свободы, тем ниже подлинная социальная солидарность, тем выше уровень эгоизма и атомизации в социуме. Ценность материального комфорта и чувственного наслаждения как раз весьма характерна именно для "традиционного общества". Однако социальная мотивация абсолютного большинства подданных в несвободных обществах ограничивается именно стремлением к богатству. Будучи экстраполирована на западное общество, эта ценность специфическим образом искажает видение такого традиционалиста. Видя преуспевание западных обществ, такой критик склонен связывать их преуспеяние именно с тем, что оно явилось главной ценностью людей Запада. Однако основной ценностью Запада была и продолжает оставаться свобода и мирное существование людей в условиях максимизации свободы.

У западных обществ множество проблем - но, как и в любые времена, в нем есть место и героизму, и духовному порыву. И тем больше этого места, чем в большей степени человек чувствует себя свободным. Шестеренка никуда не рвется и подвиги совершать не в состоянии. Она просто двигается безвольно и по внешнему приказу. Так что бессмысленно говорить о высокой духовности общества Северной Кореи и о его духовном порывании к идеям чучхе. В таком обществе могут быть индивиды с немалыми личностными достоинствами - но обязанность кшатриев в таком обществе есть обеспечение перехода такого общества в более свободное и творческое состояние, и то же можно сказать и о северокорейских брахманах.

За "высокую духовность" сторонниками "традиционного общества" выдается силовое, внешнее ограничение, налагаемое на нижестоящих. Аскетизм такого общества принудителен, нравственность держится на штыках стражи и угрозах жречества. Тирану и рабу тирана, согласному со своим рабством, общество с более высокими степенями свободы представляется хаотичным, бессмысленным, разболтанным, аморальным, развращенным - перечень можно продолжать долго. Любому критику западного либерализма стоит задуматься - что именно он критикует. Критикует ли он Запад просто как геополитического противника - или же он уподобляется лисице с ее оценкой винограда, прапорщику из анекдота, вопрошающему: "А если вы такие умные - то почему строем не ходите"?

Re: Система варн и общество Запада

СообщениеДобавлено: 04 фев 2014, 20:34
Слава
Если вам угодно, я готов обсудить эту тему. Только вам придётся отказаться от методов традиционной демагогии. Для начала предлагаю признать, что вы( намеренно или по незнанию) путаете понятия "варны" и "касты".. и ознакомиться с одним из вменяемых текстов, которые выдал мне гугл на эту тему. Оговорюсь, что сам пробежал его по-диагонали, но в целом он произвёл впечатление вполне разумного. Если вам действительно - давайте разберёмся. У нас уже поздно, завтра продолжу.
http://cytadel.org/articles/varny-evolyutsionnaya-karta-cheloveka-i-obshchestva/ru#varny4

Re: Система варн и общество Запада

СообщениеДобавлено: 05 фев 2014, 00:25
Ахтырский
Хорошее начало ;-) Попрошу в студию характерные примеры моей "традиционной демагогии" - и мы их можем разобрать в отдельной ветке.

Предлагаю Вам признать, что я прекрасно знаю, в чем разница между варнами и кастами. Четыре "ведические" страты - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры - это именно варны, а не касты. Так они и названы в моем тексте.

Re: Система варн и общество Запада

СообщениеДобавлено: 05 фев 2014, 06:29
Яник
Слава писал(а):Если вам угодно, я готов обсудить эту тему. Только вам придётся отказаться от методов традиционной демагогии. Для начала предлагаю признать,

Ахтырский писал(а):Хорошее начало Попрошу

А я бы не отвечал на такое "Хорошее начало". Добренькие вы, либерасты.

Re: Система варн и общество Запада

СообщениеДобавлено: 06 фев 2014, 01:18
Слава
Ахтырский писал(а):Предлагаю Вам признать, что я прекрасно знаю, в чем разница между варнами и кастами. Четыре "ведические" страты - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры - это именно варны, а не касты. Так они и названы в моем тексте.

И рад бы, да не получается.. Ибо вот это :
Ахтырский писал(а):За "высокую духовность" сторонниками "традиционного общества" выдается силовое, внешнее ограничение, налагаемое на нижестоящих. Аскетизм такого общества принудителен, нравственность держится на штыках стражи и угрозах жречества.

никак не соответствует истине. И многое другое в тексте - тоже. Вы используете названия варн, но разумеете таки касты. Т.к. в варновой концепции нет отношений типа "выше-ниже", а также и "давления и угроз жречества..".
Если вам было недосуг почитать по ссылке, я притащу сюда несколько цитат.
Дошедшая до нас система варн, которую используют, и, насколько известно, использовали индоевропейцы какое-то время назад, содержит четыре упомянутых выше группы: шудры, вайшью, кшатрии, брамины.

Однако, в большей степени, эту потерю различения следует отнести к следствию процесса упадка понимания механики варн. Этот длительный процесс распада, законы которого требуют отдельного изследования и изложения, проявился в том, что значительная доля практического смысла варнового деления трансформировалась в поддержание иерархии подчинённости в обществе, ориентированной на управление наследственной передачей власти и распределением материальных благ. Варны превратились в джати, в обычные касты, когда критерий различения уже можно отнести к области животного мира, где появляется отношение «вожак-подчинённый». Человеческая же способность к различению степени осознания, внимания к цели существования, и действования в соответствии с этим, осталась на периферии понимания, особенно в контексте социального строительства. Именно перераспределение эволюционного импульса с уходом максимума в сторону социального уровня привело к такому положению.


Именно это противоречие между формой и содержанием вызывало и вызывает осознанное и неосознанное недовольство по поводу варновой системы: фактическое положение человека на эволюционной шкале может не совпадать с формальным, наследственным. Шудра, родившийся в семье браминов, всё ещё занимает браминское положение. Кшатрии среди шудр организуют восстания, тем самым реализуя свой эволюционный потенциал, дезавуированный кастовой системой.


Т.е. вы должны понять, что варна - это не наследуемый титул, а врождённое (или приобретённое, что редкость) внутреннее свойство человека, вроде как ТИМ у социоников. И в исконно-арийском исходнике так и было. Видящий жрец уже при рождении младенца мог определить его будущее предназначение, определяемое его свойствами. Получится из него воин или же он - шудра по природе своей. И занятие того или иного положения в социуме никак не зависит от знатности рода или богатства, но, в основном, зависит от таких способностей как осознание, воля, разум.
Изображение
Там ещё много красивых картинок, не поленитесь посмотреть, чтобы мне не тащить их все сюда.

Но беда в том, что всё хорошее в этом мире рано или поздно извращается. Так же и эта система, которая позволила некогда дикарям построить цивилизованное общество, была извращена и заменена кастовой системой, при которой стало возможным для парий занять места браминов, а вайшьям становиться царями. И последствия этого мы можем наблюдать в современном, и не только западном, обществе. То, что вы считаете благом ( напр. т.н. "социальные лифты") - верный путь к деградации.
И не удержусь, чтоб не привести ещё длинную цитату, уж больно красиво умеет чел буквы складывать - мне так не сложить.. :smu:sche_nie: Я больше к деланию способен.. :a_g_a:
Современное общество не ставит своей целью рост человека, как осознающего существа. Само понятие осознания выведено скорее в философский дискурс, который работает с ним сугубо интеллектуально, неуклюже и поверхностно, занимаясь по большей части витиеватым рефлексированием, а не развитием. Осознанная и технологичная работа в этой области – удел скорее одиночек: йогов, монахов, адептов экзотических традиций, шаманов. Эти практики выведены в факультатив общественной деятельности, выхолощены, сведены к виду хобби или спорта. Такое положение очевидным образом сказывается на состоянии как отдельных людей, так и общества, в которое они объединены. Мы потеряли много знания и опыта, которые способствовали созданию такой социальной среды, в которой рост силы и осознания был бы первым, главным императивом и культурным вызовом. А ведь именно осознанность каждого из членов общества в сумме повышает способность любых социальных структур в любой области деятельности.

Как уже говорилось, варны – инструмент. Один из инструментов понимания, определения картины мира, в котором ясно присутствует эволюционное намерение и способы движения вверх. И для человека, и для общества, и для государства, обладание и осознание такого намерения и инструментов для его исполнения – ключевой момент не только развития, но и элементарного существования в сколь-нибудь удалённой перспективе.

Не стоит по-простецки считать, что введение кастовости, а-ля Индия, есть цель и панацея. Варны имеют слабое отношение к социальному делению, и только профанация идеи может привести к тому, чтобы ещё раз закрепить очередную форму социальной стратификации на неких, пусть даже умозрительно-благородных принципах. Варны предоставляют крупномасштабную карту, план, исходя из положения на котором можно видеть более широкие пространства для своего эволюционного движения, а не крутиться, как белка в колесе, внутри узких границ. Именно такой широкий вид помогает человеческой воле зацепиться за далёкое, чтобы подобно лебёдке, вытянуть себя из потенциальной ямы своего текущего состояния в более развитое. Социальные структуры обязаны помогать человеку в этом, изходя из его непосредственного состояния, а не по опосредованным ярлыкам, которые человек несёт из-за общественной ригидности, близорукости и инертности.

Стратегическим для личного, общественного и государственного строительства является не формализации некоего инструмента в своих правилах, а намерение на осознанную работу в этой перспективе, привнесение её с периферии внимания в фокус деятельности. При наличии такого намерения, инструменты могут изменяться и заменяться в зависимости от текущих условий, с сохранением ясного и дальновидного целеполагания, а также организованных усилий в продвижении к поставленным целям.


Ещё раз .. уже прошу прочесть всю статью по ссылке. Только тогда можно предметно говорить, ибо у нас явно разный понятийный аппарат.

Re: Система варн и общество Запада

СообщениеДобавлено: 06 фев 2014, 08:07
Ахтырский
Слава писал(а):Вы используете названия варн, но разумеете таки касты. Т.к. в варновой концепции нет отношений типа "выше-ниже", а также и "давления и угроз жречества..".

Вы говорите об идеальном представлении о варновой системе. Реальная варновая система вляд ли такой когда-то была. Во всяком случае, исторических данных о ее реальном функционировании у нас нет.
Слава писал(а): варна - это не наследуемый титул, а врождённое (или приобретённое, что редкость) внутреннее свойство человека, вроде как ТИМ у социоников. И в исконно-арийском исходнике так и было.

В исторической действиетльности мы имеем дело именно с наследуемыми титулами - плюс исключения. Шудра действительно мог поднять восстание, захватить власть, и его начинали считать кшатрием, к примеру.

Относительно "внутренних свойств человека" - я полагаю, что возможность совершенствования и соединения с Богом есть у каждого живого существа - и изначальная природа у них одна.

именно в "традиционном обществе" социальные страты законсервированы. Если хотите, то современное западное гражданское общество представляет собой попытку реализации именно Вашего, "идеального" взгляда на сисему варн. Каждый человек в нем, предполагается (не все тут гладко, но над этим работаем), имеет возможность проявить себя в различных сферах деятельности и найти свое призвание и реализацию сообразно своим качествам. Брахманы в этой модели работают в системе образования, они призваны помогать человеку определиться с выбором рода занятий.
Слава писал(а):То, что вы считаете благом ( напр. т.н. "социальные лифты") - верный путь к деградации.


Тогда Вы противоречите сами себе. Если случилось так, что шудра по качествам родился у брахманов или наоборот - именно что должны быть социальные лифты, чтобы каждый занял положение, соответствующее своим качествам и способностям.

Можете считать, что в западном обществе и так есть варновая система - усовершенствовавшая ригидную систему каст. Вот тут употреблю именно это слово. Ее еще есть куда усовершенствовать, безусловно. Будем работать в этом направлении. Причем цель работы - в ее ликвидации. В Духовной Вселенной варн нет - там все находятся на высочайшем уровне осознания.

Re: Система варн и общество Запада

СообщениеДобавлено: 06 фев 2014, 12:33
Слава
Ахтырский писал(а):Вы говорите об идеальном представлении о варновой системе. Реальная варновая система вляд ли такой когда-то была. Во всяком случае, исторических данных о ее реальном функционировании у нас нет.

У нас нет правдивой истории 20-го в., что можно говорить о Золотом веке древности.? Однако мифы народов и материальные артефакты косвенно свидетельствуют о достаточно высоком уровне культуры "традиционных обществ" на фоне дикости обществ "либеральных".. по тем временам))

Ахтырский писал(а):Относительно "внутренних свойств человека" - я полагаю, что возможность совершенствования и соединения с Богом есть у каждого живого существа - и изначальная природа у них одна.

Возможность совершенствования.. теоретически есть у всех, но на практике..? как вы видите, например, превращение шудры-пахаря Сандро в кшатрия Александра Великого, или парии-лицедея Петросяна в брамина Кришнамурти.. У меня не получается такое представить :nez-nayu: А соединение с Богом происходит не только у асов, но у каждого человека на своём месте( несущего свой крест).

Ахтырский писал(а): Если хотите, то современное западное гражданское общество представляет собой попытку реализации именно Вашего, "идеального" взгляда на сисему варн. Каждый человек в нем, предполагается (не все тут гладко, но над этим работаем), имеет возможность проявить себя в различных сферах деятельности и найти свое призвание и реализацию сообразно своим качествам. Брахманы в этой модели работают в системе образования, они призваны помогать человеку определиться с выбором рода занятий.

Я и хотел бы это видеть, но не вижу.. Я вижу , что губернаторами и президентами сверхдержав становятся клоуны, что торговцы берутся учить детей, при том, что подлинные брахманы отринуты от общества, как неприкасаемые, а настоящие воины влачат долю шудр.
Но если вы ( кто?) работаете над исправлением ситуации - это вселяет надежду.. хоть и слабую.

Ахтырский писал(а):Тогда Вы противоречите сами себе. Если случилось так, что шудра по качествам родился у брахманов или наоборот - именно что должны быть социальные лифты, чтобы каждый занял положение, соответствующее своим качествам и способностям.

Ничуть. Не лифты, а система распознавания варн на ранней стадии воспитания и распределения по сферам дальнейшего обучения и деятельности согласно им. В какой-то мере эта система работает в любом обществе, но т.н. "лифты" зачастую работают по воле хозяев этих самых "лифтов", и т.о. возносят наверх не тех, кто этого достоин. Это происходит особенно наглядно в вертикально-пирамидальных структурах, каковые и демонстрирует западная модель. В традиционных обществах востока хороший кузнец, например, не менее уважаем, чем священнослужитель.Там как-раз больше горизонтальных связей. Никто не выше и не ниже, просто каждый на своём месте. Хотя и на востоке работы в этом направлении предстоит много.

Ахтырский писал(а): В Духовной Вселенной варн нет - там все находятся на высочайшем уровне осознания.

ПМСМ, это - иллюзия. Там всё ровно так же. "Как внизу - так и наверху"

Re: Система варн и общество Запада

СообщениеДобавлено: 06 фев 2014, 14:08
Sarmat
Слава, это в Индии могли понять:

http://www.cossack.su/down/open/dzhigit ... svetu.html

То что восток предлагает путин и его комапания, это совершенно другое.
И в самой Индии не так как кажется.

А про социальный лифт:

http://www.ntv.ru/novosti/466976

Нам нужны такие брахманы?